Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Информатизация образования как составная часть информатизации общества предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки школьных учителей. Очевидно, что в современных условиях информационная компетентность педагога рассматривается как неотъемлемая часть его профессиональной компетентности.

Под информационной компетентностью учителя мы понимаем профессионально-личностное качество педагога, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности и использованию информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной образовательной деятельности. Следовательно, информационную компетентность учителя можно структурно представить в виде совокупности двух блоков: блока «базовых» компонентов и блока «специальных» компонентов.

Блок базовых компонентов информационной компетентности учителя включает в себя умения, связанные с выполнением различных видов информационной деятельности с целью расширения профессионального кругозора и самообразования. Это умения, связанные с получением, переработкой и освоением имеющейся информации, созданием нового знания и его передачей профессиональному  сообществу. Блок специальных компонентов информационной компетентности учителя включает в себя умения, связанные с грамотным и эффективным использованием ИКТ в учебно-воспитательной деятельности.

В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» отмечается, что учитель должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы (ЦОР); обоснованно выбирать программы и учебно-методическое обеспечение, включая ЦОР; осуществлять контрольно- оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, формирование специальной информационной компетентности учителя является одной их приоритетных задач.

Полноценное решение этой задачи невозможно без дополнительных усилий по совершенствованию методической подготовки будущих учителей, обучению их методам работы с современными коллекциями цифровых образовательных ресурсов, методике педагогического проектирования учебного процесса на основе использования ИКТ при проведении конкретного урока. Система подготовки учителя должна осуществляться с учетом изменений основных функций и компонентов профессиональной деятельности (гностического, проектировочного, конструктивного, организационного, коммуникативного), которые существенно меняются в условиях информатизации образования, во многом определяют квалификационную характеристику современного учителя и связаны с такими видами деятельности, как работа с использованием средств ИКТ как на уроке, так и при подготовке к нему.

Рассмотрим структуру деятельности  учителя  по использованию  ИКТ в  учебном процессе через педагогические умения в соответствии с моделью Н.В. Кузьминой [3]. Следует отметить, что компоненты информационной деятельности учителя практически не зависят от профиля его специальности, они одинаковы и для гуманитарных специальностей, и для естественнонаучных.

Гностический компонент.

Гностическая деятельность учителя связана с получением и анализом информации об учебно- воспитательном процессе в целях определения проблем, для решения которых необходимо использовать те или иные средства ИКТ. Учитель должен уметь анализировать учебный материал и определять формируемые у учащихся знания и умения, осуществлять диагностику учебных возможностей учащихся, анализировать процесс обучения на уроке, определять затруднения свои и учащихся, предвосхищать результат обучения с использованием конкретных цифровых образовательных ресурсов, предвидеть возможные отклонения и нежелательные последствия.

Следует отметить, что применение ЦОР на уроке далеко не всегда педагогически оправдано. Но эта проблема, как показывает практика, еще недостаточно осознается учителями. Очень важным является вопрос о педагогической целесообразности представления того или иного учебного материала в качестве ЦОР.

Представление учебного материала в виде ЦОР призвано придать этому материалу какие-то новые качества, которыми не  обладает этот же материал при его традиционном бумажном представлении.  Но в понимании многих ЦОР все еще остается только лишь «оцифрованным» материалом, независимо от того, придает ли ему эта оцифровка новые качества. А в итоге – мы получаем, например, комплекты ЦОР по математике, где те или иные объекты представляют собой скопированные из учебника абзацы с текстом определений, «отсканированные» из того же учебника чертежи графиков функций или записи. Получается, что ученик может прочитать этот текст и формулы или рассмотреть графики на страницах учебника. При этом учебник – доступнее: для работы с ним не нужен ни компьютер, ни проектор [4].

Поэтому учитель должен обладать способностью провести анализ предметной области (то есть той учебной дисциплины, изучение которой будет поддерживаться ЦОР), процесса обучения по данному предмету, качества усвоения материала учащимися с целью отбора тем и разделов, изучение которых будет более эффективным с использованием ЦОР.

