Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Авторы:
Город:
п.г.т. Белый Яр
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к языку –   это значит воспитать интерес к нему. Казалось бы, о нашем языке, о слове уже столько сказано нашей лингвистической, методической и психологической наукой. Написаны сотни научно-популярных статей, десятки серьезных методических и занимательных книг, пособий. Русский язык в школе остается инструментом познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности. В конкретном случае – к русскому языку. Творческие задания следует давать систематически, т. к. нельзя «завести» детей на какую-то интересную работу, а потом все взять и бросить. Сначала следует давать задания на сугубо добровольных началах. Первые 2 - 3 работы выполняют обычно 50-60% учеников (из них 30% - по собственному желанию, а 30% - по настоянию родителей). Привить интерес к школьному курсу «Русский язык», раскрыть секреты его «оживления», ввести детей в мир науки о языке, ощутить его как стройную, гармоничную систему, приобщить ребят к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка – вот главные задачи и вопросы, которые встают перед учителем, преподающим этот предмет.

В практике обучения русскому языку сложились вполне определенные виды творческих работ. Вместе с тем в понятие “творческая работа” учителя вкладывают разное содержание. Такой вид работы, как творческий диктант: к нему относятся два вида упражнений: составление отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм, лучшие из которых диктуются и записываются. А также некоторые авторы считают такие виды упражнения творческого диктанта: вставка слов и словосочетаний. Главным признаком творческих работ, который применительно к русскому языку проявляется в выборе языковых средств и приемов для достижения поставленной цели, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать свое отношение к описываемым явлениям и событиям. Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков  творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения.

Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер. Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели,  всесторонне понимание  возникшей проблемы, содержание,  структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.

Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются направления, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения задания.

В-третьих, предстоящей творческой деятельности придается строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.

В-четвертых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.

 В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения творческой задачи.

Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:

1)    Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание. Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке: Ребята были в лесу. Вдруг слы? : во? елочки кто – то шур?. Там ё? ! Напала Жучка на ??. Да не тут ? ! Наколола она нас и ?.

2)    Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развернутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

Исправление ошибок в предложенном тексте (орфографических, пунктуационных, стилистических). Данный вид работы иногда называют редактированием.

Особым направлением в системе развития творческих способностей выступает работа с текстом. Используемые в процессе ее осуществления тексты в обязательном порядке должны носить воспитательно- познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребенка, совершенствовать его знания об окружающем мире. Как и в других направлениях, здесь важно реализовать принцип постепенности и последовательности.

На первом, втором годах обучения учащиеся овладевают понятием текст, его структурой, наиболее простыми типами: текст-повествование, текст-описание. У детей формируется умение различать известные им типы текста, подбирать к ним заглавия, определять их основную мысль, отличать текст от разрозненных предложений, составлять текст по опорным словам. Далее учащиеся совершенствуют умение работать с текстом-описанием и текстом-повествованием. Знакомятся с новыми типами: текстом-рассуждением, сравнительным описанием. Кроме того, они учатся составлять тексты смешанного типа: в текст- повествование вводить элементы описания, рассуждения и т.д. Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий которые призваны стимулировать мыслительную деятельность детей, формировать творческое воображение, образное мышление. От текста к тексту задания меняются, усложняясь и каждый раз обеспечивая новый поворот мысли ребенка, выработку какого-либо суждения, обобщения. Например:

Задание 1. Прочитайте предложения; составьте из них зимнюю зарисовку; исключите предложения, которые не подходят по теме. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Услужливый м…ро…з…т…нул реки л… …ком. По листьям шуршит дождь. 

Ре…кий ветер теребит в…рху…ки д…ревьев. Во все стороны двинулись мощные потоки в…ды. До самых бр…вей нахлобучили они белосне…ные ша…ки. Надели пуховые варе…ки. Шустрые сн…г…ри порхают по ши…кам елей.

Задание 2. Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности. Сформулируйте свое задание к составленному тексту и выполните его.

Позже люди н…училис… в…рить (из) свеклы сах…р. Пр…д…вали его (в) аптеках как лекарство. Он был очен… д…р…гой..

(В) давние вр…мена люди не знали, что такое сахар. Они ели ме… . пили сла…кий сок клена, липы, ч…й (с) дольками свеклы.

(В) (И,и) ндии, (на) (К,к)убе п…луч…ают эту сладот… (из) сахарного тр…с…ника. У него сла…кий стебел… . Тр…стинки ср…зают, бр…сают (в) к…тел и вываривают (на) …гне. Получаются кристаллики сахара.

Задание 3. Прочитайте текст. В предпоследнем предложении расположите словосочетание в последовательности, отражающей  порядок действий. Закончите текст подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

Самый долгий день (на) п(а,о)б(е,и)реж(ь,-)е (Л,л)едовитого океана. Он длится кркглые сутки. Со(л,-)нце три летних месяца не уходит (с) неба. Не (по) дням, а (по) ч(а,я)сам вырастают (из) з(е,и)мли травы, р(о,а)спускаются лист(ь,-)я и цв(и,е)ты. Даже голые камни п(а,о)крываются разноцветными р(о,а)стениями.

Тучи к(а,о)м(о,а)ров гудят (над) тундрой, но зв(и,е)рей немного:полярные л(и,е)сич(ь,-)ки, песцы, северные (а,о)лени, зайцы. Иногда (с) моря з(а,о)плывают белые м(и,е)дведи. Зато как много птиц: жаворонки, трясогузки, пуночки. Но больше всего ч(а,я)ек, гагар, уток, гусей.

Птицы и звери  почти не спят. Им некогда.  Надо д(и,е)тенышей к(а,о)рмить(ь,-), яйца высиж(ы,и)вать, гнезда строит(ь,-). Все сп(е,и)шат, у всех… .

Справка: фразеологические обороты для последнего предложения: дел невпроворот; хлопот полон рот.  

Таким образом, всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе с текстом на всех её этапах. Не содержащие конкретных указаний задания эффективно работают на углубление языковой грамотности учащихся. Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника.

Подобная работа с текстами даёт возможность поднять развитие творческих способностей у младших школьников на более высокий уровень. Прежде всего это обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углублённому осмыслению детьми учебного процесса.