Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ В ДОУ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

В настоящее время во многих странах мира отмечается с одной стороны рост информированности, а с другой ухудшение качества образования. Это касается всех звеньев системы образования, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. Дошкольное детство является оптимальным периодом для умственного развития. Именно в это время, считают А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Вегнер, Н.Н. Поддьяков, ребёнок способен познавать не только внешние, наглядные свойства, но и усваивать представления о взаимоотношениях, лежащих во многих явлениях природы, социальной жизни, овладевать анализом и решать разнообразные задачи [2].

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одно из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Автор ТРИЗ – Альтшуллер Г.С. Он создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей творческое мышление, его гибкость, диапазон, системность, оригинальность и многие другие качества. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления [4; с.22].

Дошкольное детство — это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Исходным     положением     концепции     ТРИЗ     по     отношению     к     дошкольнику     является     принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог идет от его природы. ТРИЗ для дошкольников — это система исследовательских проектов, коллективных игр, занятий, призванные не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Использование технологии ТРИЗ способствует: поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения [3; с.65].

Принципы ТРИЗ: «Разрешение противоречий – ключ к интеллектуальному мышлению. Средство работы с детьми – педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то воспитатель задает его сам: «Что было бы, если…» Занятие это поиск истины».

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно — полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Здесь очень эффективно показали себя исследовательские проекты. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой — то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Пройдя обучение решению творческих изобретательных задач, мы стали применять эту технологию для создания и реализации проектов с воспитанниками. Проиллюстрируем это на реально осуществленном детском проекте «Наша Олимпиада».

Работа над проектом с использованием инструментов технологии ТРИЗ разбивается на этапы в соответствии с логикой решения проектных задач.

В основе любого исследовательского проекта с детьми лежит их интерес. В связи с этим стали обсуждаться различные вопросы, ответы на которые дети хотели бы найти

Первый этап – поиск  сути. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: мы не можем попасть на Олимпиаду в Сочи, как провести Олимпиаду в детском саду? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого спортивного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).Так как детям предстояло найти как можно больше информации об олимпийском движении, мы стали собирать копилку олимпиады (имена чемпионов, виды олимпийского спорта и т.д.).

Второй этап — это «тайна двойного» или выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, бокс – это плохо и хорошо. Хорошо – так как будешь сильным и смелым, плохо – бить человека.

Третий этап — это разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет. Разрешается противоречие изменением состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи — перенести в решете воду в виде льда. На этапе изобретательства основная задача — научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в сообразительности, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте такие лыжи, на которых можно бегать в спортивном зале. Придумайте новую игрушку и др.

Четвёртый этап работы по программе ТРИЗ — это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включала в себя разные виды детской деятельности: игровую деятельность (придумывали новые виды спорта), речевую (обогащение словарного запаса), рисование (мой любимый вид спорта), лепку (изготовление медалей), аппликацию (символы олимпиады), конструирование (строительство спортивных объектов) и т. д.

На последнем, пятом этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыши учились находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности, у нас были организованы соревнования «Наша Олимпиада». Дети ставились в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения. Итогом стало участие во всероссийском конкурсе «Педагогический проект», где наш проект получил 1 место.

Применение в проектах приемов и методов технологии ТРИЗ показало, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у детей старшего дошкольного возраста они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимые препятствия, а как очередные интересные задачи, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

Технология ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя. В рамках этой технологии недопустимо брать готовые формулы и переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. ТРИЗ — это не составленные раз и навсегда приемы творческой педагогической работы, а постоянно развивающаяся программа, призванная преодолевать психологическую инерцию, как педагогов, так и детей.

 

Список литературы

1.      Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991. - 225 с.

2.      Глазунова М.А., Меерович М.И., Шрагина Л.И. Интегрированный курс на основе ТРИЗ-педагогики // Педагогика. - 2002. -№6. - С. 40-43.

3.      Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. Пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование». — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. — (Для средних спец. Учебных заведений)

4.      Крохина И.Н. Адаптированные методы ТРИЗ-РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I) / И.Н. Крохина. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/415279/