Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ СОЦИОАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

В статье освещается опыт внедрения кафедрой «Промышленный дизайн» ФБГОУ ВПО МГХПА им. С.Г. Строганова технологий интенсификации обучения, направленных на развитие социально-личностных и профессионально-личностных компетенций бакалавров, осуществляемое в рамках модульного обучения в условиях компетентностного подхода.

В процессе исследования компетенций были выявлены 3 составляющие: когнитивная (знание и понимание), деятельностная (практические и оперативное применение знаний) и ценностная (ценности как органическая часть способа  восприятия и жизни с другими в социальном контексте).  При этом каждая из компетенций имеет признаки в большей или меньшей мере всех сторон определения компетенций. В своем исследовании «Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения» В.И. Байденко в качестве примера рассматривает компетенцию «мобильность», которая предполагает «…во-первых, знание и понимание всех дидактических единиц, относящихся к мобильности как интегральному качеству личности; во-вторых, деятельностную (актуальную) сторону (какими способами, методами, приемами, в каких формах она осуществляется в ситуации различных контекстов); в-третьих, в каком этическом и правовом пространстве в конкретных национальных (страновых) и международных контекстах ее можно реализовать» [1, стр. 42]. Таким образом, в процессе «препарирования» каждая компетенция включает ценностную составляющую (мотивационную, этическую, социальную, поведенческую стороны), являющуюся показателем развития личности. При этом Байденко оговаривается, что «…следует различать компетенции и личные качества (свойства) человека: смелость, выносливость, честность и т.д. С другой стороны, компетенции должны подкрепляться личными качествами (например, работоспособностью, прилежностью, увлеченностью, выносливостью, преодолением трудностей, сдержанностью, оптимизмом, терпимостью при разочарованиях и др.)» [1, стр. 11].

Заинтересованы ли работодатели в развитии качеств личности так же, как и академическое сообщество? В качестве утвердительного ответа можно привести несколько примеров. В 2006 году в Уральской горно- металлургической компании (УГМК) была проведена поисковая работа, направленная на выявление компетенций работников предприятия и оценку их развития у молодых специалистов [2, стр. 40]. В результате исследования сформированы универсальные компетенции двух групп - универсальные и социально-личностные. Вторая группа компетенций основана на качествах личности: технический интеллект, работоспособность, ответственное отношение к профессиональному труду, наблюдательность и способность оценивать, профессиональная дисциплина, способность к профессиональному обучению и самообучению, исполнительность.

Также в процессе взаимодействия с работодателями Фионовой Л.Р. разработаны компетенции специалиста, обладающего определенными качествами личности, такими, как самостоятельность и критичность мышления, способность генерировать новые идеи, творческое мышление, коммуникабельность, нравственность, интеллект, культурный уровень [3].

Еще одним примером результата взаимодействия ВУЗов с работодателями в части выявления содержания и востребованности общих компетенций являются проведенные в 2005 г. аналитическим центром «Эксперт» исследования «Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы» и «Образовательные программы и технологии российских корпораций» в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина, компаниями «Русал» и АФК «Система». В исследовании участвовали также вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, предприятия ВПК. К числу затребованных компетенций респондентами в том числе были названы:

–   личностные качества, личная эффективность («личность первична; профессионализм вторичен»);

–   коммуникабельность, коммуникационные навыки;

–       мобильность, максимальная адаптивность, готовность подстраиваться под требования; умение ориентироваться в быстро меняющихся условиях;

–   высокая мотивация к работе;

–   способность системно мыслить (главное – «выпускники с мозгами»; самостоятельно мыслящие);

–   умение и желание постоянно учиться (обучаемость);

–   желание совершенствоваться в любой области;

–   публичные выступления [1, стр. 20].

Результаты исследований позволяют нам с уверенностью говорить о заинтересованности работодателей в развитии личности выпускника ВУЗа, о существенной значимости определенных ее качеств и социально- личностных компетенций в соотношении с инструментальными компетенциями специалиста. Подобная позиция становится основополагающей для формирования рабочих программ, выборе образовательных и воспитательных технологий в процессе обучения специальности «Промышленный дизайн», так как выпускники ориентированы на работу на промышленных предприятиях.

