Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ БАКАЛАВРИАТА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

В структура  психолого-педагогических наук существуют различные определения  компетентности, раскрывающие содержание через личность субъекта, успешность которого в освоении профессиональной компетенции зависит от качеств и характеристик деятельности, что и определяет его продуктивность и инновационность в развитии профессиональных качеств будущего специалиста. В данном аспекте профессиональное управление зиждется на мотивации студента, на использовании его внутренних сил, сфере эмоциональности, позволяющие формировать осознанные потребности. Мотивация достижений высокой результативности основывается на развитии творческих способностей студента, позволяет решать ему в период обучения множество профессиональных задач и позволяет достичь определенных успехов в учебно-творческой деятельности. Многие исследователи доказывают, что компетентность представляет собой соединение несколько аспектов: когнитивность, предметно-практический и личностный. Данные аспекты являются следствием личностных качеств студента, его способности к саморазвития, самоорганизации, приобретению опыта.

Не менее значимой в период подготовки бакалавров имеет высокая степень мотивации к творчеству, к овладению креативного мышления, самовыражения, формирование мировоззрения, а также способность к операциональной деятельности. Следует разделять способность бакалавра к формированию личностных качеств, профессиональных компетенций и способности к операциональной работе. Бакалавр как субъект приобретший множество качеств должен уметь использовать как операционист в профессиональной деятельности. Операциональная сторона деятельности характеризуется умением быстрой профессиональной обучаемости нововведений в профессии, открытости к приобретению нового опыта, конкурентоспособности, устойчивости к психоэмоциональной среде и социокультурным проблемам.

Современная образовательная среда недостаточно раскрыта и исследована в изучении структуры дизайн- образования, ее внутренними связями с психолого-педагогическим науками, которые в своей основе формируют необходимые компетенции. Качество профессиональной подготовки бакалавров дизайна зависит от мульти профессионализма, интеграции и систематизации психолого-педагогических специальных и профессиональных дисциплин на каждом этапе подготовки. Профессиональную деятельность дизайнера можно рассмотреть, как множественность профессиональных отношений с окружающим его миром, с отраслями производства, сферами деятельности человека в социуме. В период обучения освоить такое многообразие наук практически невозможно. Следовательно, необходимо разработать определенный алгоритм, определенную систему знаков, позволяющих бакалавру ориентироваться в образовательном пространстве, в профессиональной среде и взаимодействовать с социумом. Данное предложение позволяет по-новому взглянуть на систему знаков визуальной коммуникации, интерпретировать ее и смоделировать алгоритм коммуникативной системы в образовательную среду для подготовки дизайнеров-бакалавров.

Прием алгоритма, знака может быть выражен в чувственно воспринимаемых объектах, определяющих смысл профессиональной деятельности дизайнера, направленных на уникальность, оригинальность, эксклюзивность, с учетом культурных традиций или же необходимых требований отрасли народного хозяйства. Образуя целостную структуру компетенций, установок личности бакалавра на познавательное, эмоциональное и поведенческое отношение.

Принципиальной позицией в период подготовки бакалавров может служить художественно-проектная деятельность. Особенность художественно-проектной деятельности заключается в системе целеполагания на социум, социальную активность, адекватность социума на проектный продукт, осознание собственной значимости проектировщика, значимости проектируемого продукта и способности к прогнозированию различных сред существования человека в разных контекстах. Специфика художественно-проектной деятельности ориентирована на художественно-эстетические потребности, мотивацию личности как источника творческой активности. Упомянутый нами ранее когнитивный компонент проявляется в рефлексии проектной деятельности, направленности на ценностные отношения, на эффективное использование компетентностей, обеспечивающих владение обширными специальными знаниями, формирующими качественный уровень профессиональной деятельности.

Деятельность дизайнера актуализируется в предметно-вещном окружении современного социума, в области потребительских услуг, в структуре архитектурного окружения и это формирует образ человека, стиль его поведения, эстетический вкус. Следовательно, накладывает особую ответственность на взаимоотношения дизайнера и потребителя. Особенности формирования профессиональной компетентности дизайнера зависят от актуальности профессиональной деятельности дизайнера, характеризующей его не только как профессионала, но и как личность, в которой сформированы мотивы, потребность, мировоззрение не только в сфере дизайна, но и в сфере социума.

Рассматривая использование приемов и методов дизайна в художественно-проектной деятельности, как инструмент для решения профессиональных задач, образовательная среда формирует и эффективно воздействует на потребительскую мотивацию, на ценностные установки индивида. Художественно-проектная деятельность является совокупностью механизмов к решению проектных задач. Учебно-творческая деятельность бакалавров ориентирована на  прогностические умения студента логически обосновывать, композиционно формировать, доказывать актуальность собственных разработок, целесообразность их внедрения, оперировать параметрами, нацеленными на результат и на конкретного потребителя. Художественно-проектная деятельность осуществляется на основе понимания бакалаврами функциональной значимости объекта проектирования, имеющую прикладную ценность, включающее логическое и абстрактное мышление, создающее предпосылки для вариативного мышления, а также формирование личности проектировщика.

Формирование профессиональных компетенций бакалавра всецело зависит от осознания самим студентом собственной деятельности, установки к художественно-творческой деятельности, готовности психики определенным образом реагировать на складывающиеся трудности, побуждением к творческой деятельности на основе волевых решений достижения цели. Он должен помнить, что это необходимые условия познания мира, развитие системы базовых ценностей, формирующих духовно-нравственные основы личности.

Художественно-проектная деятельность обусловлена не только освоением приемов, правил, условий выполнения проекта, но и эстетическим аспектом. Мышление дизайнера основано не только на приобретении высокого уровня мастерства, но и духовно-ценностными категориями, эмоциональными переживаниями периода освоения действительности, критериями которых выступают свойства композиции: выразительность, образность, целостность, мера и мн. др. В процессе проектирования эта сфера обусловлена как прагматическими, так и идеалистическими аспектами, позволяющими преодолеть утилитарный взгляд на реалистический объект. Итогом художественно-эстетического восприятия в проектной деятельности является операционная модель, трехмерное изображение, позволяющее с эмоционального уровня восприятия перейти к четким конструктивным измерениям. Именно эта модель обладает художественной ценностью, отвечает всем технологическим требованиям. Следовательно, художественно-проектной деятельности в образовательном процессе в решении освоения профессиональных компетенций необходимо учитывать психологические особенности развития индивида.

 

Список литературы

1.      Байденко В.И. Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов вышего профессионального образования / В.И. Байденко, Н.И. Максимов. – Москва, 2007. – 104 с.

2.      Буровкина, Л.А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования [Текст] / Л.А. Буровкина // Воспитание школьников. – 2010. – № 4. – 80 с.

3.      Гаврилова О.Е. Форимрование профессиональных компетенций студентов будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера: автореферат дис. …канд.пед. наук: 13.00.08/ О.Е. Гаврилова. – Казань, 2011. – 24 с.

4.      Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://edu53.ru/np-includes/upload/2014/03/27/5068.pdf

5.      Прищепа А.А. Аспекты формирования художественных традиций России на рубеже веков (конец XIX начало ХХ веков)/ Известия РГСУ (материалы Южно-Российского форума «Архитектура, дизайн и искусство в пространстве культуры») - № 19/2015, Ростов-на-Дону, 330 ст.

6.      Прищепа А.А. Основы теории и методики дизайна и декоративно-прикладного искусства. Ростов-на-Дону, 2013. 352 с.