Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ: ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

В современном мире процесс компьютеризации можно рассматривать как глобальный и неизбежный этап развития нашей цивилизации [1,2]. Данный процесс является качественным скачком в развитии человечества. Его можно сравнить с появлением письменности. Это шанс для решения многих проблем современного человечества, и даже проблемы выживания.

Проблему компьютерного и информационного развития общества необходимо рассматривать не только как научную или техническую, но и как экономическую для выживания и развития современных стран и городов [2,3].

В данном процессе можно выделить следующие направления: [4]

-    полная автоматизация орудий труда, производственных и интеллектуальных процессов, производство вычислительной техники;

-   создание баз данных;

-   компьютеризация образования.

Восточная философия утверждает, что «жизнь человека протекает не только в направлении из настоящего в будущее, в определенном смысле она осуществляется также в направлении из будущего в настоящее», то есть наше будущее в значительной мере зависит от того, каким мы его себе представляем. Следовательно, компьютеризация образования - главное условие информатизации общества в целом [5, 6].

В Толковом словаре Ожегова дается определение понятию «средство» как приёму, способу действия для достижения чего-нибудь [7]. В педагогической науке под средством рассматриваются предметы, действия, явления, весь реальный мир как обстоятельства для формирующейся личности, которые соотносятся с педагогической целью [8], а также разнообразная деятельность, в которую включается личность [9].

Средства  обучения  условно  можно  разделить  на  две  группы:  традиционные  и  современные (информационные, компьютерные).

К традиционным средствам обучения относятся наглядные пособия, дидактические материалы, карты, реактивы и т.д.

Но в наш век информационных технологий в школьную практику прочно входят компьютеры, компьютерные средства обучения (КСО), понимаемые как программные средства (программные комплексы) или программно-технические комплексы, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучаемым [10]. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом меняет ее функции, позволяя достигать нового педагогического эффекта.

По представлению Атапиной Т.В., современное обучение трудно представить без технологий мультимедиа (многокомпонентная среда), которые позволяют в интерактивном режиме использовать графику, мультипликацию, видео, расширяя при этом возможности компьютерных средств обучения. Становится возможным использовать также виртуальную реальность – сравнительно новую технологию неконтактного информационного взаимодействия, с помощью которой можно создать эффект присутствия учащегося в «экранном мире» [11].

Новые возможности компьютеризации образования, появившиеся еще в 90-е годы, – гипертекстовая технология. Гипертекст – сверхтекст – совокупность информации различной направленности, размещающейся на разных компьютерах. Гиперссылки могут быть представлены в виде текста либо графического изображения с возможностью перехода. Современную гипертекстовую учебную среду отличает максимально удобная среда для обучения, в которой можно легко вернуться к уже пройденному материалу, а также быстро найти необходимую информацию.

Таким образом, обучающийся может, следуя ссылкам в тексте, использовать самые разные схемы работы с учебным материалом, что так необходимо для дифференцированного подхода к обучению. Именно благодаря внедрению гипертекстовых технологий создаются электронные приложения к учебникам, энциклопедиям, справочникам, словарям, таким, как «Волшебный мир музыки», «Кирилл и Мефодий» и других.

По сравнению с традиционной книгой, электронная имеет ряд преимуществ:

-   яркое и наглядное представление информации;

-   большие объемы информации на одном носителе (компакт - диск);

-   упрощенный поиск нужной информации;

-   электронный учебник может быть дополнен электронными тетрадями [9, с. 119].

В последние годы актуальным становится разработка новейших обучающих программ, расширяющих возможности имеющихся компьютерных технологий. Например, помимо всем известного программного пакета Mickrosoft Office, разработаны специальные, многофункциональные, предназначенные специально для учебных целей, например Applied Vision [9, с.122]. С помощью одной лишь этой программы возможно использование целого ряда компьютерных средств обучения, таких, как Документ – камера, цифровой микроскоп и других, о чем речь пойдет ниже.

Также в процессе обучения учащиеся и преподаватели используют электронную почту, сеть Интернет для обмена и передачи данных. Это обеспечивает процессу обучения интерактивность, оперативность, безграничность и дает возможность получать нужную информацию в любой момент из любой точки земного шара [9, с.123].

