Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СФЕРАХ

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В работах ученых-педагогов и психологов термин «устойчивость» трактуется как «эмоциональная устойчивость», «психологическая устойчивость», «нравственная устойчивость», «социальная устойчивость» личности и др. В рамках настоящего исследования мы рассматриваем проблему нравственной устойчивости личности, которая обращена одной гранью к психологии, другой – к педагогике. Проанализировав научно- теоретическую литературу (Л.И. Божович, Е.В. Головко, В.А. Данилова, И.С. Марьенко, Е.В. Семенова, В.Э. Чудновский и др.), мы считаем, что нравственная устойчивость как педагогическая категория – это интегральное качество личности, проявляющееся в положительном отношении человека к существующим в обществе нормам и законам, нравственным убеждениям и принципам; в способности проявлять «иммунитет» к негативным и стресогенным воздействиям среды; в умении отстаивать свои личностные убеждения и взгляды [3].

Психологи и педагоги традиционно в основе структуры данного образования выделяют следующие свойства: социальная активность, убежденность, общественная направленность, сознательность, саморегуляция.

Однако следует отметить, что определенное своеобразие структура «нравственной устойчивости» приобретает, когда она «подстраивается» в рамки определенной профессиональной сферы.

Для каждой профессиональной деятельности любого специалиста характерен свой комплекс определенных узкоспециализированных умений, знаний, навыков и личностных качеств, обеспечивающих успешное выполнение этой деятельности, а также способствующих развитию личности в выбранной сфере.

Как указывает В.Э. Чудновский, нравственная устойчивость – образование достаточно гибкое, податливое, пластичное, поэтому она предполагает возможность поведенческих реакций, ориентированных на возрастное развитие и постоянно изменяющиеся, совершенствующие нравственные нормы современного общества [8].

На наш взгляд гибкость и пластичность данного образования проявляется еще и в том, что содержание его структуры приобретает свою специфику в зависимости от особенностей, требований, стандартов той или иной профессиональной сферы, в  которой работает  человек. Таким образом, нравственная устойчивость, на наш взгляд, носит прикладной характер. Такой подход к раскрытию сущности данного интегративного образования дает возможность определить пути и способы формирования как отдельных свойств, характеризующих нравственную устойчивость, так и всего интегративного образования в целом, с учетом особенностей профессиональной деятельности.

Особую роль нравственная устойчивость как одно из ведущих качеств личности играет в подготовке кадров социальной деятельности, а именно: врачей, учителей, менеджеров, социальных работников, психологов, юристов и т.д. Данные профессии согласно классификации Е.А. Климова относятся к группе социономических профессий, профессий типа «человек-человек», где другой человек является ведущим предметом труда [4]. Выбор данных профессий обусловлен тем, что их профессиональная деятельность характеризуется главным образом морально-этическими принципами по отношению к своему объекту, т.е. носит деонтологический статус.

Межличностный контакт в работе врача, психолога, менеджера, журналиста, юриста, сотрудника правоохранительных органов затрагивает важнейшие ценности человеческого бытия – жизнь, психическое и физическое здоровье, права и безопасность человека, информационная осведомленность, поэтому «личность специалистов данного профиля – важнейший инструмент профессиональной деятельности» [7]. Исследователи отмечают, что для успешной деятельности представители данных профессий должны обладать определенным набором морально-нравственных качеств. Так, Е.П. Ермолаева отмечает, что «в социально-значимых профессиях, в комплексе нормативных требований центральное место занимают этико-деонтологические требования к профессионалу». Здесь «важны как гласные, формализованные этические нормы, так и негласные, неформальные, не зафиксированные в документах, но реально существующие и предъявляемые профессионалу его окружением» [2].

Следует отметить, что в нашу задачу не входит подробный анализ нравственной устойчивости у представителя каждой профессии, нам важно показать, как содержание категории нравственной устойчивости и, соответственно, комплекс педагогических условий для ее формирования меняются в различных профессиональных областях.

Обратимся к рассмотрению содержания категории нравственной устойчивости на примере деятельности педагогов. В современном обществе невозможно переоценить роль учителя, несомненно, повышается потребность в высокообразованной и высоконравственной личности педагога.

Рассматривая нравственную устойчивость  у будущих педагогов, мы обратились к исследованию Т.В. Кононенко, которая определяет нравственную устойчивость как способность человека осуществлять выбор поведения в соответствии с позитивными общечеловеческими и профессиональными ценностями. По мнению Т.В. Кононенко, факторами, формирующими нравственную устойчивости у студентов педагогических вузов, являются: профессиональная направленность, жизненный опыт, нравственная Я-позиция в молодежной среде и сформированность интегративных нравственных качеств (честность, трудолюбие, гуманность, коллективизм и др.). Оптимальными условиями формирования нравственной устойчивости являются: социальная адаптивность, гражданственность, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, оптимистическая и доброжелательная атмосфера вуза, деловые отношения в студенческой среде, сформированность личностных качеств (объективность, принципиальность, справедливость, критичность и самокритичность и др.), которые регулируют нравственные отношения с индивида с коллективом и обществом. В работе Т.В. Кононенко установлена связь между нравственными ценностями и опытом профессионального поведения, предложены методики воспитания у студентов этических норм и правил поведения в четырех видах педагогических отношений: педагог - воспитанник, педагог – коллеги, педагог – родители, студент – самоуправление [5, с.13-15]. В связи с этим, Т.В. Кононенко подчеркивает значимость таких нравственных качеств учителя, как гуманистичность (любовь к детям, уважение к родителям), справедливость, требовательность, исполнительность, честность, организованность, самоконтроль, самоуважение и эмпатия.

