29 декабря 2017г.
Аннотация: обоснована актуальность исследования, а также сформулированы основные проблемы процесса организации эффективного учета и контроля проведения практик среди обучающихся. Разработана функциональная модель деятельности сотрудников деканата инженерного факультета АГЗ МЧС России по организации и проведению различных видов практик с обучающимися. Разработана модель базы данных, обеспечивающая работу программного модуля.
Ключевые слова: практика, образовательная организация, функциональная модель, база данных, информационная система.
Одной из проблем современной образовательной организации высшего образования является организация эффективного учета и контроля проведения практик среди обучающихся. Большое количество мест проведения практик и множество отрабатываемых установочных и отчетных документов с одной стороны, и разнообразие видов и продолжительности практик для обучающихся с другой стороны, требует формирования новых подходов к организации автоматизированного учета процессов организации и контроля проведения практик в вузе [1].
Практика обучающихся в образовательных организациях высшего образования (ОО ВО) является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Основными видами практики обучающихся ОО ВО являются: учебная и производственная, включая преддипломную практику. Решение должностными лицами ОО ВО задач по организации и контролю проведения практик происходит по схеме, представленной на рис. 1.
Основным сотрудником в учебной
части
инженерного факультета (ИФ), отвечающим за проведение практик студентов, является заведующий учебно-консультационным пунктом (УКП). Учебный отдел
предоставляет руководящие документы заведующему УКП. Он дает указание документоведу факультета на разработку проекта приказа (ПП). Тот, в свою очередь, делает запрос документов для подготовки ПП у методиста факультета и взаимодействует с организацией, предоставляющей
место проведения практики,
для оформления заявки на пропуск и определения списка мест прохождения практики. Так же документоведу поступает федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению
подготовки (ФГОС ВО 3++ по НП) и образовательная программа от методического отдела. Обучающийся
должен предоставить паспортные данные документоведу для заключения договора с организацией. От выпускающей кафедры ИФ методисту поступает программа практики, фонд оценочных средств (ФОС) по
практике и список ответственных за проведение практики. Затем заведующий учебным кабинетом собирает с обучающихся заполненные журналы прохождения практики и отзывы руководителей практики, от методиста получает документы для составления отчета прохождения практики и готовый отчет предоставляет заведующему УКП, который на основе данного отчета составляет отчет проведения практики
и передает его в учебный отдел. Так же итогом процесса проведения практики является оценочная
ведомость, которая предоставляется учебному отделу заведующим учебным кабинетом.
В настоящее время все процессы, связанные с организацией и контролем проведения практик с обучающимися инженерного факультета не автоматизированы.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что в УКП и выпускающих кафедрах ИФ АГЗ МЧС России задача автоматизированного учета и контроля проведения практики
обучающихся полностью не решена. Сотрудники УКП и кафедр вынуждены тратить много времени на поиск необходимой оперативной информации о местах и результатах прохождения практик, ее обработку и
консолидацию, что значительно снижает эффективность их работы [2].
Целью работы является разработка проекта информационной системы (ИС) учета и контроля проведения практик среди обучающихся на примере инженерного факультета АГЗ МЧС России.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: проведено исследование ИФ АГЗ
МЧС
России в части решения задачи учета и контроля проведения практик; разработана модель существующих процессов по учету и контролю проведения практик; сформулированы требования к разрабатываемой ИС учета и
контроля проведения практик; проведен анализ существующих ИС, решающих
задачи автоматизированного учета практик; разработана функциональная модель
деятельности
должностных лиц по учету и контролю проведения практик; разработан проект базы данных ИС учета и
контроля проведения практик. Далее приведены основные результаты проектирования ИС.
Функциональная модель деятельности должностных лиц по учету и контролю проведения практик
была разработана в среде инструментального средства CA ERWin Process Modeler с использованием
стандартных нотаций IDEF0 и IDEF3 [3].
На рис. 2 представлена контекстная диаграмма верхнего уровня, отражающая деятельность
сотрудников подразделений
АГЗ
МЧС России
по
организации
и проведению практик обучающихся.
Данная диаграмма отражает перечень входных документов и информационных потоков, а также
руководящих документов, регламентирующих работу должностных лиц инженерного факультета по
организации
и контролю проведения практик. Перечень формируемых в результате выходных документов и
отчетов показаны справа в виде выходящих из прямоугольного блока стрелок (интерфейсных дуг).
Декомпозиция этой диаграммы была выполнена в соответствии со стандартом IDEF0 и включила в
себя следующие подсистемы:
«Подготовить проект приказа на проведение практики»;
«Разработать документы для организации проведения практики»;
«Провести практику обучающихся»;
«Оценить качество прохождения практики обучающимися»;
«Сформировать отчеты по результатам прохождения практики».
Для связи указанных подсистем использовались внутренние интерфейсные дуги (стрелки): «Проект приказа на проведения практики», «Индивидуальное задание на практику», «Журнал отчета по практике», «Отзыв руководителя», «Отчет ответственного за практику», а также «Оценочная ведомость».
Контекстная диаграмма блока «Деятельность сотрудников подразделений АГЗ МЧС России по организации и проведению практики
обучающихся» (уровня А0) показана на рис.
3.
Аналогичным образом были разработаны диаграммы декомпозиции каждого из представленных на рис. 3 прямоугольных блоков (работ).
На рис 4. представлена декомпозиция центрального блока «Провести практику обучающихся», выполненная в соответствии со стандартом IDEF3.
Разработанная модель явилась основой для разработки модели базы данных ИС учета и контроля
проведения практик. Данная модель была разработана в среде инструментального средства CA ERWin Data Modeler в стандартной нотации IDEF1X [4]. На рис 5. представлена полная атрибутивная модель базы данных разрабатываемой ИС.
Разработанные модели лягут в основу создания прототипа ИС, автоматизирующей процесс учета и контроля за проведением практик с обучающимися инженерного факультета АГЗ МЧС России.
Список
литературы
1.
Ромашкова О.Н., Ермакова Т.Н. Повышение эффективности управления информационными
потоками в образовательном комплексе // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. 2016. № 57. С. 82-87.
2.
Ромашкова О.Н., Ермакова
Т.Н. Алгоритм работы с модулем «учебная деятельность» управленческой информационной системы для образовательного комплекса // В сборнике:
Исследование различных направлений современной науки VIII Международная научно- практическая конференция. 2016. С.
917-924.
3.
Prokhorov E.I., Ponomareva L.A., Permyakov E.A., Kumskov M.I. Fuzzy classification and fast rules
for
refusal in the QSAR problem // Pattern Recognition and Image Analysis (Advances in
Mathematical Theory and Applications).
2011. Т. 21. № 3. С. 542-544.
4.
Федин Ф.О. Возможности аналитических модулей в
информационных системах
образовательных учреждений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2013.
№ 1. С.
119.