Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОД КЕЙС – СТАДИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ

Авторы:
Город:
Новочеркасск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В связи с развитием новых требований к системе высшего профессионального образования, когда целью обучения студентов иностранному языку становится формирование коммуникативных умений и навыков, целесообразно использовать на занятиях по иностранному языку современные технологии и активные методы обучения (ролевая игра, проектная работа, конференция, дискуссия и т.д.). В этом ряду кейс-метод является неотъемлемой частью в преподавании иностранного языка. Метод кейсов – метод анализа ситуаций, который используется для  решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением индивида различных социальных ролей.

Кейс представляет собой определенную ситуацию, подготовленную и  разработанную преподавателем заранее, для того чтобы студенты могли осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает как проблему, так и  актуализирует определенный набор умений и знаний студентов, который необходимо усвоить при решении данной проблемы.

По мнению Л.В. Покушаловой, сущность метод кейс-стади заключается в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даѐт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере. [4, с. 155-157].

По своей структуре кейсы могут быть структурированными и неструктурированными. Структурированные кейсы – кейсы, в которых ситуации излагаются кратко и с определенными цифрами или данными. Неструктурированные кейсы – это кейсы, где представлен большой объем материала с большим количеством цифр и данных. Основной целью таких кейсов является умение выделять главное от второстепенного. Наблюдение за решением такого кейса позволяет понять насколько человек способен мыслить и давать оценку ситуации за определенный промежуток времени.

По своему размеру кейсы могут быть полными и неполными (так называемые мини-кейсы). Полные кейсы предназначены для работы в команде в течение нескольких дней и требуют решения, вынесенного командой. Мини-кейсы предназначены для обсуждения проблемы на занятии с последующей дискуссией. Следует отметить, что кейсы имеют следующие отличительные особенности такие как: описание ситуации, требующей ее решения; вариативность путей решения ситуаций; работа в паре, группе, коллективе; групповое принятие решения ситуаций; оценка ситуации.

В описании кейса должна присутствовать проблема, а также ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения [1, с.61-69].

Ю.В. Рындина отмечает, что «одним из важных моментов является то, что акцент делается не на сообщение готовых знаний, а на побуждение студентов к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и сообщениям, а также «перенос на себя», то есть апелляция к жизненному и речевому опыту студентов» [5, с. 611].

В кейсах, как правило, описываются реальные события и ситуации, которые основываются на достоверных фактах. Источником ситуаций для кейсов могут быть газетные или журнальные статьи, новости, художественные или научно-популярные произведения, отчеты и т. д. Данный материал из выше указанных источников является одним из составляющих кейса.

Одним из преимуществ кейса является сочетаемость в нем теории и практики, что способствует развитию умений и навыков анализировать ситуации, выбирать наиболее приемлемый материал для решения проблемной ситуации, что ведет к формированию устойчивого навыка решения практических задач.

По мнению Е.Э. Пахтусовой метод кейсов служит для создания языковой среды и условий формирования потребности в использовании иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия, интеграции знаний учащихся из разных областей вокруг решения одной общей проблемы, а также развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности [3, с. 532-534].

Метод кейс – стадии приводит к совершенствованию и формированию  навыков всех видов чтения и восприятию иноязычной речи, развитию умений разработки презентации на иностранном языке и повышению уровня профессионально-ориентированных знаний на иностранном языке, что немаловажно для молодого специалиста.

В деловой лексике понятие «кейс» прочно вошло в практику и обозначает конкретную ситуацию и способ ее разрешения. На кейсах давно тренируют студентов бизнес-школ, разбирая их и моделируя разное развитие ситуаций. «Кейс» - это некое «дело – папка», куда «подшивается» вся информация о проблеме: материалы (документы, видео, аудио, фото, схемы и чертежи и др.), обсуждения задач кейса, участвующие в решении кейса люди, задействованные бизнес – процессы, которые выполнялись в ходе решения задачи.

Деловой иностранный язык является сейчас неотъемлемой частью курса обучения иностранному языку. В результате изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» среди других умений студент  должен воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных общественно-политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи, а также выделять в них значимую/запрашиваемую информацию; вести запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов); самостоятельно вести деловое общение по телефону и с помощью других видов голосовой связи; активно участвовать в деловых встречах, переговорах, интервью на английском языке, с применением средств эффективной бизнес коммуникации; общаться с зарубежными партнерами в процессе неформального делового общения; применять английский язык в деловых командировках [2, с. 227- 235].