Отличительные черты приобретает процесс воспитания нравственной устойчивости в вузах МВД в силу того, что профессиональная  деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется рядом особенностей, одни из которых: исключительная социальная значимость решаемых задач, своеобразие целей, влияние экстремальных условий и опасности и т.д.

Формированию профессионально-нравственной устойчивости курсантов и слушателей вузов МВД России посвящено исследование Е.В. Семеновой, которая утверждает, что нравственная устойчивость проявляется в способности следовать в своем поведении нравственным убеждениям, принципам, отстаивать справедливость, утверждать законность в различных ситуациях, вооружает «иммунитетом» к воздействиям, которые противоречат его личным установкам, взглядам, убеждениям, делая суждения и поступки личности более стабильными и менее ситуативными [6, с.22]. Факторами формирования данного качества личности являются: взаимосвязь воспитания и самовоспитания курсантов и слушателей, нравственное воздействие курсовых офицеров в процессе реализации целостного учебно-воспитательного процесса, оптимистично-доброжелательная атмосфера вуза МВД, деловой характер отношений в курсантской среде [6, с.9-10]. Среди основных устойчивых черт и цельных качеств, формируемых у будущих сотрудников полиции, выделяются: самостоятельность, инициативность, целеустремленность, решительность, развитое чувство долга, ясность цели, принципиальность. Особую значимость приобретает способность  к активному противодействию нарушениям профессионально- нравственных и нравственных норм окружающими, проявление действенно-критического отношения к собственным поступкам.

Особое внимание на воспитание нравственных качеств обращается при организации учебной и внеучебной деятельности студентов технических специальностей. В связи с общепризнанной в 21 веке ориентацией образования на свободную, творческую, способную к саморазвитию личность современные технические вузы должны подготавливать специалистов нового типа образованности. Таким образом, актуальна и важна не только профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов для различных отраслей промышленности, строительства и др., но и формирование личностных качеств, ценностных ориентаций будущих выпускников.

В.А. Данилова, рассматривая нравственную устойчивость у студентов технического вуза, выделяет педагогические условия, способствующие эффективному формированию данного качества. По ее мнению, учебно-воспитательная работа строится на основе тщательного мониторинга уровня нравственной устойчивости студентов, планирования работы учебного заведения, учебной группы, каждого преподавателя на перспективу. В учебный процесс внедряется спецкурс «Основы этической культуры» и создается высокий нравственно- психологический климат в учебном заведении, что способствует повышению нравственной культуры студентов и развитию нравственных качеств. Учитывая специфику деятельности студентов технического вуза, будущих инженеров, механиков, менеджеров, экономистов, важное место отводилось воспитанию добросовестного отношения к труду в избранной сфере деятельности на производстве и сбережению материальных ценностей, формированию трудолюбия. В.А. Данилова подчеркивает также необходимость развития творческих способностей в области техники и производства, привития необходимой культуры труда, приучения порядка, к бережному обращению с материалами, инструментами, к рациональному расходованию времени, доведению каждой работы до конца, воспитания уважения к людям труда [1, с.113-114]. При планировании воспитательной работы кураторы учебных групп предусматривали формирование следующих качеств нравственно-устойчивой личности: гражданская активность, трудолюбие, ответственность, патриотизм, способность принимать ответственные решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, коллективом; толерантность, а также волевые качества, смелость, решительность, умение противостоять отрицательному влиянию, убежденность и другие [1, с.109].

Необходимо отметить, что вопросы формирования нравственной устойчивости  студентов других специальностей (медиков, журналистов, менеджеров, юристов и т.д.) все еще остаются вне поля зрения исследователей. Таким образом, существует явное противоречие между необходимостью развития нравственной устойчивости и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогике, отсутствием действенной системы и технологий развития этого интегративного качества личности у студентов различных специальностей.

Перспектива настоящего исследования выявить и теоретически обосновать организационно- педагогические условия развития нравственной устойчивости как педагогической категории у студентов - будущих юристов.

 

Список литературы

1.      Данилова В.А. Формирование нравственной устойчивости у студентов технического вуза: дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2007. – 276 с.

2.      Ермолаева    Е.П.     Профессиональная    идентичность    и     маргинализм:    концепция     и     реальность    // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №4. - С.51-59.

3.      Зыкина Е.И. Основные подходы к определению понятия «нравственная устойчивость» личности в контексте педагогического анализа /Е.И. Зыкина // Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии: матер. международной научно-практической конференции. - г.Уфа, 2014. - С.19-21.

4.      Климов Е.А. Некоторые психологические проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. - 1985. - №4. - С.5-8.

5.      Кононенко Т.В. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов: дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2004. – 171 с.

6.      Семенова Е.В. Формирование профессионально-нравственной устойчивости курсантов и слушателей ВУЗов МВД России: дис. … канд. пед. наук. Тула, 2011. – 220 с.

7.      Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России. - 2013. - №4. - С.186-190.

8.      Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. - 208 с.