Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О МОНИТОРИНГЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2018г.

Обучение по охране труда - это важное мероприятие, целью которого является приведение всех рабочих процессов в состояние максимально безопасное для работников. По данным Международной организации труда в мире от несчастных случаев на производстве каждые 15 секунд погибает 1 человек, а это почти 6000 ежедневно! Высокие показатели производственного травматизма - следствие целого спектра причин, одной из которых являются недостатки в обучении безопасным методам и приёмам выполнения работ. По сути, любая из причин травматизма, по которым ведется статистика (будь то неудовлетворительная организация производства работ или нарушение технологических процессов), может быть следствием недостатков в обучении по охране труда тех или иных категорий работающих. Исходя из вышеизложенного с уверенностью можно сказать о том, что обучение по охране является необходимым, так как позволяет обеспечить максимальную безопасность не только работников, но и производственных ресурсов. [4]

В Краснодарском крае вопросам обеспечения безопасности работников и обучения по охране труда уделяется огромное внимание. По данным на начало 2018 года в крае функционирует 110 организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области охраны труда. Для сравнения, в 2014 году таких организаций в крае было 76. Это говорит о том, что за прошедшие 3 года их количество резко возросло. Но будет ли это количество прямо пропорционально качеству предоставляемых образовательных услуг? Для ответа на этот вопрос необходимо создать инструмент для оценки эффективности деятельности подобного рода организаций. Таким инструментом стала разработанная нами методика проведения мониторинга эффективности. [5]

Для создания такой методики необходимо было, в первую очередь, определить критерии эффективности. Проанализировав нормативную и научную литературу по вопросам мониторинга эффективности деятельности разного рода организаций, мы выделили 6 направлений, которые оказывают существенное влияние на конечный результат, выражающийся в высоких показателях оцениваемых параметров. Среди таких направлений мы выделили материально-техническую и учебно-методическую базы, преподавательский состав, организацию и результаты образовательной деятельности. Помимо этого, нами был выделен раздел «дополнительных возможностей», который предусматривает оценку показателей, не относящихся к обязательным для осуществления образовательной деятельности в области охраны труда.

Помимо утверждения критериев, необходимо было определить периодичность, объем, порядок проведения мониторингового исследования, а также привлекаемые силы и средства. Следующий шаг - создание положения о проведении мониторинга эффективности, в котором определены цель, задачи, объекты и его организация. [1]

Основным инструментом, обеспечивающим получение информации об исследуемых объектах в ходе мониторинга, является анкета, разработанная в соответствии с определенными ранее критериями. Анкета состоит из 6 разделов:

1) организация образовательной деятельности;

2)   преподавательский состав;

3)   материально-техническая база;

4)        учебно-методическая база;

5)        результаты образовательной деятельности;

6)        дополнительные возможности.

В первом разделе представлены вопросы об объёме и направлениях подготовки, опыте деятельности (лет) образовательной организации, количестве учебных групп, наличии текущего контроля знаний.

Во втором разделе представлены вопросы о количественном и качественном составе штатного

преподавательского состава организации, об опыте их профессиональной деятельности; запрашивается информация о прохождении педагогами курсов повышения квалификации за прошедшие 3 года; помимо этого, учитывается качественный состав совместителей с учётом их основной должности.

В разделе вопросов, касающихся материально-технической базы, мы считаем необходимым учитывать информацию о площади для осуществления образовательной деятельности, количестве аудиторий и их технический оснащенности, наличии и количестве современных технических учебных средств (мультимедийный проектор, манекены, роботы-тренажеры, видеоаппаратура с видеофильмами по охране труда, компьютерные программы по охране труда, образцы средств индивидуальной защиты и др.) В этот же раздел мы поместили вопросы о наличии автоматизированной системе хранения и поиска информации по охране труда.

В разделе «Учебно-методическая база» содержатся вопросы о наличии методического кабинета по охране труда, информационной справочной системы. Также запрашиваются сведения о библиотечной системе, об изданиях учебной литературы самой организацией. Несколько вопросов уделяется на получение информации об учебно-методических комплексах (наличии и наполняемости, актуальности, практической направленности, соответствии нормативным требованиям).

В пятом разделе представлены вопросы о динамике и количестве обученных по направлениям подготовки, а также о наличии и результатах анонимного анкетирования слушателей (руководителей и специалистов по охране труда).

Заключительный раздел анкеты «Дополнительные возможности» содержит вопросы о деятельности организации помимо основной, а именно: участие и проведение мероприятий и конференций по охране труда, научно-исследовательская работа, проекты. В нём же представлены вопросы о возможности обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья, дистанционном обучении и официальном сайте организации в сети Интернет.

Полученные в ходе анкетирования данные анализируются и сравниваются с определенными пороговыми значениями на основании присвоенных балльных оценок. Исходя из этого, строятся лепестковые диаграммы, которые наглядно отражают положение ряда показателей исследуемого объекта относительно установленных пороговых значений для определения эффективности. Пороговые (минимальные) значения определяются на основании усредненных для каждого конкретного показателя.

Этап подведения итогов, включает подготовку документов по итогам анализа полученных данных, на основе которого формулируются рекомендации по оптимизации процесса предоставления образовательных услуг в области охраны труда, повышению качества их предоставления. Помимо этого, на заключительном этапе предусмотрено распространение результатов мониторинга среди организаций- участников исследования.

При многократном применении данной методики с определенной периодичностью представляется возможным отследить динамику изменений в каждой отдельно взятой организации для дальнейшего принятия управленческих решений. [2,3]

Развернутая аналитическая информация о результатах мониторинга должна быть представлена в открытом доступе, что предоставит потенциальным потребителям образовательных услуг по охране труда возможность ознакомиться с деятельностью каждой организации, её основными характеристиками и показателями. Помимо этого руководители и специалисты смогут сделать выбор в пользу той или иной образовательной организации с учетом значимых для себя критериев.

Образовательные организации, в свою очередь, на основании полученных результатов, могут сделать выводы и определить приоритетные направления своего дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности. [2,3]

В результате применения данной методики и публичном представлении полученных результатов будет сформирован своеобразный соревновательный компонент организаций, осуществляющих идентичные функции, что в свою очередь положительно отразится на общем уровне предоставляемых образовательных услуг в области охраны труда. А, исходя из этого, можно сделать вывод о том, что и снизятся производственные риски, связанные с недостатками в обучении безопасным методам и приемам осуществления работ.

 

Список литературы

 

1.        Мониторинг: от приложений к общей теории: монография / под редакцией Г.А.Угольницкого.— Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.—176с.

2.        Зыкова Н.В. Исследование подходов к оценке эффективности деятельности организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2014.

3.        Панфиль     Л.А.,      Муртазина    Е.Э.     Оценка     эффективности      деятельности     предприятия     // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4.

4.        Самарская Н.А. Состояние условий и охраны труда в современной России // Экономика труда. – том 4, № 3. –июль-сентябрь 2017.

5.        Охрана труда в Краснодарском крае: информационно-аналитический бюллетень № 4 (75) за 2017 год