Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

В нашем университете  вот уже  второй год введена  военная кафедра ,на которой лучшие студенты, прошедшие тяжелый отбор, через два года получат военно-учетную специальность и воинское звание «сержант».Мы постарались довести до новоиспеченных воинов значение физической подготовки и особенности  её проведения с данным контингентом.

1.      Мотивация деятельности, которая находит своё выражение прежде всего в потребностях, целях, мотивах, побуждающих человека к данной деятельности.

Деятельность есть совокупность действий, каждое из которых имеет свою цель. Таким образом, цель есть системообразующий фактор действия.

Цели деятельности в физической подготовке и спорте объединяются общей направленностью:

-        формирование потребности в занятиях физическими упражнениями;

-        укрепление здоровья;

-        повышение трудоспособности;

-     интеллектуальное, нравственное, эстетическое и этическое воспитание и развитие. В каждой сфере своя направленность:

В физической подготовке:

-        обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с предназначением, профессионально-прикладной подготовленности к воинскому труду;[1]

-        усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях реальной армейской действительности;

-        формирование здорового образа жизни;

-        развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости, устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;

-        воспитание высоких морально-боевых качеств, психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремлённости, смелости и решительности, инициативы и находчивости настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;

-     формирование готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и веления боевых действий.

Спортивная работа организуется с целью:

-        привлечения военнослужащих к регулярным занятиям физическими упражнениями;

-        повышения их физической подготовленности, спортивного мастерства;

-        организации досуга воинов;

-        развитие специальных способностей, необходимых для занятия определённым видом спорта;

-        достижение максимально высокого спортивного результата.

Системообразующим фактором деятельности является мотив. При этом, как правило, деятельность побуждается многими мотивами, которые представляют собой конкретные факторы, обуславливающие необходимые действия. Ведущие мотивы в основном и определяют направленность деятельности. Это не исключает влияние на неё в определённых условиях мотивов, не имеющих первоначально побудительной силы. Иерархия побуждающих мотивов в процессе деятельности может меняться в тех случаях, когда деятельность побуждается мотивами, не занимающих ведущие позиции в системе ценностных ориентации человека.

Следует различать мотивы, побуждающие к отдельным действиям и мотивы деятельности. Первые, как правило, более конкретны и определены; вторые носят обобщенный характер, они изменчивы, находятся в постоянном уточнении, перестройке. Они имеют разные оттенки и даже разное содержание в связи с общим развитием человека, в частности, в связи с изменением или повышением его квалификации, профессионального уровня. Как правило, в этих мотивах отражается отношение военнослужащего к обществу вообще, к занимаемому им положению в этом обществе, к выполняемой деятельности.

Поскольку мотивы всегда общественно обусловлены, воспитание правильных мотивов сводится не просто к их осознанию, а к замене в сознании человека одной системы общественной обусловленности мотивов другой, более правильной или более соответствующей интересам данного общества. Со структурно-психологической стороны между личностно-значимыми и общественно-значимыми мотивами нет разницы, так как и те и другие порождается обществом в процессе его социального развития. Различие имеется лишь в содержании и направленности.

Мотивы деятельности в физической подготовке и спорте формируются в процессе развития, создающем личность человека, в связи с накоплением знаний, умений и навыков на занятиях физической подготовкой и спортом.

Мотивы имеют сложный характер соответственно сложности и многообразию самой физической подготовки и спорта и могут быть подразделены следующим образом.

Непосредственные мотивы:

-        испытываемое военнослужащими своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности;

-        эстетическое наслаждение красотой своих движений;

-        стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении сложных упражнений;

-        стремление доказать свою физическую подготовленность спортивное мастерство, добиться победы и др.

Опосредованные мотивы:

-         стремление стать сильным, крепким, здоровым;

-         стремление через физическую подготовку и спорт подготовить себя к практической деятельности;

-         чувство долженствования;

-        осознание общественной важности спортивной деятельности.

Систематические занятия физическими упражнениями, достижение определённых успехов в укреплении здоровья, физическом совершенствовании, индивидуальные личностные установки, социальная среда и устоявшиеся в обществе нормы, правила, законы – все это определяет дальнейшее развитие мотивов занятий физической подготовкой и спортом.

Основным средством деятельности в физической подготовке и спорте выступают действия – это то, с помощью чего достигается результат деятельности.

2.     В физической подготовке и спорте, основным средством достижения целей являются физические упражнения, реализуемые с использованием определённой техники и тактики.

Особенности технических приёмов деятельности, её рабочие операции являются необходимой частью психологической структуры физической подготовки и спорта, которые предъявляют высокие требования к овладению воином специализированной техникой движений в отношении их силы, быстроты, ловкости, точности, координированности.

В физической подготовке и спорте мы имеем дело с многообразными и достигающими высокого совершенства двигательными навыками. Но эти навыки, во-первых, представляют собой целостные, законченные в своей структуре действия. Во-вторых, во многих видах спортивные действия выполняются не автоматически, а под контролем сознания.

Специальные исследования показывают, что главным в общем психологическом понятии навыка является совершенство выполнения действия. В видах деятельности, имеющих ответственный для исполнителя характер, эти навыки выполняются осознанно. В других видах деятельности, не имеющих для исполнителя ответственного значения, соответствующие им навыки автоматизируются, выполняются механически без участия сознания. Анализ этих особенностей навыков имеет существенное значение при разработке психологической характеристики спортивной деятельности.