На современном этапе образования стало возможным использование компьютерных телекоммуникационных площадок в целях организации процесса  обучения. То есть  становится возможным обучение на расстоянии (так называемое дистанционное обучение). Например, если учащийся увлекается астрономией, а в школе нет учителя такого профиля, такая площадка может обеспечить ему общение с преподавателем из другого региона и даже страны. Компьютерные технологии обеспечивают достаточно эффективную коммуникацию, обратную связь с преподавателем, ведущим определенный курс.

К компьютерным средствам обучения можно отнести также следующие машины и механизмы, которые уже сейчас используются учителями общеобразовательных школ на всех ступенях обучения:

-   компьютер (ноутбук) учителя и учащихся (возможно, один на парту);

-интерактивная доска;

-   документ – камера;

-   система модульных экспериментов PROLOG;

-   система мониторинга и контроля качества знаний учащихся PROClass;

-   цифровой микроскоп.

Особенно выделим роль такого компьютерного средства обучения, как интерактивная доска. С интерактивной доской процесс обучения предстаёт более наглядным, что так необходимо учащимся младшего школьного возраста для наиболее полного усвоения учебного материала. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы по всем учебным предметам, которые записываются на диск и идут в комплекте с учебником.

Программа дает возможность использовать на уроке карты, схемы, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Учащиеся могут сами создавать цветные изображения, используя электронные маркеры, выполнять задания типа: установи соответствие, проведи аналогию, вставь пропущенную букву, сгруппируй по одинаковому признаку, убери лишнее, найди и исправь ошибку, переставь букву, расшифруй слово, сравни, обобщи.

Интерактивная доска  может эффективно использоваться на различных видах и этапах урока, позволяя быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.

Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:

1.Объяснение нового материала или инструктирование класса. 2.Выполнение упражнений для закрепления нового материала. 3.Обобщение и закрепление изученного материала.

4.Контроль знаний, тестирование. 5.Проверка домашнего задания. Интерактивную доску можно использовать:

·   демонстрируя на экране с помощью проектора;

·   демонстрируя интерактивные модели, которые «оживляет» учитель в момент объяснения;

·   при выступлении  учащегося или в процессе дискуссии с демонстрацией на экране цельной работы учащегося или отдельных, представляемых им цитат, моделей и т.д.;

·   демонстрируя задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов;

·   демонстрируя задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов;

·   при самостоятельной работе одного учащегося;

·   при анализе или построении моделей;

·   при тестировании;

·   при поиске необходимой информации;

·   при самостоятельной работе группы учащихся (компьютер как один из инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки выступления).

Не менее результативна, наряду с интерактивной доской, и Документ – камера в качестве компьютерного средства обучения. Главным преимуществом документ – камеры перед другими средствами обучения является то, что она позволяет максимально реализовать основополагающий принцип обучения – наглядности, получивший название «Золотое правило дидактики». Документ – камера предназначена для сохранения, получения, визуализации на большом экране и трансляции изображений в режиме реального времени, полученных с нецифровых носителей информации.

Вот лишь некоторые функции документ-камеры:

-     демонстрация стационарных изображений и их увеличение (страницы прописей, элементы буквы, соединения букв, демонстрация «как надо» и «как не надо»);

-    видеокамера в режиме реального времени (демонстрация учителем правильного написания элементов буквы, соединения букв в режиме «мастер - класс»);

-   обзор объемного текстового материала (написание сочинений по картинке);

-   демонстрация сложных учебных действий, состоящих из нескольких этапов (рисование сложных узоров, накладывание штриховки – в период обучения грамоте);

-   обучение сложным учебным действиям при выполнении письменного задания (письмо, подчеркивание

членов предложения, исправление ошибок, заполнение пропусков, разгадывание кроссвордов);

-   обучение заполнению бланков (олимпиада «Русский медвежонок», листки регистрации и др.);

-      запись стационарных и динамических объектов (сохранение необходимой информации в виде фотографий или видеозаписей) [12].

