18 февраля 2016г.
В нашей стране широко развиты и имеют большую популярность центры несущие досуговый характер, такие как фитнес центры, спортивно-оздоровительные центры для всей семьи, тонус клубы и так далее. Такая тенденция повышает требования к образовательным учреждениям, заставляя их меняться, внедряя в свой распорядок новые формы двигательной активности. Общество хочет видеть дошкольные общеобразовательные учреждения (ДОУ) современными, динамичными и личностно - ориентированными.
Наряду со всеми образовательными учреждениями наше дошкольное общеобразовательное учреждение так же идет в ногу со временем. Поэтому наш педагогический коллектив в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и с привлечением учреждений дополнительного образования, занят исследованиями по теме внедрения фитнес технологий в образовательный процесс ДОУ.
Мы взяли за основу такое популярное течение как детский фитнес, в частности большое внимание уделяем развитию фитбол - аэробики и степ-аэробики в ДОУ, проводим оценку влияния степ-аэробики на организм детей старшего дошкольного возраста.
Анализ изученных литературных источников показал, что применение степ - аэробики в дошкольном возрасте в условиях ДОУ весьма ограничено.
Коллектив нашего дошкольного учреждения не первый год проводит исследования по внедрению фитнес технологий в образовательный процесс дошкольников.
Одним из первых проведенных нами исследований стал проект, реализованный в 2013-2014гг. В нем принимали участие дети младшего и среднего дошкольного возраста (60 человек). Целью проекта было выявление возможности проведения занятий степ-аэробикой и фитбол-аэробикой с детьми младшего и среднего дошкольного возраста и определение места фитнес-технологий в образовательном процессе ДОУ. В результате данного исследования выявлено положительное влияние степ-аэробики и фитбол-аэробики на организм детей в целом, в особенности на физическое состояние (развитие координационных способностей) и психического состояния (развитие внимания, чувство коллективизма). Кроме того, за период исследования уровень доверия родителей к персоналу детского сада значительно вырос, а это немало важный фактор, влияющий на развитие любого образовательного учреждения.
Проект показал, что степ-аэробика и фитбол-аэробика не только могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях с младшими дошкольниками, но и дают уверенный результат в оздоровлении детей и привлечении родителей в непосредственную деятельность ДОУ.
Целью последующего исследования стало выявление воздействия степ-аэробики на организм детей старшего дошкольного возраста (65 человек) в условиях ДОУ. Данное исследование проводилось в ходе реализации проекта 2014-2015 учебного года. Для участия в исследовании была организована творческая группа педагогов.
На начальном этапе исследования были проведены занятия с детьми обучающего характера по степ- аэробике (30 минут), в процессе данных занятий была подсчитана моторная плотность и проведена пульсометрия
. Даже на начальном этапе оказалось очевидным, что занятия по степ-аэробике имеют большую общую и моторную плотность по сравнению с регламентированными занятиями по физической культуре в дошкольном учреждении.
При этом показатели пульсометрии, проанализированные на основании физиологической кривой свидетельствуют о том, что несмотря на высокую моторную плотность, происходит постепенное увеличение частоты сердечных сокращений к середине основной части занятия и возвращение к исходному уровню к концу заключительной части занятий.
В основной группе проводились два занятия в неделю по физической культуре, согласно общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, а также один раз в неделю занятия по степ- аэробике, как вариативная часть рабочей программы. В контрольной группе два занятия в неделю проводились по классической схеме образовательной программы, а вариативная часть проводилась как занятие по общей физической подготовке по преодолению полосы препятствий.
Исходя из проведенных исследований физического состояния детей на разных занятиях можно заметить, что физиологическая кривая в основной группе имеет более плавный подъем и возвращение к исходному уровню, что свидетельствует о функциональности предлагаемой технологии степ-аэробики, благотворно влияющей на сердечно-сосудистую систему детей.
На заключительном этапе исследования нами была проведена в динамике диагностика физической подготовленности детей подготовительных групп.
Результаты пульсометрии, общей и моторной плотности занятий свидетельствуют о том, что занятия степ-аэробикой в значительной мере способствуют развитию выносливости и координационных способностей у детей дошкольного возраста.
Исходя из нашего исследования, мы можем предположить, что степ-аэробика способствует развитию двигательных способностей дошкольников. Выносливость развивается благодаря цикличности данного вида двигательной активности. С помощью музыкального сопровождения можно регулировать нагрузку в зависимости от темпа и ритма выполнения упражнений. Силовые способности развиваются за счет упражнений, включающих преодоление веса собственного тела, а также упражнений, укрепляющих крупные мышечные группы. Гибкость развивается за счет упражнений стрейчинга.
Таким образом, использование различных фитнес-технологий, в частности, степ-аэробики на занятиях по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении, способствует гармоническому развитию ребенка, формированию двигательных навыков, совершенствованию физической подготовленности, улучшению физического состояния.
Список литературы
1. Дегтярева Е.И. Аэробика путь к совершенству // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 27.
2. Жерносек A.M. Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке: автореф. дис. канд. пед. наук / РГУФК. М., 2007. - 24 с.
3. Ивлев М.П., Котов П.И., Левшенкова В. Аэробика теория и методика проведения занятий. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 250 с.
4. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учеб.-метод, пособие / М.: Терра-Спорт: Олимпия Пресс, 2001. - 62 с.