Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2018г.

Аннотация: Настоящая статья посвящена проблеме высшего образования в рамках подготовки будущих педагогов дошкольного образования, а именно обозначены основные направления совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога в современных условиях, представлены ценностные основы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. А также выделены наиболее важные особенности деятельности педагога дошкольного образования, формирующие профессиональные компетенции у студентов.

Ключевые слова: подготовка в вузе, педагог дошкольного образования.

Abstract: The article defines the current state and problems of the higher education system in the framework of preschool education teachers training. The main directions of improvement of professional training of the future teacher in modern conditions are designated. The value bases of professional activity of the teacher of preschool education which are essential presented. The most important features of the kindergarten teacher, which are the basis for the formation of professional competencies of students, are highlighted.

Keywords: training teachers in higher education institution, a preschool teacher.

В настоящее время особенно остро стоит проблема обеспечения дошкольных образовательных организаций профессиональными педагогическими кадрами, способными к эффективному решению образовательных задач. Современные изменения в российском образовании открывают новые перспективы в педагогической профессии. Наполнение образования новым содержанием, новые требования к подготовке педагогических кадров повышают роль и статус профессионального образования, требует его качественных изменений.

Обратим внимание на то, что одной из ключевых задач вуза выступает подготовка высококвалифицированных специалистов. Анализ профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (далее Профстандарт) и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) (далее ФГОС ВО) показал, что качество профессиональной подготовленности педагога (воспитателя) находится в зависимости не от числа усвоенных студентом знаний, а от становления эмоционально-мотивационной сферы. Значимое пространство в профессиональной подготовке занимают процессы креативного педагогического мышления, сформированость профессионально необходимых свойств личности. Значительная роль отводится овладению педагогическими технологиями и техниками.

Отметим то, что на уровне высшего образования возможность стать педагогом реализуется на двух ступенях: бакалавриата и магистратуры.

На ступени бакалавриата обучение регламентируется двумя стандартами, реализуемыми в УГС «Образование и педагогика»: 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Федеральный государственный образовательный стандарт 44.03.01 «Педагогическое образование», на наш взгляд, более направлен на подготовку педагога средней и старшей школы, осваивающего ту или иную предметную область, в соответствии с федеральными стандартами среднего общего образования, в силу размытости и обобщенности формулировок видов профессиональной деятельности и формируемых компетенций. Нами выявлены компетенции, направленные на формирование у будущего педагога умений в дальнейшем управлять своим саморазвитием и самообразованием в ходе реализации задач своей профессиональной деятельности. Это «ОК 6 – способность к самоорганизации и самообразованию» [ФГОС ВО, с. 6] и « ПК 10 – способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития» [ФГОС ВО, с. 7]. Анализ существующей практики реализации данного стандарта в рамках профиля «Дошкольное образование» выявил тот факт, что данный профиль реализуется в рамках двухпрофильной подготовки как дополнительный, второй, профиль, например в сочетании «Иностранный язык» и «Дошкольное образование».

Наиболее глубокая и контекстная подготовка педагога дошкольного образования осуществляется в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта 44.03.02 «Психолого- педагогическое образование», профиля «Психология и педагогика дошкольного образования», где просматривается прямая корреляция трудовых действий, необходимых знаний и умений с профессиональным стандартом педагога в части формулировки видов и задач профессиональной деятельности. Наиболее важными, с позиции проводимого нами исследования, является компетенция «ОК 7 - способность к самоорганизации и самообразованию» [ФГОС ВО, с. 4].

На ступени магистратуры подготовка педагога дошкольного образования регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», где определяющими компетенциями являются «ОК 3 – способность к саморазвитию, самореализации, использовании творческого потенциала» [ФГОС ВО, с. 10], «ОПК 2 - способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации» [ФГОС ВО, с. 11], «ОПК 6 - владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности» [ФГОС ВО, с. 11], «ПК 5 - готовность использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа» [ФГОС ВО, с. 12], «ПК 9 - способностью консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности» [ФГОС ВО, с. 13], « ПК 11 - способность выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося» [ФГОС ВО, с. 13], «ПК 12 - способность создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте» [ФГОС ВО, с. 13].

Таким образом, мы рассмотрели особенности современного педагогического образования на основе анализа ряда ФГОС ВО. В ходе анализа мы вычленили в данных стандартах формируемые компетенции, которые в дальнейшем позволят педагогу постоянно повышать и совершенствовать свой профессиональный уровень.

Среди большого контингента обучающихся в организации высшего образования особая роль отводится студентам - будущим педагогам дошкольного образования (воспитателям, методистам, заведующим). Это говорит об уникальности данной профессии. На наш взгляд период дошкольного возраста является важной ступенью в развитии ребенка. Именно в данном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития.