Выделим также в качестве компьютерного средства обучения Систему мониторинга и контроля качества знаний учащихся PROClass. Обычно мониторинг знаний  происходит в виде теста. Учитель на компьютере создает презентацию с вопросами и вариантами ответа (в программе PROClass учитель выделяет правильный ответ и выставляет время для ответа). Учащиеся с помощью пульта – на нем 4 кнопки, названные как A, B, C, D. В тесте на доске варианты ответов должны иметь такие же буквенные обозначения. Учащемуся достаточно просто выбрать правильный вариант ответа и нажать на соответствующую кнопку на пульте.

Нельзя обойти вниманием и цифровой микроскоп как компьютерное средство обучения. Обычно такой микроскоп используют на уроках окружающего мира, биологии. Учитель подключает микроскоп к своему компьютеру и с помощью проектора транслирует изображение на доску. Таким образом можно изучать строение коры, льда, сахара, кристаллов соли и многое другое!

Подчеркнём преимущества компьютерных средств обучения:

-    более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно в адаптивных КСО, способных настраиваться на текущий уровень подготовки обучаемого и области его интересов);

-   работа с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);

-   взаимодействие с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;

-   представление в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и других);

-   автоматизированный контроль и более объективное оценивание знаний и умений;

-      поиск обширной информации в КСО  и более  удобный  доступ  к ней (гипертекст,   закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и другие);

-   благоприятные условия для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, «погружение» в виртуальную реальность и так далее) [13];

-   удобство изложения материала;

-   наглядность представления учебного материала;

-   легкость и быстрота обновления материала;

-   возможность быстро найти нужную информацию [13].

Конечно, в любых средствах обучения есть как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательным сторонам КСО относятся:

-   необходимость иметь компьютер и соответствующее программное обеспечение;

-   необходимость обладать хотя бы минимальными навыками работы с компьютером;

-   избыточное разнообразие инструментов интерфейса КСО (учитель при знакомстве с новым КСО должен тратить время на знакомство с незначительными особенностями интерфейса);

-   неграмотное проектирование КСО;

-   технологические ошибки, допущенные создателями машин;

-длительная работа с компьютером может нанести вред зрению учащихся;

-   высокая стоимость программного обеспечения;

-   быстрое устаревание программного обеспечения, компьютеров. Для учителя тоже есть ряд минусов данной технологии:

-   увеличивается время подготовки к уроку;

-     разрыв между информационной культурой учителей,  ориентированных на традиционные    носители информации и информационной культурой учеников;

-   психологический барьер – компьютерная тревожность, страх проявить некомпетентность;

-   дефицит времени на подготовку к уроку [14].

Существует опасность потери эмоционального контакта с учащимися при электронном представлении материала, пропадают жесты, мимика, интонация. Именно поэтому преподавателя никогда не исключить из образовательного процесса. Необходимо научиться сочетать в уроке и традиционные, и компьютерные средства обучения.

Для успешного использования КСО необходимо решить некоторые вопросы:

-   тщательный отбор содержания обучения в соответствии с возможностями КСО;

-   прогноз воздействия КСО на мышление учащихся;

-   грамотный выбор способов сочетания традиционных и компьютерных средств обучения.

Поэтому не следует абсолютизировать компьютерные средства обучения. Надо помнить, что сама по себе передача информации не несет в себе передачу опыта, знаний, эмоций и культуры, поэтому компьютерные технологии являются хоть и очень эффективными, но, все же, вспомогательными в процессе обучения.

Отсюда сформулируем цели использования КСО:

-     реализация социального заказа в связи с глобальной компьютеризацией и информатизацией всего общества;

-   повышение качества обучения за счет использования КСО;

-     углубление межпредметных связей за счет использования компьютера при создании, хранении и обработки материала [14];

-   развитие и подготовка обучаемого к продуктивной деятельности;

-       формирование  умений  принятия  оптимальных  решений  в  сложных  условиях;-  формирование информационной культуры;

-   умение осуществлять обработку полученной информации;

-   развитие конструктивного мышления благодаря работе с компьютером;

- развитие творческого мышления [14] ссылка.