По мнению исследователей, развитие социально-личностных компетенций связано с развитием базовых и профессиональных компетенций. С позиции психологии формирования личности профессионала В.А. Бодров, пишет: «…ее формулой является: человек, формируясь в процессе профессионализации как субъект деятельности,   развивается   как   личность»   [4,   стр.   157].   При   этом   Бодров   определяет   понятие

«профессионализация» как специфическую форму трудовой деятельности в течение профессионального этапа жизненного пути (которая разворачивается с момента выбора профессии до окончания трудовой деятельности), отражающую процесс ее социализации и сопровождающуюся развитием личности [4, стр. 156].

За четыре года обучения задача становления личности бакалавра является очень сложной и при отсутствии верно организованного взаимодействия педагогов и студентов, направленного на понимание сущности и значимости профессии, практически невыполнимой. Если рабочие программы по дисциплинам подразумевают освоение знаний,  умений и навыков, то технологии развития личностной сферы должны быть более эффективными, форсирующими. Это связано и с тем, что, именно с профессионально-личностным развитием студента из 4 лет обучения связаны 3 года. Э.Ф. Зеер считает, что становление специалиста в вузе проходит через ряд этапов: адаптации, интенсификации и идентификации. На этапе адаптации студенты приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, происходит освоение новой социальной роли, налаживание взаимоотношений с однокурсниками и с преподавателями. Ведущая деятельность на данном этапе, как и в школе, - учебно-познавательная, а личность развивается путем вхождения в новую социальную среду, начиная осваивать социально-личностные компетенции. На этапе интенсификации происходит развитие общих и специальных способностей обучаемых, интеллекта, эмоционально-волевой регуляции, ответственности, самостоятельности. Ведущей деятельностью при этом становится научно-познавательная и учебно- профессиональная. Завершающий этап профессионального образования — этап идентификации, который характеризуется формированием профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по получаемой специальности. Ведущая деятельность на данном этапе — профессионально-учебная и научная [5, стр. 269].

В связи с этим необходим выбор технологий, позволяющих интенсивное развитие социально-личностных и профессионально-личностных компетенций с необходимым набором качеств личности.

Исследованию методов формирования и развития социально-личностных и профессионально-личностных компетенций посвятили свои работы Е.М. Сартакова, Э.Ф. Зеер, С.В. Косовских, Ю.В. Ахметшина, И.Л. Бим. и др. В качестве эффективных средств развития данных компетенций они рассматривают социально- профессиональную направленность образовательного процесса; усиление межпредметных связей; применение активных методов и коллективных форм обучения; проведение занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности; создание психологически благоприятного климата для всех субъектов обучения и ситуации успеха [6, стр. 9]; изучение отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины, и внесодержательных аспектов (образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов, проектное обучение и т.д.) [8, стр. 38], кафедральные конференции, где студенты имеют возможность выступить с докладами, которые носят как реферативный, так и исследовательский характер; групповую форму работы, где формируется умение работать в коллективе, транслировать знания [7, стр. 107]; осуществление педагогического взаимодействия преподавателей и студентов на основе единого понимания сущности и роли феномена «социально-личностная компетенция»; организацию педагогического процесса через включение студентов в педагогическое взаимодействие, развивающее у них позитивное эмоционально-ценностное отношение для диалогичного восприятия личности в профессионально- экономических ситуациях [9, стр. 9].

Кафедра «Промышленный дизайн» ФБГОУ ВПО МГХПА им. С.Г. Строганова имеет опыт использования многих из названных методов, средств и технологий. В частности, были разработаны программы в формате сложных модульных систем с междисциплинарными элементами, а также модулей внутри одной дисциплины; проводятся студенческие научно-практические конференции и мероприятия по формированию информационной среды вуза. Проектный метод – основополагающий принцип обучения по специальности.

