Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Мы живём в 21 веке – это время интенсивных технических преобразований и невероятно стремительного развития научной мысли, охватывающих абсолютно все сферы нашей жизни. Научная деятельность даёт нам возможность сформировать разнообразные социальные отношения, которые выявляют склонности индивида к процессам личного и коллективного творчества. В жизнь современного человека стремительным темпом ворвался компьютер, интернет, онлайн-телевидение, современные системы связи, причем современные технологии постоянно развиваются и с каждым днем все прочнее входят в жизнь обычных людей, становятся просто неотъемлемой ее частью. Это, безусловно, требует перестройки многих навыков работы, способствует возникновение новых привычек, а значит, и связанных с ними потребностей и интересов. Изменяется и сама трудовая деятельность, ее социальные функции, поскольку новейшие достижения науки и культуры преобразуют характер деятельности человека, а сам труд сам становится ценностью. Совершенно очевидно, что изменившийся в 21 веке мир кардинально меняет и мироощущение человека в новых реалиях, и, несомненно, существенно обогащается ценностно-мотивационный ряд личности. Наши моральные категории, духовные ценности, нравственные представления, мотивы и побуждения всегда являются главной движущей силой во всех сферах деятельности, где главным объектом является человек. Через духовные ценности и представления педагога, врача, ученого осуществляются регуляция его индивидуального поведения, и, что особенно важно, регулирование коллективных действий членов того или иного социума. Таким образом, кроме интересов, которые действуют в рамках определенной профессии, помимо частных интересов, существуют более высокие интересы, в свете которых смысл, содержание и результаты профессиональной деятельности получают признание. Очевидно, что ослабление или даже полное отсутствие нравственных «фильтров» постепенно приводит к персонализации интересов, заточению их в границах конкретной профессии, а в конечном результате влечет к деградации общественных отношений.

Хотелось бы подчеркнуть, что нравственные регуляторы, моральные ценности и нормы осуществляются в весьма противоречивой и неоднородной среде мотивов. Совесть, честь, гражданский и профессиональный долг обращены к лучшим качествам человека - собственному достоинству, справедливости, честности, доброте- побуждающим каждого задумываться о своем профессиональном и жизненном призвании, о значении и даже смысле своего существования. Именно ощущение причастности к человеческой общности, к конкретному социуму, к свершениям и достижениям нашего российского народа и великой русской культуре и есть квинтэссенция нравственных представлений современного человека.

Российская молодежь сегодня является важнейшим культурным, духовным, интеллектуальным, профессиональным, демографическим резервом нашего общества. А потому именно от движения этого молодежного вектора будет зависеть судьба нашей огромной страны. Сумеет ли современное поколение молодых людей взять на себя ответственность за судьбу России и сохранить российское государство как социокультурную и государственную целостность - это всецело зависит от глубины социально-нравственных установок молодежи. В трудах Лихачева Б.Т. указывается, что именно социально-нравственная позиция регулирует поведение человека, определяя его жизненные цели и средства их достижения [2].

Всем нам важно понимать, что духовно-нравственное воспитание является процессом формирования у молодежи нравственных отношений, и это становится стержнем воспитания. Ведь нравственные отношения в конечном итоге определяют социальную сущность человека, контролируют его потребности и мотивы, которые определяют интересы и развитие личности, его духовный облик и образ жизни. Великий русский педагог Ушинский К.Д. утверждал: «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» и подчеркивал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности. Он писал, что «в процессе воспитания нравственные отношения переходят в нравственные качества личности» [6].

В медицинской деятельности духовность приобретает исключение  значение, поскольку именно духовность является базовой основой становления личности врача. Рассматривая в процессе нашей педагогической деятельности понятие «духовность», мы говорим о том, что подлинная духовность — это то, что пронизывает весь жизненный уклад врача, его деятельность не только как профессионала, но и человека, личности и гражданина [1]. Духовность врача является его достоянием, это его внутренняя независимость, труд с полной самоотдачей, чувство ответственности перед пациентом и обществом в целом. Именно высокий уровень духовности студентов-медиков позволит им достичь полноценного успеха во всей широте его будущей врачебной деятельности и реализовать себя как врача, гражданина и гуманиста. Нравственное сознание утверждает в душе человека идеи правды, справедливости и добра. Таким образом, духовно-нравственное воспитание-это воспитание отношений человека к себе и миру [6].