Проектировочный компонент

Ключевую роль в профессиональной деятельности современного учителя начинают играть умения проектирования образовательного процесса в новой образовательной среде на основе средств ИКТ. Проектировочный компонент включает в себя умения, связанные с постановкой учителем конкретных психолого- педагогических целей и задач применения средств ИКТ в педагогической деятельности, проектированием новых видов учебной деятельности, ориентированных на современные образовательные результаты, подбором средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности и решения поставленных задач.

Говоря об отборе учителем цифровых образовательных ресурсов, нельзя обойти вниманием такую важную тему, как их качество. Это и качество с методической точки зрения, и качество представленного содержательного материала,  и качество их технической реализации. В настоящее время в сети интернет появилось множество различных цифровых образовательных ресурсов, однако многие из них не пригодны для использования в учебном процессе. Главная проблема в том, что эти продукты не интегрированы в учебный процесс: в них присутствует учебный материал, обеспечивается обратная связь, используется и звук, и анимация, и видео, но совершенно отсутствует сколько-нибудь серьезная методическая основа. Часто ЦОР оказываются перегруженными в технологическом плане.

Поэтому к числу новых видов профессиональной деятельности учителя, ставших в последние годы неотъемлемой ее частью, следует отнести и экспертную деятельность. Она заключается в анализе и комплексной оценке качества цифровых образовательных ресурсов по совокупности параметров: педагогических (дидактических, методических, содержательных), эргономических (психологических, физиолого-гигиенических, сервисных), эстетических и технических. На основе такой экспертизы учителем принимается решение о возможности и целесообразности применения ЦОР в учебном процессе для достижения конкретной педагогической задачи.

В настоящее время современный учитель не только активно использует в своей деятельности готовые цифровые образовательные ресурсы, но и является разработчиком собственных продуктов с помощью прикладных программ общего назначения (или учебных программных сред).

Проектирование и создание ЦОР требует от разработчиков самых разнообразных знаний и умений. Прежде всего, требуется хорошее знание предметной области и опыт преподавания учебной дисциплины, для которой создается ЦОР. При разработке ЦОР необходимо учитывать психологические факторы, связанные как с педагогикой, так и с особенностями взаимодействия человека с ЭВМ. Использование графики, цвета требуют определенной подготовки в области дизайна. Кроме того, возможно использование анимации, видео, звукового оформления. Часто при подготовке учебных презентаций их разработчики слишком увлекаются богатством шаблонов слайдов и анимационных эффектов, предоставляемых в современных версиях PowerPoint. В результате внимание  учеников  рассеивается,  а  содержание  презентации  оказывается  потерянным  за  излишними «украшательствами».

Создав ЦОР, учитель должен уметь разработать методические рекомендации по его использованию в учебно-воспитательном процессе. Сейчас в школах создаются электронные банки ЦОР, что существенно облегчает их использование в учебном процессе. При наличии методических рекомендаций, учитель может воспользоваться ЦОР, разработанным его коллегой, в готовом виде или изменив его учетом особенностей своего класса.

Конструктивный компонент

Конструктивная деятельность учителя связана с подготовкой содержания, планирования и разработки методики проведения урока (уроков) или внеклассных занятий с использованием ИКТ. Психологическим механизмом реализации этой деятельности служит мысленное моделирование учебно-воспитательного процесса. В этот компонент входит деятельность учителя по структурированию урока с использованием ИКТ, подбору конкретного содержания, выбору форм проведения занятий, определению, на каком этапе урока будет использоваться компьютер и т. п.

Каким бы ни был совершенным программный продукт, некоторые важные, по мнению учителя, учебные элементы могут выпасть из поля зрения его автора. Задача учителя – сконструировать такой урок, который, на его взгляд, мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.

К примеру, гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели использовать полностью цифровой образовательный ресурс, рассчитанный на целый урок, тем более что согласно санитарно- гигиеническим нормам определены временные ограничения по работе школьников различных классов за компьютером. Учитель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности [2].

Для организации учебной деятельности с использованием ИКТ необходимы компьютер с мультимедийным проектором и/или компьютерный класс. В подавляющем большинстве учреждений образования созданы компьютерные классы, оснащенные 10-12-ю компьютерами. Поэтому при планировании урока учитель должен решить, в какой форме будет осуществляться работа за компьютером: фронтальной, групповой, индивидуальной и т.п. Также учитель должен продумать, как он  будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения [1].

