Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

В условиях преобразований и социальных изменений, особую значимость приобретает задача совершенствования механизмов регулирования в области профессионального образования. Главные цели этого регулирования достаточно противоречивы:, с одной стороны- удовлетворение потребностей личности в получении соответствующих знаний, умений, компетенций, а с другой - обеспечение национальной экономики квалифицированными кадрами, способными развивать потенциал страны. В тоже время подготовка кадров во многом зависит от того, в каких условиях происходит формирование мировозрения и выработка жизненной позиции личности, развиваются способы деятельности и вырабатываются жизненные ориентиры у будущих выпускников вузов, техникумов, колледжей. От успешного профессионального самоопределения выпускников напрямую зависит качество подготовки специалистов, выходящих на рынок труда. Это делает процесс профессионального самоопределения обучающихся одним из самых актуальных и сложных вопросов в педагогике, что объясняется многозначностью понятия «самоопределение», различием подходов к определению сущности и содержания, неготовностью образовательных организаций различного уровня осуществлять сопровождение профессионального самоопределения обучающихся и оценивать его результаты. Учитывая значимость профессионального самоопределения обучающихся, существует необходимость целенаправленной организации сопровождении этого процесса в образовательных организациях разного типа с учетом особенностей обучающегося, непрерывности образования, интеграции ресурсов образовательных организаций и социокультурной среды, социально-экономических условий территорий. Причем именно в интеграции ресурсов (интеллектуальных, организационных, информационных, материальных) нами видится потенциал развития территориальных (региональных) систем образования. Территориальная система образования (ТСО) имеет определяющее значение, так как именно она является ключевым звеном, связывающим региональный рынок труда и обучающихся. Обычно, под территориальной понимают систему, характеризующуюся пространственной близостью взаимосвязанных элементов окружающей среды и общества, взаимодействующих на определенной территории. Согласно И.В. Захаровой и Г.Б.Клейнера, территориальная система образования это структурированная совокупность образовательных организаций, связей между ними, образовательных и управленческих процессов, обеспечивающих выполнение функций образования, воспитания, социализации и профессиональной подготовки населения территории [2]. В своем исследовании, мы под территориальной системой образования будем понимать совокупность органов управления образованием, всех образовательных организаций разного уровня, учреждений службы занятости, социальных объектов, общественных организаций и иных субъектов, размещенных на определенной территории с установившимися между ними связями, обеспечивающих выполнение функций образования, воспитания, социализации и профессиональной подготовки населения территории с учетом сложившегося рынка труда.

Как показал анализ сложившихся условий, именно территориальный уровень обладает необходимым потенциалом и вектором развития для создания благоприятных условий для реализации большинства изменений, обеспечивает выбор конкретной модели, разработку программ развития, формирование определенного набора контрольных показателей и их целевых индикаторов. Территориальный уровень обладает достаточным уровнем делимости и гибкости, может обеспечить создание различных инфраструктурных компонентов, а также координацию изменений в подчиненных подсистемах (муниципальных, локальных, индивидуальных).

С этой точки зрения термин «территориальная система образования» более определен и точен, чем термин «рынок образовательных услуг». Причем такой подход, как отмечает И.В. Захарова, позволяет снять ещё одно противоречие: в термине «рынок образования» присутствует коммерческая составляющая, в то время как образовательные услуги являются социальным благом, предоставляемым гражданам в рамках государственных образовательных стандартов бесплатно[1]. Термин «территориальная система образования» объединяет коммерческую и некоммерческую составляющие, ведь на любой территории есть бюджетные и негосударственные организации и учреждения, а государственные образовательные организации оказывают услуги и бесплатно для потребителей, и на коммерческой основе. Очень важно, что процессы профессионального  самоопределения, профессиональной ориентации  молодежи, процессы по обеспечению их педагогическому сопровождению имеют социальную направленность и направлены как на удовлетворение личных потребностей обучающихся, так и потребность конкретной территории в кадрах. В этой связи нельзя забывать негативные последствия, связанные с реформами систем начального и среднего профессионального образования, в ходе которых социальная составляющая была упущена. Рассматриваемую ТСО мы будем считать ее неотделимой от потребления образовательных  услуг, что требует локализации их в границах выделенной территории, в большинстве своем основывающейся на общепринятом административно-территориальном делении страны, однако это не является обязательным.

Причем рынки образовательных услуг имеют чёткую локализацию именно в пределах территорий (субъектов РФ, отдельных муниципальных образований, городских районов). И каждый территориальный рынок имеет специфику, связанную с национальными и культурными особенностями, с состоянием экономики территории, с потребностями местного рынка труда. В соответствии с этим, потребности рынка труда и его представителей – работодателей тесно связываются с возможностями территориальных систем образования.