Принимая во внимание все вышесказанное, становится вполне очевидным, что обучение в медицинском вузе непременно должно включать в себя процесс достижения высокого духовно-нравственного уровня студентами для развития их творческого потенциала, усвоения общественных норм, ценностей, смыслов с целью реализации себя как врача и человека. Конечно, огромное значение будут иметь те духовные ценности, которыми обладает студент-медик как будущий врач, поскольку они окажут ведущее влияние на профессиональное становление и врачебную деятельность , на его отношение к пациенту и врачебному долгу. Необходимо, чтобы студенты осознавали, что духовный уровень это не только уровень обладания общечеловеческими ценностями, но и образ жизни.

Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию на 2013 год отметил необходимость укреплять духовно-нравственную основу общества: «…закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность… Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы–это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России…» [5].

В.В. Путин подчеркнул, что «создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи – это приоритетные социальные задачи в России. Они имеют ключевое значение для настоящего и для будущего нашего государства и требуют системной, согласованной работы органов власти всех уровней и общества» [5]. Совершенно очевидно, что важнейшая роль в решении социальных задач нашей страны принадлежит системе здравоохранения, на которую возложена большая ответственность. А значит, особая ответственность требуется и от преподавателей медицинских вузов, которые занимаются подготовкой медицинских кадров.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает довольно большую её часть. Но в структуре жизненных приоритетов она занимает разное место: в одних случаях профессиональная деятельность может составлять главный смысл существования, в других случаях может быть всего лишь «периферическим» аспектом жизни. В том случае, когда профессиональная деятельность становится смыслом жизни, происходит гармоничное соединение требований профессии и аспектов индивидуальности. И только в этом случае человек полностью отдается профессии и ее требованиям, и, осуществляя свою профессиональную деятельность, достигает высокого уровня мастерства.

Совершенно очевидно, что всегда в медицине самым востребованным является совестливый человек, потому что он наиболее надежный и правдивый, а спасение от болезней и охрана здоровья обеспечивается запасом профессиональной и личной надежности. Для настоящего врача совесть-это внутренняя «цензура», и является тем обостренным чувством, которое вызывает у человека либо состояние морального удовлетворения, либо чувство угрызения и нравственные муки.

К сожалению, в настоящее время положение медицины, положение врача в нашем обществе далеки от желаемых идеалов. И все же принадлежность к этой гуманной профессии обязывает врача к тому, что никакие жизненные, бытовые и профессиональные сложности не могут служить оправданием безразличию и равнодушию доктора. Высокая нравственность человека в белом халате является золотым стандартом его профессиональной деятельности при  любом социальном и  политическом климате. Очевидно, что ведущей  задачей педагога в медицинском вузе является возможность «достучаться» до сознания студентов и довести до них эту догму, чтобы будущие медики осмыслили и приняли ее всей душой.

Бесспорно, огромное значение имеет и сам способ воздействия на сознание студентов-медиков в процессе обучения их в медицинском вузе — например, творческое осмысление проблемы духовно-нравственного становления врача, тем более, что подобный подход способствует инновационным движениям в российском обществе. Важно отметить, что в медицинском вузе априори существует широчайший спектр возможностей для формирования и воспитания врача с высоким уровнем нравственности. Российские медицинские учебные заведения исторически выполняют функции как образовательного, так и непременно воспитательного характера, при этом, безусловно, приоритетное значение отводится профессиональным медицинским знаниям, навыкам, умениям. Но медицинское образование в вузах нашей страны всегда одной из главнейших целей ставит формирование высокой духовности и нравственности будущих врачей. Современная оптимизация в процессе образования значительно способствует эффективному формированию ценностных установок, развитию социальной активности студентов, мотивирует на  познавательную деятельность в самостоятельном аспекте, развивает навыки коммуникации [7].

