Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Глобальное информационное поле порождает кардинально иное сознание современного поколения молодых людей. Результаты исследований в области воздействия информационных технологий на психику и интеллект человека чрезвычайно важны для педагогов, изучающих влияние Интернета на формирование различных компетенций будущих выпускников вузов. Разработка инновационных технологий с учѐтом требований нового времени, привлечение сетевых сервисов в образовательный процесс является необходимым условием обучения и воспитания студентов цифровой эры.

Преподаватели кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского давно ищут инновационные пути подачи своего предмета. Интернет-сервисы являются одними из ведущих в данном решении вопроса. Но какой из этих

Интернет-сервисов является наиболее эффективным? Сами студенты предлагают решение данного вопроса. Из опыта преподавателей английского языка, ведущих занятия на факультетах компьютерных наук и информационных технологий, экономическом факультете, стало ясно, что они готовы активно использовать не все сетевые технологии, а лишь наиболее популярные в студенческой среде. Студенты создают сайты группы, изучающей иностранный язык, общаются с преподавателями по электронной почте, но на практике создаваемые сайты остаются, как правило, не очень ими востребованными; в то время как социальные сети гораздо популярнее среди студентов вузов. И этому есть подтверждение социологических исследований. Например, по данным исследовательской компании Online Market Intelligence в России лишь 8% Интернет-пользователей ни разу не заходили в социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Facebook» за три месяца, в то время как остальные 92% респондентов регулярно используют данные социальные сети, причѐм на первом месте по популярности стоит соцсеть «ВКонтакте», на втором – «Одноклассники», на третьем – «Facebook». [2] Кроме того, социальная сеть в «ВКонтакте» наиболее востребована среди аудитории от 16 до 24 лет: по данным исследования 91% респондентов этой возрастной группы посещал эту соцсеть в течение трѐх месяцев подряд. [2]

В отличие от других Интернет-технологий, социальные сети являются во многом универсальным средством коммуникации: они позволяют получать информацию, объединяться в сообщества, создавать свой творческий контент, обмениваться различными цифровыми материалами, презентовать себя, свои интересы, позиционировать свои взгляды, обмениваться мнениями, знакомиться и заводить дружеские и деловые связи и многое другое. Преподаватели Российских вузов понимают всю значимость изменений, связанных с распространением влияния Сети на жизнь и времяпрепровождение студентов. Поэтому Интернет-технологии становятся частью образовательной среды. Ресурсы социальных сетей также привлекают педагогов и они начинают включать их в свою практику.

Нами также было принята идея использовать социальные сети в качестве инструмента при формировании коммуникативной компетенции студентов бакалавриата. Причѐм, эта инициатива исходила и от самих студентов. Была замечена следующая практика: поступая в вуз, студенческие группы почти сразу же создают свои сообщества в соцсети для оперативного взаимодействия друг с другом. Создание студенческой группы в соцсети решает несколько задач: молодые люди знакомятся, узнают интересы, увлечения, образ жизни друг друга; сообща решают организационные, учебные, социальные и личные вопросы. Общение в сетевом сообществе учит их работе в команде; способствует творческим идеям, на которые они мгновенно находят отклик от других членов сообщества; прививает умение вести дискуссию на заданную тему, а также полемизировать (корректно формулировать свою точку зрения и отстаивать еѐ в споре).

Учитывая существующую студенческую практику пребывания студентов в социальных сетях значительную часть своего учебного и свободного времени, мы на базе факультетов компьтерных наук и информационных технологий и экономического факультета создали студенческие сетевые сообщества с несколькими целями: образовательной и научной. Образовательная  цель  включает в себя задачу овладения иностранным языком, а научная - изучение формирования коммуникативной компетенции студентов в сети Интернет. До начала проекта и во время его внедрения нами проводились наблюдения, беседы и анкетирования со студентами и преподавателями. Результатами этих методов исследования стали интересные факты. Например, 100% респондентов среди студентов бакалавриата являются пользователями социальных сетей. Основные цели использования соцсети: личное общение, получение и обмен различной информацией: новости, музыка, кинофильмы и т.п. Важным преимуществом соцсетей среди студентов считаются бесплатные сервисы, которые дают возможность осуществлять коммуникацию с пользователями (друзьями, родственниками), проживающими в других городах и странах. Среди преимуществ социальных сетей студенты видят возможность круглосуточной связи, скорость, бесплатные сервисы, психологическую и операциональную комфортность, а также возможность подготовки к общению.