Обратим внимание на то, что в педагогике, как правило, профессионализм – это высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в том, что в отведенное время педагог добивается нестандартных результатов, или это высочайшее и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, или синтез научных познаний, умений и способностей методического искусства и личностных качеств воспитателя. Чаще всего компетентность педагога обоснована педагогическим мастерством, включающим в себя комплекс качеств личности, что гарантирует самоорганизацию высочайшего уровня профессиональной деятельности на рефлексивной основе [3].

Необходимо подчеркнуть главную особенность в подготовке педагога дошкольного образования в вузе. Она связана с практико-ориентированной подготовкой специалистов к непосредственной работе с детьми.

Педагогическая практика – является ключевым инструментом подготовки студента к профессиональной деятельности, позволяющим сгладить разрыв между приобретением в вузе фундаментальных знаний, умений и навыков и формированием устойчивых компетенций, обеспечивающих в целом профессиональную состоятельность и успешность молодого специалиста.

В рамках подготовки педагогов дошкольного образования по направлению 44.03.02 «Психолого- педагогическое образование», профилю «Психология и педагогика дошкольного образования» в настоящее время на базе ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина» развиваются два вида практик: с одной стороны учебная (педагогическая), которая в свою очередь проходит на базе ДОО, а с другой клиническая – на базе ГБПОУ НГК «Ресурсный центр «Педагог будущего». Рассмотрим более подробно.

Цели и задачи учебной (педагогической) практики в дошкольной образовательной организации делятся на педагогическую практику и непрерывную. Практика организовывается следующим образом: во- первых, формируются навыки работы с детьми и с их родителями, а также закрепление полученных теоретических и практических знаний, связанных с проведением научно-исследовательской работы по выпускной квалификационной работе; во-вторых, формируются навыки по организации дошкольного образования и руководство им. Целью педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении является: ознакомление студентов с жизнью дошкольной образовательной организацией, а также с образовательно-воспитательным и педагогическим процессом. Основные задачи практики:

1.        изучение, наблюдение и анализ процессов, связанных с воспитанием и развитием детей дошкольного возраста;

2.        ознакомление с управлением народным образованием и др.

В связи с этим ценностные основы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования являются базой, на которой развивается его интеллект и строится педагогическая технология. Его основные ценности представлены ниже (см. рис.1).


Итак, основой профессиональной деятельности педагога ДОО является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.

Педагог дошкольного образовательной организации (далее ДОО) должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации, основные направления развития учреждения.

На сегодняшний день одним из инновационных решений является клинический подход к практико-ориентированной подготовке будущих педагогов. Клинический подход к организации и проведению практики предполагает непосредственное погружение студентов в профессиональную среду, решение актуальных, а не искусственно моделируемых задач. В настоящее время клиническая практика уже вполне сформировалась как готовое решение к практической подготовке учителей, прошедшее апробацию на базе ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина» [2].

В рамках подготовки педагогов дошкольного образования по направлению 44.03.02 «Психолого- педагогическое образование», профилю «Психология и педагогика дошкольного образования» Мининским университетом и Нижегородским губернским колледжем созданы условия для организации клинической практики студентов на базе ресурсного центра «Педагог будущего» с целью решения единой образовательной задачи – подготовки квалифицированных педагогических кадров для образовательных организаций Нижегородского региона [2]. Колледж предоставляет студентам широкие возможности пользования ресурсным центром, выделяет опытного куратора, координирующего практическую деятельность студентов во время прохождения практики.

Еще одним очень важным моментом выступает обеспечение качества подготовки будущих педагогов дошкольного образования, которое предполагает непосредственное взаимодействие с работодателями, которых включают в экспертные советы, в государственные аттестационные комиссии и др.

Взаимодействуя с работодателями, будущие педагоги дошкольного образования имеют возможность прохождения всех видов практик на базе дошкольных образовательных организаций, имеющих особенности (рис. 2).


Итак, можно говорить о том, что вуз формирует социокультурную среду, создает условия, необходимые для всестороннего развития личности, его индивидуальности; способствует развитию социально-воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, использование потенциала учебной и внеучебной деятельности студентов, преподавателей для включения работодателей в образовательный процесс.

Таким образом, формирование карьерной образовательной среды вуза предполагает разработку и реализацию механизмов управления карьерным ростом, как студентов дошкольного образования, так и преподавателей.

 

Список литературы

 

1.        Безюлева Г.В., Никитин М.В., Шеламова Г.М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования // Под ред. Г.В. Безюлевой. — М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования. 2005. – 82 с.

2.        Белинова Н.В., Старикова А.Ю. Проблемы подготовки педагогов дошкольного образования: региональный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 108-110.

3.        Маркова С.М. Методическое обеспечение профессионально-педагогического процесса // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018.- С. 151-152.

4.        Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы педагогического образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. C. 38–43 doi: 10.17759/psyedu.2017090104.

5.        Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (Дата обращения 09.11.2018).

6.        Приказ № 1457 от 14 декабря 2015г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего  образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (Дата обращения 09.11.2018).