Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

В настоящее время Российская Федерация находится в стадии перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. В этих условиях происходят серьезные изменения в системе образования, приходит понимание необходимости профессионального роста и компетенций людей. В обществе остро встает задача необходимости дополнительного образования как такового, и дополнительного профессионального образования, в частности, как открытого вариативного образования.

Актуальными становятся новые формы организации образования, которые помогали бы в  получении дополнительных знаний и навыков человеком.

Кардинальные изменения в российской экономике повлекли за собой проблему массовой переподготовки управленческих кадров в производственной сфере. Появляется необходимость в новых профессиях, специальностях, квалификациях. Выпускники вузов, техникумов и колледжей, в большинстве своем нуждаются в переподготовке. Также в повышении квалификации и профессиональной переподготовке нуждаются и сами работники образования. Новые экономические условия активизировали деятельность образовательных учреждений в поиске новых форм организации учебного процесса.

Потребности в быстром обновлении  и мобильной  профессиональной переподготовке возрастают. Изменения в российской экономике обуславливают задачу массовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров во всех ее отраслях. В данных условиях дополнительное профессиональное образование становится важнейшим инструментом решения задачи переобучения населения.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295м, определено поэтапное увеличение удельного веса занятого населения в возрасте 25 – 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого населения в экономике населения данной возрастной группы с 22% в 2011 году до 55% в 2020 году.

В последние десятилетия возрастает активность населения в использовании электронных образовательных ресурсов, в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков, вебинаров. Это приводит к тому, что дополнительное профессиональное образование становится более доступным для населения. В свою очередь растущий спрос привел к увеличению числа дополнительных образовательных программ, предлагаемых и реализуемых в настоящее время различными организациями, в том числе музеями, библиотеками, культурно- выставочными площадками и т.д. Активно внедряются и распространяются инновационные организационные формы, такие как вебинары, парки и музеи науки, эксплораториумы и другие. Развитие и реализация дополнительных образовательных программ ведется не только на базе образовательных учреждений, но и через различные коммерческие и некоммерческие организации. Также активно развивается негосударственный сектор дополнительного профессионального образования. Все это отвечает интересам граждан, а также способствует привлечению в эту сферу инвестиций. Кроме того, в рамках компаний активно начало развиваться корпоративное обучение, направленное на самосовершенствование и развитие лидерских качеств и управленческих компетенций сотрудников.

Все это позволяет охватить дополнительным образованием значительную долю населения, однако и сильно усиливает конкуренцию между образовательными организациями и учреждениями дополнительного профессионального образования. Кроме того, наблюдаются сильные отличия в вопросе доступности и качества дополнительного профессионального образования в разных субъектах Российской Федерации. Наименьшее число предложений на обучение по дополнительным образовательным программам наблюдается в Чукотском, Ямало- Ненецком, Ненецком автономных округах, Камчатском крае, республике Бурятии, республике Коми и некоторых других.

В настоящее время в ходе проводимых в стране реформ действующая в Российской Федерации система дополнительного профессионального образования трансформируется с учетом рыночных экономических механизмов, организационно перестраивается с целью удовлетворения потребностей региональных рынков труда.

Рынок дополнительного профессионального образования характеризуется глобальностью конкуренции, новыми, виртуализированными форматами взаимодействия участников, динамизмом содержания и спроса.

На современном этапе развития дополнительного профессионального образования содержание программ

ориентировано на:

-       создание условий, необходимых для личностного развития слушателей, его социализации и самоопределения;

-   удовлетворение индивидуальных потребностей слушателей;

-   формирование и развитие как профессиональных, так и личностных способностей слушателей и т.д. Дополнительное профессиональное образование, организуемое на основании индивидуального подхода, имеет преимущества по сравнению с другими формами образования по следующим аспектам:

-   добровольный выбор слушателей участия в дополнительной образовательной программе в соответствии с их интересами и ценностями;

-    выбор формы и темпа освоения дополнительным образовательных программ, что наиболее значимо для лиц с ограниченными возможностями здоровья);

-    возможность смены дополнительных образовательных программ, педагогов и организаций.

В дополнительное профессиональное образование в настоящее время активно внедряются новые образовательные формы (сетевое, электронное обучение и др.) и технологии (антропологические, компьютерно- мультипликационные, визуальные и др.).

Развиваются образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и другие услуги и сервисы информационного образования. Разрабатываются механизмы развития дополнительного профессионального образования, включающие в себя межуровневую кооперацию, интеграцию ресурсов; сочетание независимой оценки качества и саморегулировании профессионального образования; информационную открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о дополнительных образовательных программах и их качестве; обеспечение инновационного развития системы дополнительного профессионального образования при использовании лучших российских и мировых практик в сфере дополнительного профессионального образования и т.д.

 

Список литературы

1.      Бонкало, Т.И., Ефремова Г.И. Активизирующая модель формирования «инновационного человека» в процессе дополнительного профессионального образования /Т.И. Бонкало, Г.И. Ефремова //Социальная политика и социология. 2012. № 3 (81). С. 76-84.

2.      Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295м

3.      Жукова, Г.С., Комарова, Е.В., Рыбакова, А.И. Квалиметрический подход к оценке качества дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. /Г.С. Жукова, Е.В. Комарова, А.И. Рыбакова //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 6 С. 57-61.

4.      Жукова,     Г.С.,     Рыбакова,     А.И.     Дидактическая    система    принципов     и     технологии     реализации информационно-образовательного контента дистанционной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы /Г.С. Жукова, А.И. Рыбакова //Человеческий капитал. № 2(38). 2012. С. 112-115.

5.      Милованова Г.В., Рыбакова А.И., Фомина С.Н. Готовность студентов к самостоятельной работе в условиях дистанционного обучения // Вестник Академии права и управления. 2015. № 40. С. 163-174.

6.      Никитина,  Н.И.  Вариативность  подходов  к  оценке  качества  непрерывного  профессионального образования: анализ отечественного и зарубежного опыта. /Н.И. Никитина //Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 53-56.

7.      Рыбакова, А.И. Современные формы и виды обучения в российском вузовском образовании /А.И. Рыбакова /Имидж образования - вызовы современного мира. Материалы первой международной конференции /Под науч. ред. Е.А. Петровой. 2015. 163 с. С. 154-161.

8.      Рыбакова, А.И., Пронина, Е.В. Развитие профессионально важных качеств и компетенций педагогов дополнительного образования в системе повышения квалификации /А.И. Рыбакова, Е.В. Пронина //Человеческий капитал № 2(38). 2012. С.66-68.

9.      Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

10.   Фомина, С.Н. Технологическое обеспечение модели интегративного подхода к профессиональной подготовке специалистов в области социальной работы в условиях многоуровневого образования /С.Н. Фомина //Социальная политика и социология. 2013. Т. 2. № 3 (95). С. 131-137.

11.   Egorychev A.M., Mardochaev L.V., Rybakova A.I., Fomina S.N., Sizikova V.V. Society and education in the early of XXIth century: integration of tradition and innjvation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Т. 5. № 2. С. 82-91.