Определены также и основные направления внедрения компьютерных средств обучения:

-   средство организации интеллектуальных игр;

-   средство распространения методического опыта;

-   средство контроля и мониторинга;

-   средство, совершенствующее весь процесс обучения в целом [14]. Укажем также на возможности КСО для учащихся:

-   адаптация к интеллектуальным возможностям учащегося;

-   гибкость всего процесса обучения;

-   определение причин ошибок [14].

Для учителей компьютерные средства обучения дают возможность:

-   ограничить область информационных потребностей учащихся;

-   выделить основную и полезную информацию;

-   создание динамических изображений;

-   звуковое и видео сопровождение материала [14];

-   облегчение контроля знаний учащихся;

-   определить проблему обучения легко и быстро [14];

-   моделировать действия учащихся;

-   обеспечение работы в он – лайн режиме;

-   обеспечение дифференцированного обучения;

-   обеспечение дистанционного обучения [14];

Проведенный анализ КСО позволяет сделать следующие выводы:

-    использование компьютера открывает огромные возможности для развития процесса обучения, в том числе самостоятельного;

-   появляется возможность углубленного самоконтроля;

-   проведение телемостов и дистанционного обучения;

-   участие в сетевых конкурсах и проектах;

-   дистанционное общение со сверстниками – для учащихся и с коллегами – для учителей;

-   консультации с высококвалифицированными специалистами из любой точки мира;

-   доступ к мировым общекультурным и общенаучным ценностям;

-   доступ к виртуальным библиотекам.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий открывает огромные возможности для повышения качества образования. Учебное занятие с использованием компьютерных средств обучения эффективнее, а восприятие предлагаемой информации намного превосходит возможности в этой области любых традиционных наглядных пособий, роль уроков с использованием КСО возрастает, а, значит, обостряется значимость проблемы изучения компьютерных средств обучения как инструмента для обучения различным дисциплинам.

 

Список литературы

1.   Марков A.C., Милов М.П., Пеледов Г.В. Перспективы развития вычислительной техники, Кн. 11: Программное обеспечение ЭВМ / Под ред. Ю.М. Смирнова. М.: Высшая школа, 1990. - 127 с.

2.      Пивоварова М.А. Информационные технологии в учебном процессе: возможности и опасности. — Ассоциация гуманитарного знания, 2000., №5, С. 129-140

3.      Белич Д.В. Сменим доску и мел на экран и лазер // Информатика и образование. 1995. №5. С. 125.

4.      Киселев Б., Леонова Н. Педагогика сотрудничества и компьютеризация учебного процесса // Информатика и образование. 1990. №2. С. 73-74.

5.      Галкин Г., Соболев В., Кулаков В. Microsoft Office 97 // Компьютерный журнал для всех. Hard' n' Soft. 1997.№5. С. 50-63.

6.      Координация разработок программного обеспечения // Информатика и образование. 1989. №2. С. 125-128.

7.      Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е издание, дополненное/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.: Азбукварик, 1999.-944 стр.

8.      Бушля А.К., Крупская Н.К. о самообразовании взрослых// Советская педагогика, 1969, №3. – С.102.

9.      В.И. Загвязинский. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 192 с.

10.   Г.М. Коджаспирова. Педагогический словарь - http://slovo.yaxy.ru/87.html

11.   Т.В. Атапина. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка, Архив - Журнал "Начальная школа" №4/2009

12.   Рыбкина О.С. Компьютерные технологии обучения русскому языку в начальной школе: документ-камера // Образование детей и молодежи в изменяющемся мире: технологический аспект: сборник статей (г. Тольятти, 2015 г.). — Тольятти, НОЦ «Международный исследовательский центр современных проблем воспитания» ТГУ : Издательство ТГУ, 2015. – 228 с. — С. 88-93.

13.   Рыбкина О.С. Инновационные подходы к обучению в начальной школе // Тенденции развития психологии, педагогики и образования: материалы II международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов по итогам конференции. (г.Казань, 2015 г.). — Казань: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. – 79 с. — С. 59-61.

14.   Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 3-4 (13-14) 1998. – 322 с.