3.   Уровень развития и качественные особенности ряда психических, в частности сенсомоторных функций. В спортивной психологии открыта целая область так называемых специализированных восприятий – “чувство воды” у пловцов, “чувство времени” у бегунов, “чувство мяча” у футболистов и др. Следует подчеркнуть роль в отдельных видах деятельности идсомоторики, т.е. способности выполнять действия не под влиянием непосредственного стимула, а по представлению.

4.   Специальные знания, относящиеся к данной деятельности, без которых эта деятельность не может быть выполнена или выполняться несовершенно; их конкретность и специализированный характер.

5.     Эмоциональный тонус спортивной деятельности. Сюда относится её эмоциональное содержание, наличие в ней стенических или астенических эмоций, степень их выраженности, их влияние на эффективность деятельности, в частности при её успехе или неуспехе. Вне эмоций физическая подготовка и спорт немыслимы. Чувства, которые вызывают соревнования, переживают не только их непосредственные участники, но и многочисленные зрители. Именно эмоциональное  богатство, насыщенность  спорта острыми моментами привлекают большое количество людей к спортивным соревнованиям.

6.   Динамический характер спортивной деятельности, выражающийся в стремлении к совершенствованию, в постоянном и неуклонном повышении воином - спортсменом своего мастерства. Когда этот рост приостанавливается, его деятельность теряет свой спортивный характер.

7.     Поведенческие аспекты спортивной деятельности. Деятельность всегда протекает на глазах других людей, при их участии, руководстве, контроле, содействии или препятствии. В связи с этим в процессе деятельности включаются межлюдские взаимоотношения: вежливость или грубость, сочувствие или безразличие, доброжелательное или незаинтересованное отношение и т.д. Данная сторона психологической структуры непосредственно связана с эффективностью или неэффективностью выполнения спортивной деятельности.

8.      Результатом деятельности в физической подготовке является оздоровительный, педагогический, социологический и психологический эффект от занятий физическими упражнениями. В спорте – спортивное достижение, результат спортивных действий выполняемых спортсменом на тренировках и соревнованиях.

Для понимания сущности и психологических особенностей спортивной деятельности необходимо поставить их в связь с волевыми усилиями. Выполнение физических упражнений почти всегда связано с волевыми усилиями, которые носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным сознаем цели и ожидаемых результатов действия.

Субъективно волевое усилие переживается как особое внутреннее состояние, связанное с преодоление той или иной трудности. Величина волевых усилий и характеризуется теми трудностями, которые преодолеваются с их помощью.

В физической подготовке и спортивной деятельности волевые усилия по своему характеру могут быть самыми разнообразными:

-        волевые усилия при мышечных напряжениях;

-        волевые усилия при напряжении внимания;

-        волевые усилия, связанные с преодолением утомления;

-        волевые усилия, связанные с соблюдением режима;

-        волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска.

Одним из важнейших условий положительного влияния физической подготовки и спорта на личность человека является насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность. Для спортивной деятельности характерны:

а) - яркие и сильные эмоциональные переживания, глубоко захватывающие личность спортсмена и оказывающие огромное влияние на его деятельность; одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать тем из них, которые носят астенический характер;

б) - разнообразие эмоциональных переживаний, охватывающих самые различные эмоции – от простых физических чувств, связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в основе которых лежит общность интересов, сплачивающих коллектив;

в) - динамичность эмоциональных состояний во время спортивных соревнований, быстрые переходы от одних чувств к другим. Этому способствует высокая динамичность спортивных соревнований, нередко сопровождающихся быстрыми переходами от поражения к победе и др.

Необходимо учитывать и тот факт, что функциональная организация действий воинов-спортсменов (их деятельность) одновременно содержит:

а) -  действия, направленные на подготовку  организма к физическим и  психологическим нагрузкам, развитие и совершенствование технических навыков и умений, развитие и формирование личностных качеств, умений и свойств;

б) - действия, направленные не достижение целей спортивной деятельности. Схематически это может быть представлено в следующем виде. [2]


Физическая подготовка и спорт, как и всякий другой вид деятельности определённо и неминуемо отражают в себе специфические социальные стороны. И в этой связи в психологической структуре физической подготовки и спорта важное значение имеет их идейная направленность. Конечно офицер, изучающий спортивную деятельность, должен сосредоточить своё внимание на тех её психологических чертах и особенностях, которые связаны с выполнением мышечных движений и действий, поскольку именно мышечные действия специфичны для деятельности в физической подготовке и спорте. Однако эти действия выполняются не сами по себе, не вне связи с социально-психическими особенностями личности военнослужащего. В их психологической структуре существенную часть занимают мировоззренческие мотивы, которыми руководствуются воины в своей деятельности. Только благодаря этому физическая подготовка и спорт оказывают огромное влияние не только на укрепление физических качеств организма военнослужащего, но и на развитие социально-психологических черт его личности.

 

Список литературы

1.      Наставление по физической подготовке и спорту в Вооружённых Силах РФ (НФП-2009)

2.      Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: “Академия”, 2000.