Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

На реабилитацию в ОКУ «Курский Центр для несовершеннолетних» поступают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из социально неблагополучных, малообеспеченных, неполных или многодетных семей. Сложная обстановка в семье, отсутствие взаимопонимания среди близких людей, конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, девиантное поведение – именно с такими проблемами дети и поступают на реабилитацию в Центр, поэтому воспитательная работа с ними весьма трудоемка.

Для достижения результата отрицательные личные связи необходимо устранить, нейтрализовать источники вредного влияния и факторы, способствующие неблагоприятному формированию личности подростка, что успешно удается сделать в условиях Центра.

Реабилитационный период – это многогранная работа по развитию и становлению личности несовершеннолетнего. Достижение поставленных целей обеспечивается через реализацию комплексной программы «Я нужен России». Работа ведется при тесном взаимодействии специалистов всех категорий: психологов, социальных педагогов, специалистов по работе  с  семьей, педагогов дополнительного образования и воспитателей.

Ведущее средство в работе Центра при решении поставленной задачи, в исправлении сложившейся ситуации – активное, целенаправленное вовлечение, включение воспитанника в различные виды общественно полезной деятельности: в групповые и досуговые занятия, КТД, занятия клубов, кружков и творческих мастерских; способствующие накоплению положительного нравственного опыта, разрушению отрицательных привычек и формированию положительных.

Эта работа реализуется через систему традиционных и внедрение инновационных форм работы. Практика показала результативность таких инновационных форм работы воспитателя как:

ü Видео – клуб «Есть тема»,

 ü «Фотоакция»,

ü Клуб «Девичья гостиная»,

 ü «Минутки искусства».

 Востребованы занятия Видео – клуба «Есть тема», которые проводятся с целью формированию у подростков осознанного стремления к ведению здорового образа жизни. Основные задачи клуба – это профилактика и реабилитация последствий отклоняющегося и асоциального поведения; воспитание ответственного отношения к своему здоровью (в том числе формирование отрицательного отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков).

Каждое из занятий видео – клуба «Есть тема» строится по следующей схеме: введение воспитателем несовершеннолетних в тему занятия; просмотр и последующее обсуждение фильма. Основной метод ведения занятия – это дискуссия. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность несовершеннолетних проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении сверстников. Данная форма работы требует предварительной подготовки к занятию: необходимо ознакомиться с содержанием фильма, постараться прогнозировать реакцию группы воспитанников на сюжет и затронутые темы. Воспитатель должен координировать ход ведения дискуссии, подводить подростков к формулировке должных выводов.

В клуб включены фильмы общей продолжительностью не более 35 минут, некоторые из них разбиты на 2 – 3 части (по 10 – 15 минут), что позволяет активизировать внимание воспитанников, повысить их интерес к просмотру.

Для занятий подобраны фильмы, в которых затрагиваются актуальные, злободневные для подростков вопросы: организация досуга молодежи, курение, употребление пива, наркотиков; наряду с этими проблемами затрагиваются вопросы взаимоотношения полов в подростковом возрасте; отношения с родителями.

Воспитанники с интересом смотрят предложенные фильмы, а затем активно обсуждают их на занятии, проводят параллели со своим жизненным опытом, учатся критически оценивать свои поступки, своё поведение, анализируют увиденное и услышанное, предлагают возможные пути выхода из трудных ситуаций. У них формируется ответственное отношение к своим поступкам; развиваются взгляды и убеждения, соответствующие здоровому образу жизни.

Немаловажная роль при формировании привычек ведения здорового образа жизни отводится проведению «Фотоакций». Это еще одна из инновационных форм работы в Центре. Занятия проходят под девизом: «Скажи курению «Нет»!».  Основные задачи проведения данных мероприятий: формирование активной позитивной жизненной позиции, осознанного отказа от вредных привычек, в частности, от табакокурения.