Для большинства студентов бакалавриата (около 98%) социальная сеть - это всего лишь продолжение общения в виртуальной среде с друзьями и знакомыми, контакт с которыми был установлен ранее в базовой реальности. Процентное соотношение связей, установленных в «реале» и поддерживаемых в Сети и связей, установленных непосредственно в виртуальной реальности составляет у студентов бакалавриата примерно 95% - 5%. Также было установлено, что 98% респондентов-студентов всѐ-таки считают сетевое общение неполноценным, среди ответов на вопрос полноценности/неполноценности общения в Сети характерны такие высказывания как: «ты не видишь этого человека вживую, а вдруг он террорист?», «я не вижу собеседника», «общение должно быть живым», «ты не видишь эмоций и жестов человека», «это не заменит встречу и общение с человеком вживую», «живое общение всегда лучше», «нужен личный контакт». Есть и уточнения по поводу общения в Сети: один из респондентов написал, что всѐ зависит от собеседника, и с некоторыми из них лучше общаться в Сети.

Кроме того, у социальной сети очень развит игровой элемент, игровая атмосфера присутствует во многих сервисах соцсети, не являющихся по функции игровыми. Даже в том, сколько «лайков» (одобрений) получит ваш контент на страничках профиля (например, ваши фото или цитаты) есть что-то от игровой соревновательности. Также в соцсети пользователи могут играть и в настоящие игры.

Интересные факты наших исследований касаются такой проблемы как идентичность студента в Сети. На вопрос «Ваш аватар – это Ваше подлинное изображение?» около 80% респондентов ответило утвердительно. Чуть более 10% время от времени меняют свое фото профиля на иные изображения (природы, символов и др.) и чуть менее 10% не размещают свое фото в аватаре (хотя в фотоальбомах профиля могут присутствовать личные фото): чаще всего это связано с культурно-религиозными установками некоторых студентов. Следует заметить, что по результатам опроса примерно 90% студентов не проводят различия между «онлайновой» и «офлайновой» версией своей личности в Сети, т.е. лишь немногие из них создают иные виртуальные образы своей личности. Они просто творчески раскрывают новые грани своего «Я» в сетевой реальности. Кроме того, именно Интернет позволяет создавать несколько вариантов онлайновой индентичности в зависимости от аудитории того или иного Интернет-сообщества: для ―Facebook‖, являющейся международной соцсетью с превалированием международных контактов – один онлайн-образ, для «Одноклассников», где пользователями чаще всего могут быть родственники среднего и старшего поколения – другой образ, для социальной сети «ВКонтакте» с преобладанием молодежной школьной и студенческой аудиторией – третий. Но все эти образы будут формировать единую идентичность.

Студенты вступают в различные тематические сообщества в социальных  сетях, где происходит постоянный обмен информацией.  Сообщества по  интересам  стимулируют познавательный процесс, так как создается группа, объединѐнная общей идеей и имеющая общую цель – получать знания и совершенствоваться в определенном аспекте. Совместное творческое познание даѐт хороший результат: формируется новое знание, а также коммуникативные навыки, социальные связи и т.п.

Таким образом, можно констатировать, что социальная и познавательная деятельность в соцсетях является важной для развития студентов, где соцсети можно отнести к такому фактору развития личности как среда. Среда –    это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека: макросреда – страна, этнос, общество, государство; мезосреда – регион, СМИ, субкультуры, тип поселения; микросреда – семья, соседство, группы сверстников. [1]. Интернет можно отнести к среде, объединяющей признаки макро-, мезо- и микросред, так как он есть продолжение жизненной реальности.

 

Список литературы

1.      Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: Учеб. для бакалавров. // М.: Издательство Юрайт, 2012. – 724.

2.        [Электрон. ресурс] http://adindex.ru/news/digital/2014/03/28/108501.phtml (дата обращения 26.08.2014)