06 февраля 2016г.
Важнейшей стратегией общего национального развития России является модернизация высшей школы, цель которой – создание инновационных условий обучения студентов в образовательных учреждениях страны. Переход на многоуровневую систему подготовки кадров, повышение уровня конкурентоспособности образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедрение телекоммуникационных систем и широкое использование информационных сетей Интернет позволяет обеспечить качественно новый уровень подготовки будущих специалистов, готовых к инновационным технологическим решениям, творческому мышлению и выполнению задач в области научно-исследовательской деятельности.
Для повышения качества образовательного процесса и эффективности управления образовательным процессом необходимо, чтобы организация информатизации охватывала все основные направления деятельности учреждения. Под информатизацией понимается процесс создания оптимальных условий для удовлетворения потребностей (в данном случае – обучающихся в высшей школе) на основе формирования и использования информационных ресурсов для организации обучения, воспитания, самообразования.
Информатизация учебного и воспитательного процессов требует:
– организации и развития автоматизированной информационной системы управления;
– внедрения информационных, инновационных технологий в процессе обучения.
В настоящее время одной из основных задач высшей школы является подготовка конкурентоспособных высококвалифицированных кадров к выполнению профессиональных задач. Образовательные учреждения страны совершенствуют качество образования, научно-методическую работу, внедряют информационные технологии обучения, активно взаимодействуют с заказчиками [3].
Для повышения качества образования в настоящее время все большее значение приобретает разработка и внедрение инновационных технологий в процессе обучения, что обеспечивает эффективность обучения за счет визуализации преподаваемого материала, формирование навыков у обучающихся в работе с современными средствами вычислительной техники и др.
Вместе с тем внедрение информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность и качество организации обучения, осуществлять постоянный контроль за проведением занятий, обеспечить мониторинг за текущими и остаточными знаниями студентов.
Современные инновационные технологии в образовании потребовали коренной перестройки образовательного процесса в высшей школе. Визуализация материала позволяет повысить эффективность образовательной и научной деятельности, с меньшими временными затратами освоить объемный материал, определенный учебным планом. В связи с этим лекционные аудитории и некоторые классы стационарно оборудуются презентационными средствами – персональным компьютером, мультимедиа проектором, экраном, акустической системой, интерактивной доской и т.д. Оборудование должно постоянно находиться в учебных помещениях, что упростит внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс вуза [2].
Важнейшим направлением внедрения инновационных методов является создание условий, благоприятствующих формированию и развитию способностей у обучающихся к исследовательской деятельности:
– целенаправленные согласованные действия (взаимодействие) научно-педагогического состава вуза с руководством научного отдела;
– повышение ответственности обучающихся за свои действия;
– взаимодействие преподавателей между собой (беседы, обмен опытом);
– владение традиционными методами обучения и воспитания в высшей школе;
– наличие ресурсов и четкой системы внедрения инновационных методов (специалисты в профессиональной области, временной ресурс, учебно-методическая база и др.);
– разработка методик, позволяющих оценить эффект от внедрения инновационных методов;
– высокая развитость интеллектуального и культурного уровней педагога;
– готовность обучающихся к восприятию конкретных инновационных методов воспитания;
– профессиональная и нравственная готовность педагога к внедрению инновационных методов воспитания в творческих группах.
Привлечение обучающихся к работе в творческих группах под руководством преподавателя является одной из эффективных форм подготовки студентов к профессиональной деятельности инновационной направленности. Организация творческих групп требует особого подхода:
– в начале формирования творческой группы обнаруживается немало желающих быть ее участником, но со временем происходит отсев по разным причинам: не интересна проблема, над которой работает группа, не сформирована организованность и самодисциплина для синхронной работы ее участников.
Таким образом, руководителям творческих групп и коллективов необходимо:
– предлагать широкий спектр проблем и направлений работы творческих коллективов, учитывающий разнообразие интересов каждого студента – исследователя;
– для ежегодного пополнения творческих групп необходимо организовывать студентов, начиная с первых курсов обучения, привлекая их к проведению организационных мероприятий и развивая у них те качества личности, которые необходимы для дальнейшей исследовательской работы;
– дифференцированно подходить к руководству исследовательской работой студентов с учетом психологических особенностей каждого для формирования в рабочей группе позитивного морально- психологического климата, обстановки психологической совместимости и сработанности;
– для мотивации студентов старших курсов к научно-исследовательской творческой деятельности в группах засчитывать эту работу в качестве учебно-производственной и преддипломной практики, а также создавать им условия для участия в психолого-педагогических олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, требующих организационно-материальных затрат за счет вуза;
– стимулировать преподавателей к созданию творческих групп для исследования научной проблемы [1].
Таким образом, инновационная направленность образовательного учреждения – это определенная совокупность субъектов инноваций (членов коллектива, готовых к инновационному пути развития вуза). Активнее стала использоваться педагогическая инноватика. Готовность образовательных учреждений к инновационному развитию выступает как готовность к восприятию, производству, усвоению и распространению новшеств, способность управленческих структур увлечь научно-преподавательский состав на путь инноваций.
Список литературы
1. Большакова, О.Н. Исследования самостоятельной деятельности инновационной направленности студентов и возможности ее развития / О.Н. Большакова // Высшее образование сегодня. – 2010.– № 11. – С. 53–56.
2. Кадиев, Р.И. Организация информатизации и инновационных технологий обучения в вузе / Р.И. Кадиев // Вестник высшей школы. – 2009. – № 3. – С. 41–44.
3. Кошелева, А.О. Педагогическая инноватика как условие подготовки личностно-зрелого специалиста в высшей школе / А. О. Кошелева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – № 3. – Кострома: изд-во КГУ, 2009. – С. 31–34.