Так при изучении дисциплины «Деловой иностранный язык» метод кейсов помогает развивать навыки иноязычного делового общения, вести переговоры с зарубежными партнерами на встречах, переговорах, в командировках. С помощью этого метода обучаемые репродуктируют свои пассивные знания в активные. При изучении темы «Компании» на занятиях по деловому иностранному языку в НИМИ ДГАУ преподавателем был предложен один из кейсов, подготовленных для изучения лексико-грамматического материала по теме модуля. Цель занятия заключается в совершенствовании и закреплении навыков понимания и употребления лексики по теме. Основная задача данного кейса – создать речевую ситуацию для устного монологического и диалогического высказывания по теме кейса.

Обсуждение кейса происходит только на английском языке; преподаватель выступает в качестве наблюдателя, и, если необходимо следит за ходом дискуссии и направляет ее для достижения решения проблемной ситуации. Работа над кейсом начинается с выявления проблемных сторон ситуации: «How has General Motors become one of the most profitable companies in the world? What is it success? ».Далее студентам предоставляется сжатая «история кейса», происходит презентация целей и задач, объясняется проблема, которую необходимо решить.

Например: ―General Motors (GM) has operations in 50 countries and worldwide employment of 608, 000 people. Best known as a full-line vehicle manufacturer, GM has worldwide factory sales of more than 8.5 million motor vehicles a year. It manufactures and sells cars and trucks through a variety of brands, including Chevrolet, Pontiac, GMC, Oldsmobile, Buick, Cadillac, Saturn, Opel, Vauxhall, Holden, Isuzu, and Saab―.

Problem: ―How has General Motors become the world leader in transportation products and related services? Objective: to scrutinize the problem and find out answer to the question: ―What is the essence of the success of GMs?‖

В качестве подсказки студентам предлагается набор ключевых слов по теме, в котором содержится минимальный вокабуляр для обсуждения кейса. Например:

Keywords: vehicle, manufacture, truck, automotive, subsidiary, motor vehicle, manufacturer, General Motors

Acceptance Corporation, Hughes Space and Communications Company, diesel-electric locomotives, annual net sales, heavy-duty vehicle transmissions, Allison Transmission.

В процессе работы над кейсом приводится дополнительная информация о компании и мнения известных людей по исследуемой проблеме (аудио, видеоматериалы, статьи из газет, журналов и т.). Далее происходит анализ ситуации и поиск возможных путей решения кейса.

На следующем этапе работы над кейсом студенты получают ряд вопросов для «мозговой атаки», а также обращаются к Интернет-ресурсам для получения более полного представления о компании.

Например: Questions for discussions:

1.   Study the official site of General Motors.

2.   Analyze the reasons of the financial state of General Motors.

3.   Study the subsidiaries of the company and make the analyses of the revenue of General Motors.

На заключительном этапе работы над кейсом студенты делятся приобретенными знаниями с другими участниками, предлагаются пути решения поставленной задачи, обобщение собранного материала. Материал может быть представлен в виде научного исследования, статьи в журнале, отчетами и презентациями.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что метод кейс - стади дает студентам возможность креативно применять изученный языковой материал на базе своих профессиональных знаний. В ходе обсуждения кейса формируются социально – коммуникативные умения и навыки, то есть умения вести дискуссию, что помогает развивать речь с опорой на речевое клише и выражения.

 

Список литературы

1.      Андюсев Б.Е. Кейс — метод как инструмент формирования компетентностей [Текст] // Директор школы. — № 4. — 2010. — С. 61–69.

2.      Овчинникова В.Б. Формирование аудитивных умений студентов в ситуациях делового общения [Текст]/ В.Б. Овчинникова, В.В. Кульгавюк, Н.Ю. Павлова//Гуманитарные и социальные науки. – 2014. - №4. – С. 227- 235.

3.      Пахтусова Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе [Текст] / Е.Э. Пахтусова // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 532-534.

4.      Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Текст] / Л.В. Покушалова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 155-157.

5.      Рындина Ю.В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей [Текст] // Молодой учѐный.- 2013. — № 10 (57). — С. 610–612.