В рамках образовательной программы бакалавров на кафедре «Промышленный дизайн» была применена междисциплинарная   модульная   технология,   которая   состояла   из   объединения   усилий   дисциплин

«Проектирование», «Основы проектной графики», «Макетирование», «Объемно-пространственная композиция»,

«Компьютерные технологии», «История дизайна, науки и техники», «Конструирование». Задания каждой дисциплины были полностью посвящены единой теме «Модульная игрушка». Междисциплинарный модуль по этой теме включал изучение истории игрушки, принципов формообразования традиционной игрушки, изучение методики проектирования современной игрушки, конструирования, компьютерного моделирования и макетирования модульных объектов. Проектирование игрушки – сложное задание не только в части сценария, формообразования, но и в части восстановления утраченного восприятия современным молодым человеком игрушки вообще, игровой деятельности, и, в частности, ментальности русской игрушки. Одним из важнейших этапов проектирования, позволяющего решать эти сложные мировоззренческие вопросы, является предпроектный анализ. Очень важно направить деятельность бакалавра на осуществление научно-исследовательской деятельности в рамках дизайн - проектирования.

Междисциплинарный модуль потребовал пересмотреть содержание и состав курсового проекта. Так, аналитическая научно-исследовательская работа по теме «Игрушка» оформилась в таблицу-схему, которая, предваряя проектное решение, выявляла концепцию решения выбранной студентом темы. Если в реферате по общей теме «Игрушка» студентами представлялся анализ, типология, история игрушки вообще, то по выбранной теме давалась таблица по схеме:  история, психология,  исторические и современные аналоги, позволяющие решать проблему психологического развития ребенка, конструктивные особенности, технологии изготовления, эскизные предложения – скетчи по выбранной игрушке.

Студентами разрабатывалось и сценарное моделирование – необходимый атрибут проектности. Особенно интересным было проектирование модульной игрушки-конструктора: игровая деятельность включала в себя как создание игрушки, так и игру в эту игрушку. Конструирование игрушки при помощи разработанных модулей предоставило ребенку до 7-10 базовых вариантов и до 10 вариаций формы разработанной игрушки, что в целом способствует развитию творчества и изобретательности.

Междисциплинарный модуль «Модульная игрушка» нацелен на приобретение интегрированного знания по теме и представляет собой завершенную тематически и по времени структурную единицу. Результат измерялся как теоретическими, так и практическими достижениями студента. Задание способствовало дальнейшему формированию таких качеств личности, как самостоятельность, способность генерировать новые идеи, творческое мышление, коммуникабельность, нравственность, интеллект, культурный уровень.

С сентября 2014-2015 учебного года была разработана модульная программа внутри одной дисциплины – проектирования, которая заключалась в выполнении конкурсного проектирования для ОАО «Шереметьево– Карго». Социально-профессиональная направленность программы заключалась в длительном (программа рассчитана на  4 семестра) профессиональном марафоне. Первый совместный конкурсный проект, организованный кафедрой промышленного дизайна с  ОАО «Шереметьево–Карго» - «Сonceptdesign for Sheremetyevo–Cargo» был сформулирован как «видение будущего с точки зрения промышленного дизайна». В конкурсе приняли участие студенты 3 курса кафедры промышленного дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова. Студенты решали поставленные технологические и эстетические задачи и разрабатывали спектр проектных предложений, направленных в перспективу развития компании.

Задание было составлено совместно с экспертами учебного центра компании. Перед участниками конкурса была поставлена задача - разработать тренажер-симулятор для обучения кандидатов в операторы фронтального погрузчика. Руководитель техническо-конструкторской группы отдела главного механика и службы главного инженера К.В. Тихонов отметил: «В связи с использованием в учебном классе нашего предприятия самодельного тренажера оператора погрузчика, не обеспечивающего полную симуляцию работы, не представляющего полную картину условий работы в складском помещении, а также не дающего объективной оценки при сдаче экзамена после прохождения обучения, возникла потребность в современном исполнении тренажера удовлетворяющего всем условиям». Таким образом, основной целью задания стало обеспечение максимального приближения условий обучения к реальным условиям работы оператора на погрузчике, в том числе за счет визуального изображения внекабинного пространства на основе компьютерной генерации, акустических шумовых эффектов, механической и вибрационной имитации работающих  агрегатов машины  в различных режимах управления работой оборудования.