Нравственное отношение к пациенту является актуальнейшим аспектом воспитания студентов-медиков. К сожалению, встречаются примеры равнодушного, невнимательного, пренебрежительного или даже грубого отношения к больному человеку. А ведь гуманное воспитание студента проявится в практической деятельности только в том случае, если у врача случае сформировалось гуманного отношения к человеку в целом. М.А. Нурматова пишет, что «необходимо понимать, что становление этого отношения может быть обеспечено лишь случае, когда в содержание и методику преподавания соответствующих учебных дисциплин будут введены представления о гуманистической сущности профессии врача, а врачебная практика будет основываться на ценностном отношении к человеку, т. е. на принятии больного человека как уникальной духовной сущности» [4].

Таким образом, студент-медик, как будущий врач, должен сформироваться как человек с высокой нравственностью, ведь его будущая практическая деятельность подразумевает влияние и управление здоровьем и жизнью людей, а значит их судьбами. Врачу любой специальности совершенно необходимы такие качества как милосердие, гуманность, правдивость, ответственность, искренность, человеколюбие, сочувствие, решительность. Немаловажно понимание того, что все движения личности доктора, его поступки и действия непременно должны соответствовать положениям общественной морали. Иными словами, духовно-нравственный уровень врача проявляется в том, что доктор соблюдает интересы и благополучие доверившегося ему пациента в несоизмеримо большей степени, чем свои личные.

Несомненно, во взаимодействии врача с пациентом должны доминировать такие основополагающие принципы как «правдивость», «конфиденциальность», «не навреди», «будь честен», «будь терпим», « все во благо пациента», умение стоять за истину в одиночку или с меньшинством, умение адекватно ориентироваться и действовать в ситуациях с нравственной дилеммой или непростым моральным выбором, ради предпочтения пользы пациенту и выбора ценности человеческой жизни.

Одной из важнейших задач духовно-нравственного воспитания студентов в медицинском вузе является формирование нравственного мышления, ощущения потребности в духовном развитии, применение знаний и умений только во благо пациентов, убеждение студентов в имеющихся жестких критериях зла и добра, достоинства и бесчестия, подвига и преступления. В условиях современной российской действительности наша молодежь, от которой зависит будущее страны, безусловно испытывает трудности социально-нравственного характера. Социальные процессы стали усложняться, глобальные мировые политико-экономические потрясения и вызовы требуют более активных и решительных мер для воспитания молодежи [3]. Применительно к медицинским вузам можно сказать, что вышеизложенные реалии диктуют необходимость обязательного включения в систему медицинского профессионального образования дисциплин, предметом изучения которых являются человек и общество. Для понимания уникальности отдельного человека необходима интеграция гуманитарной и естественнонаучной составляющих в культуре каждой личности.

Гуманитарный аспект медицинского образования отражает спектр гуманитарных проблем, наполняющих профессиональную деятельности каждого врача — проблем взаимоотношения с пациентами, членами их семей, вопросов медицинского права, аспектов влияния научных открытий на безопасность и здоровье человека, проблем обмена профессиональным опытом. А это значит, что гуманитаризация высшего медицинского образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека и будущего специалиста, уровень подготовки которого должен гармонично сочетать образованность, профессионализм, высокую духовность и нравственность, то есть это процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарной культуры, гуманитарного потенциала медицины, что позволяет нам определить нравственную культуру врача как не просто заслуживающее уважение свойство его личности, а необходимое качество, определяющее уровень его профессионализма.

 

Список литературы

1.      Загрекова Л.В. Духовно-нравственное воспитание - базовая основа современного образования детей и молодежи // Наука и школа. - 2011. - № 5. - С. 99.

2.      Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец. курс / Б.Т. Лихачев. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. С. 7

3.      Носкова А.В. Социальное воспитание детей и молодежи России: современные реалии и проблемы //Демографические исследования. - 2012. - № 14.

4.      Нурматова М.А. Некоторые особенности духовно-нравственного воспитания студентов медицинских вузов / М.А. Нурматова [и др.] // Молодой ученый. — 2014.№6.—С.868-870.

5.      Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.12.2012 "Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // Российская газета, № 287, 13.12.2012.

6.      Ушинский К.Д. Избранные педагогические соч.: В 2-х т. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1953. С. 327-332.

7.      Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В. Чекина. - Гродно: ГрГУ, 2008. С. 14-15.