В настоящее время в школах все активнее используется новое техническое средство обучения – интерактивная доска. Она позволяет эффективно интегрировать ИКТ в образовательный процесс, разнообразить формы учебной работы, активно влиять на учебное содержание, активизировать познавательную деятельность учащихся с помощью постановки учебных задач [1]. Будущие учителя должны знать возможности интерактивной доски, формы работы с ней, методические приемы ее использования с учетом специфики своего предмета, уметь грамотно спланировать урок с применением данного средства.

Организаторский компонент

Организаторская деятельность учителя, осуществляемая в ходе обучения, предполагает организацию преподавательской деятельности и деятельности обучаемых.

При использовании ИКТ преподавателю необходимо оптимально распределить учебное время, сбалансировать применение данных технологий с другими средствами обучения, использовать их сочетания и соблюдать определенную последовательность предъявления. В процессе компьютерного урока учитель должен уметь организовать самостоятельную групповую и индивидуальную работу учащихся, инструктировать учеников при работе с вышеназванными средствами, а также организовать контроль и управление учебно-воспитательным процессом с помощью программных продуктов.

В настоящее время в ряде образовательных учреждений накоплен богатый опыт по применению метода проектов на основе ИКТ. При использовании метода проектов учителю необходимо организовать деятельность учащихся по поиску информации в сети Интернет, по оформлению результатов проведенных исследований с помощью различных прикладных программ общего назначения, координировать работу учащихся за компьютером.

Коммуникативный компонент

Коммуникативный компонент обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса в условиях информационно-коммуникационной среды школы.

Прежде всего, коммуникативная деятельность учителя охватывает область взаимоотношений с учащимися в условиях использования ИКТ. Вместо диалога в системе учитель-учащийся учителю необходимо организовать рациональную коммуникацию в условиях, когда в эту схему диалога внедряется дополнительный коммуникативный посредник - компьютер. От коммуникативной деятельности зависит легкость установления контактов учителя со школьниками,  а также эффективность  этого общения с  точки зрения решения педагогических задач.

Коммуникативный компонент предполагает не только новые виды коммуникации учителя и ученика, обусловленные изменением характера их взаимодействия в новой среде, но и общение учителя со своими коллегами, с родителями в рамках всевозможных  образовательных проектов. Коммуникативный компонент деятельности предполагает умение в сжатой форме выражать мысли, ориентироваться в Интернет-сообществах, консультироваться по всем возникающим вопросам с коллегами по работе, владеющими этими технологиями, тиражировать педагогические технологии, расширять свои профессиональные контакты и повышать свою профессиональную квалификацию.

Предъявление новых требований к образовательным результатам, в частности, необходимость формирования и развития коммуникативных компетенций требует от учителя обеспечения коммуникаций учащихся со своим сверстниками, в том числе, со сверстниками из других школ, городов, стран посредством средств телекоммуникаций.

Т.о., в условиях становления новой системы образования направленность, содержание и характер деятельности учителя существенно меняются. В частности, педагогу приходится реализовать ряд функций, которые при традиционном обучении, как правило, отсутствуют. Подготовка учителя к использованию средств ИКТ связана не с включением средств ИКТ в традиционно построенный образовательный процесс, а с проектированием нового образовательного процесса, ориентированного на современные результаты, выстроенного с учетом возможности реализации принципиально новой учебной деятельности, поддерживаемой средствами ИКТ.

 

Список литературы

1.      Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков/ Г.О. Аствацатуров.- Волгоград: Учитель, 2009.- 133 с.

2.      Аствацатуров Г.О. Технология конструирования мультимедийного урока/ Г.О. Аствацатуров// Учитель.- 2004.- № 2.- С. 10-14.

3.      Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности/ Н.В. Кузьмина.- Л.: ЛГУ, 1967.- 183 с.

4.      Усенков Д.Ю. ЦОРы? ЦОРы…ЦОРы!!! [Электронный ресурс] / Д.Ю. Усенков // Электронный альманах «Вопросы         информатизации         образования».-         2007         г.-          №          9.-         Режим          доступа: http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?article_key=214&ind=articles