В процессе проектирования тренажера для кандидатов в операторы погрузчика была проделана большая работа в части анализа прототипа и аналогов. Изучение прототипа тренажера и конструкции вилочного погрузчика определили недостатки в формообразовании тренажера, несоблюдение эргономических требований, несоответствие условий тренинга реальным условиям в ситуации функционирования, в частности отсутствия визуальной информации. В качестве аналогов тренажера также рассматривались игровые симуляторы, работа которых основана на новых технологиях. Это предоставило возможность некоторым студентам проявить фантазию и взять за основу футуристическую концепцию. В результате скетчинга студентами были представлены эскизы тренажеров с различным формообразованием в зависимости от принятой концепции: трансформеры, объекты с закрытой и открытой структурой.

Студентами были тщательно проработаны эргономические схемы рабочего места оператора. Состав проекта и композиция финальной визуализации также были направлены на раскрытие концепции и художественного образа тренажера.


В результате конкурсного проектирования было представлено 20 разработок тренажеров для обучения кандидатов в операторы фронтального погрузчика (Рисунок 1). По предварительной договоренности между организаторами конкурса по каждому из проектов–финалистов специалистами ОАО «Шереметьево–Карго» было составлено экспертное заключение. В заключениях экспертов ОАО «Шереметьево-Карго» (начальника отдела материально-технического снабжения, инженера техническо-конструкторской группы, руководителя техническо- конструкторской группы отдела главного механика службы главного инженера, начальника авиационного учебного центра и др.) были отражены положительные стороны и указаны недостатки проектов промышленного дизайна симулятора складского погрузчика. Итоги конкурса формировались из количественных показателей (голосования 190 сотрудников и 14 экспертов) и качественных показателей (экспертной оценки в баллах). По итогам Конкурса организаторами было отмечено, что проблемы, связанные с реализацией технических и эргономических решений, заставляют дизайнеров–конструкторов стремиться поиску баланса между красотой дизайнерского искусства и реализацией функционального назначения.

 следующем семестре студентами кафедры для ОАО «Шереметьево-Карго» были разработаны элементы благоустройства территории грузового терминала компании (скамейки, урны, светильники, навигационное оборудование). В рамках производственной практики студентами предложены варианты графического решения интерфейсов навигационных терминалов (Рисунок 2). Как и в первом случае, работы студентов оценивала группа экспертов компании. Затем на преддипломном проектировании бакалаврами разработана система освещения территории грузового терминала ОАО «Шереметьево–Карго».

Сотрудничество продолжилось и на дипломном проектировании. Несколько студентов в качестве темы для дипломного проектирования взяли разработку кабины трактора для ОАО «Шереметьево–Карго»

В целом все задания соответствуют традиционной практике курсового и дипломного проектирования с ориентацией на производственные технологии. Однако модульный подход предоставил возможность разработать новые перспективные направления и технологии дизайн-образования. Впервые в практике курсового проектирования в оценке работ участвовал экспертный совет, включающий руководителей и представителей различных служб производства. Студенты получили отзывы на проекты в виде независимой оценки экспертов. Данный опыт беспрецедентен. Проведенная в рамках модульной технологии серия конкурсов имела направленность в будущее и подразумевала под собой преодоление технологических границ, расширение реального и виртуального пространства, футуристические эксперименты.

Студентам удалось продемонстрировать социальную и  творческую интуицию, умение фантазировать, предвосхищать и анализировать проблемы, моделировать сценарии и ситуации, находить нетривиальные решения, выразить свое стремление к инновациям.

Подобный опыт сотрудничества интересен и ОАО «Шереметьево-Карго». Впервые в практике курсового проектирования в оценке работ участвовал экспертный совет, включающий руководителей и представителей различных служб производства.

Серия конкурсов модульной программы создала психологически благоприятный климат и ситуацию успеха (победителями, отмеченными как руководством предприятия, так и руководством ВУЗа, стало 20 студентов), которая послужила развитию научно-исследовательской составляющей, а также оказала помощь студентам в освоении новых форм деятельности в образовательном процессе. Так, в рамках Международного проекта перспективных научно-практических исследований в сфере дизайна «DESIGN AREA» и ежегодных дней науки студентов МГХПА им. С.Г. Строганова 25 марта 2015 года прошла научно-практическая конференция «Сфера дизайна XXI века. На пути к новой парадигме образования» и 17 ноября 2015 года - Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Сфера дизайна XXI века. Научная составляющая дизайн- проектирования». Опыт работы над модульной игрушкой и сотрудничество с ОАО «Шереметьево-Карго» обсуждался в устных и стендовых докладах 15 студентов. Студенты исследовали использование особенностей структурного и модульного формообразования в проектировании, тектонику объектов, в частности, тренажера- симулятора для обучения кандидатов в операторы фронтального погрузчика; языки дизайна, используемые в формообразовании модульной игрушки, тренажеров, осветительного и навигационного оборудования.

