Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Взаимодействие и взаимовлияние глобальной мировой культуры и национальных, региональных культур является одним из актуальнейших вопросов современности. Экономическое, политическое, информационное стирание границ поставило мировое сообщество ХХI века перед проблемой формирования однополярного мира. Негативные последствия такой культурной ассимиляции несут угрозу исчезновения этнических различий, постепенной ликвидации национальных особенностей их уникального многообразия.

Сохранение этнических традиций, важную часть которых составляют образы искусства, способствует выживанию национальной культуры. Мир художественных форм является носителем идей, обретающих зримое воплощение в объектах искусства, и влияет на формирование мировоззрений.

Одним из самых распространенных сегодня видов художественно-проектной деятельности стал графический дизайн. Его специфика состоит в соприкосновении с нашей действительностью практически во все моменты общественной и личной жизни человека. Дизайнерская деятельность, составляющая значительную часть современного культурного мира, способствует упорядочиванию предметного пространства.

Структура восприятия художественного образа в дизайне во многом складывается на основе национального мировоззрения. Для всех древних мировых культур характерно различное понятие ментальности и, как следствие, разное визуальное, цветовое, образное воплощение архетипических представлений.

Большая часть современного информационного потока представлена в визуальной форме. Перед объектами графического дизайна стоят  особые задачи – обеспечивать визуальную  коммуникацию и делать доступным восприятие информации. Эта черта налагает на дизайнеров, работающих в данной сфере особую ответственность в вопросе закрепления национально значимых архетипов, как источника художественного вдохновения.

Национальное мировосприятие выражается в различных представлениях народов об одних и тех же явлениях. В этой связи представляется недопустимым бездумно следовать усредненным интернациональным формам. Отсутствие принадлежности к определенной культуре отторгает дизайнерское произведение от основ его специфичности и лишает действенности. Подобный путь может привести к разрушению основы духовных традиций через несоответствия смыслу национальных образов, сюжетов, мотивов.

Несмотря на кардинально изменившийся за последние годы ритм нашей жизни и используемый художниками-дизайнерами новейший инструментарий, приемы для создания объектов визуальной коммуникации используются традиционные, найденные предшествующими поколениями художников и характерные для национального восприятия.

В данной связи хочется привести пример из опыта работы кафедры дизайна Орловского государственного университета. При выборе тем для проектирования в ходе работы в семестре или дипломной работы сложилась практика применять знания студентов о значении и роли единства художественной культуры Орловского края в русле контекста русской и мировой культуры. Данная работа идет через сопоставление исторического и современного актуального материала, концептуального процесса дизайнерского проектирования с акцентом на системный анализ художественно-культурных явлений с учетом различных контекстов (социальных, культурных, национальных), в которых были созданы художественные произведения; прикладную методологию и технологии; использования концептуальной деятельности на всех этапах дизайнерской практики.

Предлагаемый подход раскрывает студентам самобытный характер орловского фольклорного пласта, соединяющего в себе черты сказаний древней Руси и более поздние по времени создания произведения, представляет нам единство природы и человека, сказочного и реального, правды и вымысла.

Данное направление в современном графическом проектировании позиционируется как айдентика культурного пространства, что предполагает множественность вариаций, способность развиваться во времени и среде, возможность единовременно совмещать различные функции – литературы, изобразительного искусства и дизайна.

Для развития историко-культурного ресурса региона подобные проекты служат процессу концентрации энергетических связей поколений, транслируя культурные смыслы и ассоциации. В современном информационном обществе этические и моральные ценности поменяли свой вектор. Но наши современники, особенно подрастающее поколение, остро нуждаются в четком определении эстетических и исторических категорий. Объекты графического дизайна, выстроенные с учетом таких позиций, могут стать предметами дискуссий и активного диалога. Современные технологии и усовершенствованные материалы не только создают актуальные направления художественного проектирования, но и открывают возможности для раскрытия возможностей интерпретации традиционных стилей.

Особенностью графического дизайна является связующая роль между утилитарной деятельностью и художественным осмыслением места человека в окружающем мире. В современном мире это касается все новых и вместе с тем вечных аспектов эстетического отношения человека к преобразуемой им природе.

В.А. Фаворский, исследуя связь искусства с действительностью, писал: «…У искусства двоякая задача: познавать жизнь и преобразовывать жизнь, делать изображение и делать вещь… создавать художественно все вещи, окружающие нас. Чтобы искусство, понимая жизнь, врывалось бы в жизнь и проникало ее всю». [1]

Графический дизайн, подспудно формирует особенности массового восприятия. Увеличивается объем работ в этой сфере. Предметное окружение, частью которого являются объекты графического дизайна, играет значительную коммуникативную роль в обществе. Острее чувствуется необходимость проектирования работ, которые бы отвечали эстетическим требованиям современности, национальному своеобразию, так как следование процессам глобализации предполагает в своем итоге культурную смерть нации.

Актуальной задачей дизайна является понимание своих национальных, характерных для данного человеческого сообщества архетипов. Ориентация на эти подсознательно воспринимаемые образы предоставит возможность активного развития отечественного дизайна.

Дизайнерские работы призваны учитывать этнический, национальный, региональный контекст и влиять на обогащение культурного пространства посредством сохранения и пропаганды ярких и значимых черт своей культуры. Близкие и понятные источники вдохновения содержатся в национальной культурной истории, и придание им нового импульса для развития через язык современных технических достижений – задача актуального дизайнерского творчества.

Высшим уровнем сферы дизайна, преобразовывающего и формирующего среду, является проектная культура. Она включает в себя: ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды. Важна их принципиальная отнесенность к определенной культуре, принадлежность сложившейся системе ценностей творческого сознания. В нее входят мыслимые, чувствуемые, осязаемые образы данной проектной культуры с присущими ей уникальными региональными признаками. В этом случае достижимые в ней ценностные состояния творческого сознания, становятся актуальными и понятными пользователям данного проектного продукта.

Культурное наследие России нуждается в осознании, как источник развития и жизнеспособности. Стоит задача в работе со студентами при использовании регионального материала увидеть в нем не только самобытный взгляд на мир, неповторимые обычаи образа жизни, но и сделать его частью культурно-политических проектов, в рамках которых культурно-исторический опыт страны обретет четко направленное выражение и войдет в систему глобальных межкультурных коммуникаций и цивилизационного диалога.

 

Список литературы

1.      Фаворский В.А. Об искусстве, к книге, о гравюре. – М.: Книга, 1986. – 238 с.

2.      Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А.А.Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 446 с.

3.      Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994. – 256 с.