15 декабря 2019г.
Аннотация: Исследование посвящено теоретическому обоснованию структуры студенческих спортивных клубов, управлению, организации работы, а также взаимосвязи деятельности спортивного клуба и кафедры
физической культуры в ВУЗЕ
Применялись следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение педагогического опыта, педагогические наблюдения. В результате исследования рассмотрена структура управления спортивным клубом вуза, организация и
взаимосвязь спортивного клуба и кафедры физической культуры в ВУЗЕ.
Ключевые слова: студенческий спорт, спортивный клуб, кафедра
физической культуры,
управление и организация работы.
На
сегодняшний день студенческое спортивное движение в Российской Федерации характеризуется постановкой новых задач и целей в физкультурном развитии молодежных слоев населения, которые напрямую связаны с формированием физических способностей студентов, так и с развитием ценностного отношения к своему здоровью, стимулированием их интересов к физическому самосовершенствованию и самоутверждению с помощью участия в различных спортивных мероприятиях [4]. Очень важно, чтобы увлечение физической культурой и различными видами спорта стали для них образом жизни и занимали в дальнейшем приоритетное место на протяжении всей жизнедеятельности.
Стоит отметить, что в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года поставлены основные задачи по укреплению здоровья населения при помощи развития инфраструктуры спортивных объектов, повышения количества занимающихся различными видами спорта, в том числе и студентов. В результате этого часть граждан Российской Федерации, которые систематически занимаются физической культурой и различными видами спорта, к 2020 году должна достигнуть показателя 40% общей доли населения, а часть обучающихся и студентов
– 80% [3].
Цель данного исследования: необходимо проанализировать, что собой представляет структура спортивного клуба, как выглядит модель управления им, организация работы и другие аспекты. Также стоит обратить внимание на взаимосвязь деятельности кафедры физической культуры и спортивного клуба в вопросах развития студенческого спорта в вузах.
Результаты исследования и их обсуждение.
Спортклубы вузов создаются на сегодняшний день благодаря государству не столько ради спорта и наивысших достижений, сколько ради массового привлечения молодежи и студентов к физической культуре, здоровому образу жизни, чтобы отвлечь данную возрастную категорию от различных губительных вредных привычек, создать фитнес-культуру и т. д.[4].
Спортивный клуб должен действовать как структурное подразделение, структуры ВУЗА, а именно должен поддерживаться со стороны кафедры
физической культуры ВУЗа. Все это требуется для создания условий повышения спортивного
мастерства и развития спортивной и физической культуры личности студентов в спортизированной образовательной среде.
На рисунке 1 представлена примерная модель структуры управления спортивным клубом вуза.
Необходимо отметить, что главными направлениями организации работы студенческих спортивных клубов являются: организация спортивно-массовых мероприятий, работа со сборными командами и спортивными секциями [5].
На основании различных исследований деятельности и структуры действующих, на данный момент, студенческих спортивных клубов в России необходимо выделить три основных направления их функционирования и организации работы:
1. спортивный клуб – это независимое структурное подразделение со штатом независимых работников, которые отвечают за организацию спортивно‑массовых мероприятий;
2. спортивный
клуб – независимое финансовое
структурное
подразделение
вуза со штатными тренерами и специалистами, не входящими в структуру кафедры
физического воспитания;
3. спортивный клуб находится в структуре кафедры
физического воспитания [3,4].
По
мнению автора данной статьи,
именно третий вариант считается наиболее предпочтительным
по сравнению с первыми двумя, поскольку спортивный клуб и кафедра
должны «идти нога в ногу» в одном направлении
Схема взаимосвязи деятельности спортивного клуба и кафедры физической культуры в вопросах развития студенческого спорта представлена на рис. 2.
Как показано на рис. 2, основной целью взаимосвязи деятельности кафедры физической культуры и спортивного клуба считается увеличение эффективности развития студенческого спорта в вузе, сущностная характеристика которой – это приобщение студентов к активной тренировочной и соревновательной деятельности. Необходимо отметить, что организации соревновательной деятельности в вузах уделяется пристальное внимание, она рассматривается как одна из важнейших составляющих частей спортизированной образовательной среды [1].
Таким образом можно сделать вывод, что правильно выстроенная совместная работа спортивного клуба и кафедры физической культуры в вопросах развития студенческого спорта позволяет создать такую спортизированную образовательную среду, в которой уже с первого курса студент становится активным участником спортивного движения, стимулируется его интерес к физическому самосовершенствованию и самоутверждению посредством учебных занятий и участия в разнообразных спортивных мероприятиях.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. – 158 с.
2. Бальсевич В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко // Теория и практика физ. культуры.
– 1997. – № 6. – С. 15–25.
3.
Костромин О. В. Организационно‑педагогическое управление спортивным клубом технического вуза / О. В.
Костромин
// Тео‑ рия и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 55‑57.
4.
Матыцин О.В. Студенческий спорт в России: проблемы и цели развития / О.В. Матыцин // Перспективы развития современного студенческого спорта: на пути к Универсиаде‑2013 в Казани: ма‑ тер. Всерос. науч.‑практ.
конф. – Казань: Поволжская
ГАФКСиТ, 2014. – С. 6–10.
5.
Прохорова М. В. Борьба – цель, смысл и стихия жизни / М. В. Прохорова, А. Г. Семенов, И.Д.Посошков. – СПб.:
Изд‑во СПбГУЭФ, 2017. – 389 с.