Термин «территория», по нашему мнению обладает большей определенностью в сравнении с понятием «регион» [1]. В географическом смысле термины «территория» и «регион» часто взаимозаменяемы, в нашем исследовании территорией будем считать пространство, управляемое государственными органами, в котором перемещаются финансовые, материальные и трудовые (и образовательные) ресурсы, и чтобы исключить неточности, мы будем использовать термин территория, который обозначает часть пространства с конкретными географическими границами.

Для эффективного решения задач педагогического самоопределения обучающихся нами разработан ряд моделей, структурирующих процесс педагогического сопровождения профессиональным самоопределением обучающихся по уровням: территориальный (региональный), муниципальный (городской), уровень образовательной  организации. Решение задач педагогического сопровождения профессионального самоопределения на разных уровнях продиктовало необходимость построения нескольких моделей педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, которые смогли бы обеспечить требуемую эффективность проводимых мероприятий и их результативность. Обеспечивая наглядность и структурную упорядоченность данного процесса, такие модели дают возможность более детального его изучения и выявления специфики и внутренних закономерностей.

Исходя из своей специфики в качестве основных задач управление ТСО образования направлено на обеспечение единства и преемственность содержания образовательной и воспитательной деятельности между всеми уровнями образования (что непосредственно способствует комплексированию усилий по педагогическом сопровождению профессионального самоопределения обучающихся); согласование деятельности субъектов и компонентов территориальной системы с потребностями экономики территории; распределение имеющихся ресурсов внутри системы образования с учётом текущих и перспективных задач развития услуг в области общего, профессионального и высшего образования; оценку эффективности деятельности отдельных компонентов и территориальной системы в целом, рациональности использования её ресурсов.

По мнению И.В.Захаровой выделяют четыре типа территориальной системы образования: зеркальный; клиенто-ориентированный; инновационный; коммерческий [2]. Каждый из описанных типов ТСО имеет специфические формы и методы  управления, что зависит от различия их задач. В нашем исследовании мы ориентировались на инновационный тип системы, который характеризуется следующими особенностями: бюджетные и коммерческие образовательные организации диверсифицируют свои услуги, продуцируя     различные    инновации;    новое    товарное    предложение    может     быть    не    только «сверхстандартными» образовательными программами, возникают инновации и в рамках стандартов (педагоги используют новые формы работы, стимулируется творчество всех участников). Однако если ранее целью таких систем образования была привлечение наиболее одаренных обучающих и их дальнейшее развитие, то мы особый акцент сделали на повышении их конкурентоспособности на рынке труда.

Рассматривая понятие «территориальная система», отметим ряд особенностей, которые следует учитывать: территориальная локализация образовательных услуг связана со спецификой территориального рынка труда и его кластеризации; «определяемость» территориального рынка местными факторами отражается в региональных компонентах образовательных программ и в направленности подготовки обучающихся; деятельность рынка образовательных услуг больше регламентирована государственными стандартами, нормами бюджетного финансирования, чем потребностями населения территорий. С точки зрения системного подхода реорганизацию территориальной системы образования представляем как изменение ее компонента - системы профессионального самоопределения обучающихся с различными вариантами ее обновления через разработку моделей педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, развития сетевого взаимодействия компонентов (субъектов) системы образования, работодателей и потребителей образовательных услуг, создание многофункциональных ресурсных центров и центров прикладных квалификаций, развитие механизмов и технологий государственно-частного партнерства и государственно-общественного управления и др. В этих условиях определяющими факторами становятся: территориальная концентрация предприятий, широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия, наличие практики координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем рынке, а также требуемое количество кадров необходимой квалификации и направления подготовки [3]. Что в свою очередь требует обучения населения, целенаправленной и управляемой работе по совершенствованию профессионального самоопределения обучающихся и системы содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций для оптимизации этих процессов на территориальном и муниципальном уровне.

Таким образом, ТСО выступает как организационный фактор, позволяющий на своей основе рассматривать модели других, сложных систем, к которым относятся системы (комплексы) педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Список литературы

 

 

1.       Зарова,  Е.  В.  Экономическое  моделирование  и  прогнозирование  развития  региона  в краткосрочном периоде / Е. В. Зарова, Г. Р. Хасаев. – М. : Экономика, 2004. – 149 с./ С.18

2.      Захарова, И. В. Управление территориальной системой образования в условиях смены экономической парадигмы / И. В. Захарова. – Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 265 с

3.   Куманеева М. К., Начева Д. К. Стратегические аспекты кластеризации региональной экономики: опыт Кемеровской области // Грани науки. – 2015. – Т.3. - № 2. – С. 35-38.