Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Уссурийск
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Интерес к природе, к объектам живой и неживой природы появляется у детей очень рано. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый неизведанный мир. Очень важно, чтобы взрослые, находящиеся рядом с ребенком, будь то учителя или родители сами любили природу и эту любовь, в полной мере, старались привить детям.

Экологическое образование на данном этапе образования осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Сегодня у учителей начальной школы есть такая возможность начать формировать экологическую культуру личности младшего школьника. Это учебные программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива» и другие. Все эти программы включают такой предмет, как «Окружающий мир», который способствует формированию экологической культуры и экологической компетентности у учащихся. Примерное количество часов, отведенное на изучение предмета «Окружающий мир», составляет 66- 68 часов в год.

Главная цель при изучении данного предмета - это представление системы взаимоотношений человека и природы, и на основе этого сформировать экологическую культуру младшего школьника. В основе обучения лежат несколько принципов, один из которых - принцип экологизации, который определяется значимостью решения экологического образования младших школьников. Принцип реализуется несколькими путями: углубление представления младших школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (представлены в разделах «Человек и растение», «Человек и животное», «Человек и природа»), а так же знакомство и раскрытие правил поведения в природе по принципу «Не навреди». Действие данного принципа в обучении применимо не только во взаимодействие человека с природой, но и человека к другим людям. Так же, неотъемлемым в экологическом образовании является принцип непрерывности. [4]

Помимо урочной деятельности в образовательном процессе предусмотрена и внеурочная деятельность, которая представлена комплектом методических пособий А.А. Логиновой и А.Я. Данилюк «Духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся». Комплект представлен тремя книгами: методическим пособием для учителя, рабочие тетради – «Книга моих размышлений» и рабочим блокнотом для педагога.

Для учителей материалы пособия понятны, а сам комплект удобен в использовании. Одно из направлений данного пособия – «воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание)». В пособии представлены такие разделы: «Я и природа», «Забота о природе», «Окружающий мир», «Я и окружающая среда», «Правила поведения на природе», «Защищаю ли я природу», «Человек и природа»,

«Защита природы». Основной целью использования компдекта можно определить - выявление знаний ребенка о правилах поведения на природе и бережном отношении к окружающей среде. Возможность мониторинга в изменении динамики развития учащихся в течение всего учебного года, сравнение результатов является важнейшей составной частью данного комплекта. [1]

Для развития личности, ребенка дополнительное образование не менее важно, чем основное. Примерами реализации дополнительного экологического образования являются программы Ботанического сада - института ДВО РАН и экологического фонда «Феникс». Учителя и младшие школьники посещают экскурсии, например, в Ботаническом саду - институте ДВО РАН проходят следующие экскурсии: «Уссурийская тайга», «Дикорастущие пищевые растений Приморского края», «Ядовитые растения Приморского края».

Школьники активно принимают участие в конкурсах рисунков «Один день из жизни Дальневосточного леопарда», «Один день из жизни Амурского тигра», становятся участниками традиционного Дня Тигра, проводимого в большинстве муниципальных образований Приморского края.

На базе экологических центров заповедников, в школах дети получают возможность заниматься творческой деятельностью, посещать мастер- классы, создавать своими руками поделки из природных материалов, участвовать в экологических познавательных программах, таких как: «День магнолии», «День пихты», «День рододендрона». [3]

Активно вопросом экологического образования и просвещение в нашем крае занимается фонд «Феникс». Одним из проектов фонда «Феникс» является экологическое образование и просвещение. Главными целями образовательных проектов является предоставление учащимся информации о редких и исчезающих видах флоры и фауны Приморского края, привитие доброго отношения детей к природе, через экологическое образование детей повлиять на сознание их родителей. Для достижения своих целей фонд «Феникс» совместно с педагогами Дальневосточного федерального округа разрабатывает образовательные программы, проводит экологические фестивали и конкурсы, издает и распространяет различные образовательные материалы.

Фонд «Феникс» занимается организацией летних лагерей для школьников и студентов, где дети получали теоретические и практические знания о лесе, животном мире, уходе за лесом и его охране, борьбе с пожарами, экстремальных ситуациях в тайге и способах выживания. [2]

Правильное экологическое воспитание младших школьников позволит заложить основу формирования экологической компетентности. Именно в  младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Комплекс учебной и вне учебной деятельности, совместные усилия школьных учителей, сотрудников особо охраняемых природных территорий, научной общественности края, местных администраций, краевых властей, экологических фондов даст возможность формировать экологическую культуру маленьких граждан.

 

Список литературы

1.      Информационно - педагогический портал «Образование» URL: http://dopedu.ru/metodopit.html

2.      Официальный сайт Фонда «Феникс» URL: http://fundphoenix.org/

3.      Официальный сайт Ботанического сада-института ДВО РАН URL: http://botsad.ru/ru/

4.      Официальный сайт Методический портал учителя URL: http://metodsovet.su/load/okr_mir/