Модульные технологии явились инструментом форсирования приобретения профессионального и социального опыта, развития личных качеств студентами, позволили приобрести бакалаврам уникальный практический опыт проектирования объекта с конкретным техническим заданием в установленные сроки. Подобные развивающие технологии основаны на рассмотрении дизайна с позиции теории социализации, в которой основной функцией является приобщение индивида к социальному целому. Так, к одной из подфункций социализирующей функции относится «…эвристическая – возбуждение творческой активности индивида, развитие продуктивного воображения» [9, стр. 453]. С позиции характеристики социального опыта, приобретенного в процессе художественно-конструкторской деятельности, интересно исследование его структуры, которую многие педагоги считают основой наполнения содержания обучения: «…К характеристикам, описывающим социальный опыт, относятся: материальная производственная деятельность, социальные отношения, художественная практика, научная практика (С.Э. Крапивенский); знание о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт осуществления творческой деятельности, опыт эмоционально- ценностного отношения (В.В. Краевский и П.Я. Лернер); опыт отношения к природе, опыт организации жизнедеятельности общества и человека (Н.Е. Щуркова); процесс и результат взаимодействия общественного субъекта с внешним миром» [10, стр. 2]. Модульные технологии способствовали приобретению студентами подобного опыта и формированию общекультурных и общепрофессиональных компетенций, в частности социально-личностных и профессионально-личностных компетенций. Приобщению к социальному целому способствует также сама ситуация конкуренции в течение конкурсов. В процессе работы проявились такие личностные качества, как целеустремленность, цивилизованность личности, коммуникативность, самореализованность, самосознание.



Рис.2. Проект интерфейса навигационного терминала студентки Холомкиной Анны

 

С целью создания образовательной среды, являющейся мощным механизмом профессионального и личностного становления бакалавра, разработана программа «Популяризация инновационных технологий в сфере науки, искусства, образования». Это направление в полной мере соответствует характеристике образовательной среды, данной Е.Е. Меерзон [12]. Образовательная среда не является материальным условием деятельности, как обычная среда. В контексте педагогического процесса формирования профессиональной компетентности образовательная среда выступает как: а) субъективный опыт восприятия действительности; б) трансформация опыта и собственной идентичности в образовательной практике; в) существующее образовательное взаимодействие социального окружения. Образовательная среда возникает там, где происходит коммуникативное взаимодействие двух субъектов, где каждый из участников оказывается способным изменить собственную позицию и создать новый проект деятельности на основе этого опыта.

В проблематике данного направления важное место принадлежит вопросам, связанным с созданием информационной и теоретико-методической базы инновационных разработок в сфере дизайна и искусства, с построением дизайнерской деятельности на основе научных достижений и перспективных технологий, с подготовкой кадров, специализирующихся в области проектного прогнозирования и дизайн-футурологии. В связи с тем, что обозначенные темы имеют междисциплинарный характер и требуют многостороннего рассмотрения при объединении усилий различных специалистов, к участию были приглашены профессионалы из самых разных областей знания и сфер деятельности. В настоящее время инновационные технологии охватывают широкий диапазон видов человеческой деятельности. Они выступают как инструмент художественного творчества, облекают научные открытия и изобретения в форму потребительских ценностей, активно внедряются в методики обучения. Выполняя определенные функции по отношению к научно-техническому прогрессу, культуре и образованию, к процессам внутреннего профессионального развития искусства и дизайна, инновации имеют принципиальное практическое значение, связанное с изменением мировоззрения и отношения к будущему.

Первыми крупными публичными мероприятиями стали лекции А.В. Мищенко - кандидата физико- математических наук, научного сотрудника университета Тулона академии наук Франции, посвященные созданию новых форм искусства на основе достижений нейрофизиологии, а также инновационным разработкам в области искусственного интеллекта будущего [13, 14]. Официальной задачей мероприятий было изучение студентами связи между искусством, возможностями мозга, реальностью и будущим, вовлечение представителей нового поколения в процесс дизайнерского прогнозирования. Также важно было привлечь общественное внимание к проблеме поиска новых средств, стимулирующих существенное изменение профессиональной дизайнерской деятельности.