На подготовительном этапе воспитанники рисуют плакаты соответствующего содержания, в процессе активно обсуждая тему курения и его вреда для организма человека. Затем подростки «выходят на улицы», общаются с прохожими: интересуются их отношением к курению, в том числе и пассивному, выражают своё отрицательное отношение к табаку. По завершению интервьюирования готовится коллаж - фотоотчет. В итоге проводимой работы несовершеннолетние учатся аргументировано давать отказ в ситуации выбора; формируется ответственное отношение к своим поступкам; развиваются взгляды и убеждения, соответствующие здоровому образу жизни. Подростки получают возможность наглядно оценить привлекательность тех позитивных ценностей, которые, к сожалению, не достаточно популярны в их среде.

В ходе занятий актуализируются следующие точки зрения: здоровое отношение к жизни – это модно, это «круто», это перспективно, это доступно.

Опыт работы показывает, что развитие личности подростка невозможно без воспитания культуры поведения и общения, толерантности в отношениях, развития чувства сострадания и гуманизма; знакомства с многообразием видов и форм искусства, привития эстетического вкуса.

Активно используется воспитателями инновационная форма работы - клуб «Девичья гостиная». Основная цель которого – это утверждение в сознании подростков семейных ценностей, раскрытие понятия красоты и женственности, развитие эстетического вкуса.

Занятия проводятся интегрировано с педагогом – психологом, педагогами дополнительного образования, физкультурным руководителем Центра. На каждое занятие приглашаются гости, которыми традиционно являются священнослужители, журналисты, модельеры, стилисты, врачи, тренеры.

Воспитанники с интересом обсуждают на занятиях предложенные темы, дискутируют, в поисках решения поставленных вопросов активно общаются с гостями, а так же приобретают необходимые практические навыки. Подростки получают  возможность наглядно оценить привлекательность тех позитивных ценностей, которые, к сожалению, не достаточно популярны в их среде. У воспитанников формируются навыки нравственного поведения, ценностное отношение к себе и окружающим; чувства уважения и взаимопонимания. Формируется представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; развиваются навыки терпимости к недостаткам членов семьи; прививается стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, разрешать возникающие в семье проблемы, оказывать помощь близким; формируется умение соизмерять свои потребности с потребностями окружающих.

Еще одна инновационная форма работы, проводимая в данном направлении – это «Минутки искусства». Основные цели проведения занятий цикла «Минутки искусства» - это привитие эстетического вкуса воспитанникам, приобщение их к мировым культурным ценностям, расширение кругозора, развитие познавательной активности подростков.

Занятия цикла включают в себя просмотр небольших видеороликов, посвящённые деятелям науки, культуры и искусства, их произведениям, истории их создания. Мною был отобран и предложен для просмотра воспитанникам ряд видеороликов из цикла сюжетов, разработанных совместно каналом «Encyclopedia Channel» и телеканалом «Культура» (более 350 роликов, каждый продолжительностью около 7 минут), для занятий было отобрано 68 видеосюжетов. Они разбиты на четыре тематических группы: композиторы, художники, ученые, поэты и писатели.

После просмотра фильмов подростки формулируют выводы о том, что ничто не дается в жизни человеку легко; любое открытие, изобретение, литературное или художественное произведение – это, прежде всего огромный труд и преодоление всяческих жизненных препятствий.

После каждого цикла занятий проводится итоговая интерактивная викторина. Дети подходят к осознанию того, что необходимо учиться, трудиться, работать, преодолевать сложности и препятствия, дабы достичь жизненных вершин. Они осознают важность самопожертвования при стремлении к высшей цели.

Жозеф Жубер сказал: «Детям нужны не поучения, а примеры». Использование перечисленных выше форм работы позволяет обеспечить наглядность при проведении реабилитационных мероприятий. Таким образом, проводимые занятия способствуют социализации воспитанников, помогают поставить поведение подростка под социальный контроль, направить социальную активность ребенка в общественно одобряемое русло.