Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА КУРАТОРОВ И СТУДЕНЧЕСКОГО КУРАТОРСТВА НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Студенческие годы совпадают с периодом самого интенсивного развития личности в физическом, интеллектуальном, социальном и нравственном смысле. Адаптация студентов первого курса к вузовской системе обучения проходит не всегда легко и просто. Для того чтобы повысить уровень эффективности процесса академической и социальной адаптации студентов младших курсов к вузу был создан институт кураторов, в который входят кураторы в лице преподавателей, а также студенты-кураторы в лице студентов старших курсов [2, 4].

В начале прошлого века значение слова «куратор» означало - «опекун, попечитель», в настоящее время смысл является устаревшим. В современном мире технического прогресса смысл слова «куратор» немного изменился: куратор это - 1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы; 2) в некоторых учебных заведениях преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов) [6]. В толковом словаре русского языка: куратор (книжн.) – человек, который курирует кого-то, что-нибудь [11].

Студент-куратор является полноправным коллегой куратора-преподавателя, с той разницей, что остается внутри сообщества, с которым взаимодействует. Исходя из этого, эффективность взаимодействия повышается ввиду снижения барьеров между кураторами и студентами-первокурсниками. Студенты-кураторы консультируют ребят по учебным вопросам, развивают культурный досуг студентов, приобщая их к истории университета и к альтернативному времяпрепровождению за пределами университета [3].

В Томском политехническом университете накоплен огромный опыт кураторской работы. Институт кураторства осуществляет свою работу с 1903 года [1, 5, 9].

В программу адаптации студентов входит: работа кураторов со своими подопечными на часах куратора, которые  проводятся  еженедельно;  проведение  тренингов  «Узнай  себя»,  «Тайм-менеджмент»,  «Учебное целеполагание» и т.д.; проведение цикла семинаров и тренингов в рамках программы, которые направлены на подготовку студентов к новой студенческой, самостоятельной жизни: «Виртуальный политех», «Твой помощник –    компьютер», «Основы работы в информационно-библиотечной среде», «Работаем с информацией», «Учимся выступать публично»; создание условий для повышения интеллектуального, духовного, нравственного потенциала и сохранения физического и психического здоровья курируемых студентов; организация различных культурно-массовых походов в музеи и мастерские города Томск [3, 7, 10].

Студенты первого курса, прослушав курс программ по их адаптации в течение 6 недель, приобретают следующие навыки [7]:

· умение свободно ориентироваться в информационной среде университета и оперативно получать всю необходимую информацию для учебы и досуга;

· умение пользоваться Научно-технической библиотекой ТПУ;

· умение эффективно пользоваться компьютерным обеспечением в процессе обучения;

· умение работать с текстом и грамотно презентовать информацию;

· умение уверенно выступать перед группой и преподавателем.

Также кураторы формируют в студентах различные профессиональные и общекультурные компетенции.

«Компетенция» включает знания, умения, навыки, и личностные качества. В процессе обучения компетентностный подход предусматривает совершенно новую роль студента. Это моделирование, работа с информацией, а так же рефлексия. Студент должен уметь самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям, а не просто воспроизводить информацию [9].

Освоение ООП «Электроэнергетика и электротехника» в Томском политехническом университете (ТПУ) позволяет выпускникам успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными (общекультурными) и предметно-специализированными (профессиональными) компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда [4].

В этой связи кураторская деятельность в технических вузах может служить базой формирования высокого уровня подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых не только в социально-личностной, но и в профессиональной деятельности [8,9].

Не менее важна и социально-бытовая адаптация студентов-первокурсников. Для этого в начале первого и второго семестра в гости к первокурсникам, в общежития, приходят теперь не только кураторы-преподаватели, но и студенты-кураторы, что показывает их заинтересованность в знании условий проживания и более тесном взаимодействии со своими подопечными [3,4].

Кураторы в Энергетическом институте ТПУ, как преподаватели, так и студенты-кураторы, становятся связующим звеном между студентом и окружающим его новым социумом, играют важную роль в формировании условий для приспособления первокурсников к новому окружению, структуре, содержанию и требованиям вуза, способствуют интеграции студентов с одногруппниками. Согласованная работа института кураторов показывает хорошие результаты, способствует повышению адаптации первокурсников в вузе.

 

Список литературы

1.      Бельская Е.Я. Педагогические способности куратора и его роль в вузе [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Новосибирск, 10 февраля 2015 г. / Инновационный центр развития образования и науки. — 2015. — Вып. 2. — [С. 103-105].

2.      Бельская Е.Я., Старцева Е.В. Опыт кураторской деятельности в повышении адаптации первокурсников Томского политехнического университета // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-22269 (дата обращения: 20.11.2015).

3.      Бельская Е.Я., Цветкова О.С. Студенческое кураторство в Энергетическом институте и его роль в адаптации студентов-первокурсников [Электронный ресурс] / // Лингвистические и культурологические традиции и инновации: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Томск, 12-15 ноября 2014 г. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. Ю. В. Кобенко [и др.]. — Томск: Изд-во ТПУ, 2014. — [С. 26-30].

4.      Бельская, Е.Я., Цветкова О.С. Студенческое кураторство как важная составляющая формирования и развития общекультурных компетенций будущего энергетика // Материалы III международного молодёжного форума «интеллектуальные энергосистемы». 2015. - 2015. Том № 3. - с 237-241

5.      Бельская Е.Я. Электронное методическое сопровождение работы куратора в томском политехническом университете [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: научный журнал. — 2015. — № 3. — [С.366].

6.      Большой Энциклопедический словарь , 2-е изд., перераб. и доп. М., «Большая Российская энциклопедия», 1998.- 1456 стр.

7.      Бельская Е.Я. Влияние института кураторов на повышение эффективности конференц-недель [Электронный ресурс] // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования [Электронный ресурс]: сборник трудов научно-методической конференции, 26-30 марта 2013 г., Томск / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. А.И. Чучалин [и др.]. — Томск: Изд-во ТПУ, 2013. — [С. 354-356].

8.      Иванова В.С., Мертинс К.В. Формирование социальной ответственности выпускников инженерных вузов // Приволжский научный вестник. 2015. № 4-2 (44). С. 44-48.

9.      Лавриненко С.В. Перспективы кураторской деятельности в современных условиях развития технических вузов // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 278-282.

10.   Старцева Е.В. Роль куратора в успешной адаптации студентов-первокурсников (на примере группы 5А13 ЭНИН ТПУ) [Электронный ресурс] // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции, 3-6 апреля 2012 г. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). — Томск: Изд-во ТПУ, 2012. — [С. 349]

11.   Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Просвещение, 1980.