Мировой дизайнерский опыт показывает, что чем выше уровень технологий, тем острее необходимость в развитии проектно-прогнозной деятельности. Архитектор А.В. Сикачев в статье «Когда бежишь не в ту сторону» отметил, что «…проектирование «на опережение» обладает огромным потенциалом, оказывая большое влияние на архитектуру сегодняшнюю. Прогнозы обладают способностью самосбываться. Будущее архитектуры будет таким, каким мы его нарисуем сегодня. А это значит, что подобному жанру творчества необходимо обучать в архитектурных и дизайнерских ВУЗах». Приглашение к сотрудничеству профессора МАрхИ, кандидата архитектуры, руководителя Зала иностранной периодики МАрхИ А.В. Сикачева для проведения лекций и мастер- класса студентам, занимающимся и интересующимся проектным прогнозированием и футуродизайном [15, 16], стало важным событием в процессе осуществления главной задачи проекта - способствовать культурному обмену, укрепляющему отношения между студентами и специалистами из различных областей. По результатам данного творческого сотрудничества был издан Сборник статей Международного проекта перспективных научно-практических исследований в сфере дизайна «DESIGN AREA» «Дизайн. Технология. Искусство. Футурология».

Сотрудничество с большим кругом специалистов в различных научных направлениях, а также количество проводимых мероприятий в рамках программы Международного проекта перспективных научно-практических исследований в сфере дизайна «DESIGN AREA» способствуют появлению новых возможностей в организации учебной деятельности студентов специальности «Промышленный дизайн». Данный проект создает условия для профессионального, личностного и творческого развития студентов.

 

Список литературы

1.      Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения // Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

2.      Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России, №11, 2007 стр. 39-45.

3. Фионова Л.Р Взаимодействие работодателями при определении важности компетенций http://lib.convdocs.org/docs/index-286233.html

4.      Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. / В.А.Бодров. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 623с.

5.      Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. - 2 изд., перераб., доп. - M.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

6.      Сартакова Е.М. Формирование социально-личностных компетенций студентов вузов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; специальность 13.00.08. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsialno-lichnostnykh- kompetentsii-studentov-vuzov#ixzz3sJOPD18z

7.      Косовских С.В. Особенности формирования педагогических компетенций у бакалавров экономических специальностей. Тематический сборник научных трудов «Формирование компетенций в практике преподавания социально-экономических дисциплин в вузе» // Курган: ОУП ВПО АТиСО; 2013. - 159с.

8.      Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). – Обнинск: Титул, 2001 – 45с.

9.      Ахметшина Ю.В. Развитие социально-личностной компетенции студентов  в педагогическом процессе экономического вуза // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, специальность     13.00.01.     Научная     библиотека     диссертаций     и     авторефератов     disserCat

http://www.dissercat.com/content/razvitie-sotsialno-lichnostnoi-kompetentsii-studentov-v-pedagogicheskom- protsesse-ekonomiche#ixzz3sJQzhZkq

10.   Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта // М.: Московский психолого-социальный

институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. - 640с.

11.   Бычкова В.С., Зубкова Т.И. Социальный опыт как основа социального воспитания. Портал психологических изданий PsyJournals.ru —http://psyjournals.ru/kip/2008/n2/Troyanskaya.shtml [Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования - Культурно-историческая психология - 2008/2].

12.   Е.Е. Мерзон Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза [Текст] / Е.Е. Мерзон // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 170- 172.

13.   Мищенко А.В. Апгрейд в сверхлюди: технологическая гиперэволюция человека в XXI веке. Изд.3., М.: URSS 2013, 168 стр.

14.   Мищенко А.В. Цивилизация после людей. СПб.: Издательство А. Голода, 2004. 128 стр.

15.   Сикачев А.В. Архитектурное экспериментирование. Архитектурная наука в МАРХИ. Информационный выпуск 2. М.: «Ладья», 1996.

16.   Сикачев В.А. Виртуальная реальность несбывшейся архитектуры. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАрхИ. М.: «Архитектура–С», 2009.