Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ПРОЕКТА В ИНТЕРАКТИВНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Особенностью современного образовательного пространства стало внедрение процесса обучения в интерактивную среду. Поэтому вопрос: как это сделать? стоит перед учителями очень остро, так как ломаются привычные и отработанные методы и приемы обучения. Несомненно, происходит переориентация на получение знаний учениками посредством самостоятельной работы. Учитель начинает играть роль направляющего в этом процессе. Поэтому мы согласны с мнением А.А. Кузнецова, А.Л. Семенова, А.Ю. Уварова, что новые информационные технологии, мультимедийные продукты — это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности — ответственной, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания [1].

Для решения данной задачи все чаще стали использоваться учителями технологии проектного обучения, которые имеют большое количество вариаций по схеме построения.  Главной целью проектов является конкретный результат. Проекты, которые можно осуществить за один или несколько уроков наиболее востребованы в школе и интересны с дидактической и методической точки зрения. Важным является то, что каждый ученик самостоятельно овладевает и пропускает через себя полученные знания, которые становятся собственными.

Предмет физика позволяет применение современных информационных технологий в разнообразных видах работ с учениками, в том числе и в выполнении компьютерного физического лабораторного эксперимента. Лабораторный эксперимент, в данном случае, заменяется на математически смоделированные физические процессы. При которых, с помощью программного обеспечения, может осуществляться виртуальное взаимодействие учащегося с лабораторным оборудованием. Урок, реализованный методом проектов, может быть, как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

В этом учебном году вместе с учащимися 8-го класса мы осуществили квест-проект в рамках изучения темы «Тепловые явления». Творческое название проекта «Тепловые явления с героями Мадагаскар». Квест, или приключенческая игра — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком; при  этом ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Мы ориентировались на этапы технологии организации квеста предложенные Н. Ходсоном, К. Джонсом:

1.   Определение направления квеста.

2.   Определение возрастной категории учащихся.

3.   Определение темы.

4.   Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название

5.     Порядок (план) работы для каждой роли, иными словами, инструкции с указанием  пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.

6.   Критерии оценки квеста [2]. Цели квеста:

Образовательная цель: отработка а практической работе понятия «тепловые явления»при выполнении интерактивной лабораторной работы.

Развивающая цель: восприятие физической картины мира и развитие логического мышления. Воспитательная цель: формирование умения работать в коллективе.

В организационном плане для проведения квеста класс был поделен на 4 группы. Каждая команда выбирает себе героя. После этого на экране появляется меню с заданиями (с разным уровнем сложности), чтобы ускорить процесс работы, учащиеся могут разделить задания. Разрешено начать игру с любого задания, главное им нужно пройти через все испытания. В ходе решения заданий, за каждый правильный ответ они получают прибор, который в дальнейшем будет нужен для выполнения интерактивной лабораторной работы. Данная лабораторная работа выполняется с помощью 6-ти приборов, поэтому квест состоит из 6 заданий.

Если учащийся выберет неправильный ответ, то к нему может прийти на помощь его команда. Собрав все нужные приборы, команда приступает к выполнению интерактивной лабораторной работы. Оформление данного квеста:

1.      Title (Стартовая страница). Название: «Тепловые явления с героями Мадагаскар» для  учащихся  8 класса. Квестразработан для закрепления пройденного материала по теме тепловые явления.

2.      Introduction  (Введение).  Учащиеся  знакомятся  с  основными  понятиями  по  выбранной  теме.

Распределяются роли по командам.

Прежде чем приступить к выполнению квеста, прочтите инструкцию:

·       Класс делится на четыре группы.

·       Каждая группа выбирает себе одного из предложенных героев мультфильма «Мадагаскар».

·       Учащиеся, в группе, делят задания между собой и приступают к выполнению.

·       За каждый правильный ответ вы получаете прибор для лабораторной работы.

·       На выполнение заданий вам дается 5 минут.

·       Команда, которая решит все задания, получает весь комплект приборов и приступает к выполнению интерактивной лабораторной работы.

Предисловие:

На уроке физики Алексу, Глорие, Марти и Мелману Манкевичу III учитель дал лабораторную работу, но для того, чтобы приступить к работе, они должны узнать какие приборы им нужны. Чтобы узнать это, им нужно решить задания, где спрятаны приборы. Они решили устроить состязание между собой. Кто первым решит задания и сделает интерактивную лабораторную работу, тот и выигрывает. Так как они самостоятельно не могут их решать, они просят вас им помочь. Ребята, помогите героям мультфильма «Мадагаскар» решить задания.

3.      Task (Задание). В этом разделе объясняется, что учащиеся должны сделать в процессе работы.

На экране появляется меню с заданиями. Задания даются в виде теста с разным уровнем сложности: 3 вопроса и 3 задачи. Чтобы ускорить процесс работы, учащиеся могут разделить задания между собой.

4.      Process (Процесс работы). Команды выбирают роль и выполняют задания по ходу следования за героем выбранной роли. Разрешено начать игру с любого задания, главное им нужно пройти через все испытания. В ходе решения заданий, за каждый правильный ответ они получают прибор, который в дальнейшем будет нужен для выполнения интерактивной лабораторной работы.

5.      Estimation (Оценивание). Описание критериев оценки выполнения квеста дается в виде бланка для оценивания. Критерии оценивания устанавливаются в зависимости от сложности вопроса. Чтобы ребятам были понятны критерии оценивания, учитель пишет комментарии к тому, что нужно сделать на каждом этапе работы, чтобы получить оценку «Плохо», «Удовлетворительно», «Хорошо», «Отлично». Так как игра командная, оценка выставляется всей команде.

6.   Conclusion (Вывод).

Мы отмечаем следующие положительные моменты такой работы:

-   стимулирование исследовательской и творческой деятельности;

-   развитие познавательного интереса учеников;

-программное обеспечение будут незаменимыми при отсутствии лабораторного оборудования;

-   интерактивные опыты можно использовать для демонстрации на уроке;

-   позволит оптимально организовать рабочее время;

-   можно использовать интерактивные лабораторные работы в самостоятельной работе учащихся.




Таким образом, образовательный квест помогает вести детей в активную групповую работу без участия педагога, при которой обучающиеся учатся самостоятельно решают задания и поступенчато выполняют интерактивную лабораторную работу. Квест – это удобная форма работы для активизации учебной деятельности, повышения интереса к предмету.

 

Список литературы

1.      Кузнецов, А.А, Семенов, А.Л.,. Уваров. А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика – 2001. - № 17. – С. 21 \

2.      Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.