18 декабря 2016г.
На уроках и спортивных секциях для формирования мотивов нравственно-смыслового отношения к собственному образованию-обучению и саморазвитию нужно выполнять следующие условия:
1. знать уровень психической зрелости ребёнка;
2. особенности мотивационной сферы школьников;
3. стимулировать нравственное поведение учащихся;
4. использовать разнообразные методы приемы.
Побуждая деятельность, придается ей личностный смысл-стремление к победе и результатам. А для формирования черт характеров личности, необходимо повторяющие мотивационные явления.
К таким чертам личности относится достижение успеха. Обучение и саморазвитие через механизм от «снизу вверх» от «неопознанного» к опознанному. Выработка потребности к обучению, собственных взглядов и убеждений составляет сущность нравственного воспитания. Нравственная направленность раскрывается в игровых моментах.
Дети начинают самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, при этом их оценка часто носит ситуативный характер. И в этот момент необходима поддержка учителя[1,с.56].
Помогая учащимся продвигаться от элементарных навыков к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственного выбора, направляя детей на дальнейший успех. В этом помогает сотрудничество с ДЮСШ по видам спорта.
В этих ситуациях алгоритм действий выглядит следующим образом:
1. прививая желание к систематическим занятием физической культурой и спортом;
2. выступление за школу на спортивных соревнованиях;
3. появление заинтересованности у многих учащихся.
Далее проводится тестирование, где по результатам, отбираются «сильнейшие».
Большое значение формирование положительных мотивов к занятиям физической культурой имеют спортивные и подвижные игры. Подвижные игры являлись и являются важнейшим средством подготовки подрастающего поколения к жизни в содружестве с обществом. Растущий ребенок наиболее полно развивается в условиях игры.
Образовательное значение подвижных игр заключается в широкой возможности комплексного воздействия на формирование интеллектуального потенциала ребенка, его способности к анализу и синтезу ситуационных игровых проявлений, сообразительности, наблюдательности. Игра предъявляет ребенку множество требований, а значит, и развивает способность к сопоставлению, обобщению воспринятого извне, в конечном счете, — в принятии решений, оценки результата действия, его корректировки, способности делать выводы о результате деятельности [4].
Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры.
Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества и взаимопомощи.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся.
Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение. Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий[2,с.123-134].
Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, которые усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями [5].
Игры спортивные - подвижные игры, обычно проводимые в виде соревнований. К таким играм относятся: волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол, хоккей и т.д.
Игры спортивные преимущественно являются играми командными, личные соревнования бывают только в теннисе и городках. Характеризуются большим разнообразием движений, выполняемых в различных сочетаниях, высокой интенсивностью мышечной деятельности игроков, непрерывно меняющимися условиями игры, требующими от участников инициативы и находчивости в решении возникающих в игре задач. Главным направлением в развитии ловкости считается овладение новыми разнообразными навыками и умениями. При этом очень важно повышение координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся, исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности изменений игровой обстановки на площадке.
Благодаря этим особенностям игры спортивные являются эффективным средством физического воспитания школьников. Большую роль играют они в моральном воспитании, способствуя развитию таких качеств, как коллективизм, стремление к победе, выдержка, настойчивость и т.д. Наряду с развитием таких качеств, как быстрота и сила, гибкость и выносливость, большое место отводится развитию ловкости и координации движений. Быстрота движений помимо многих факторов зависит от степени мастерства. Попытки соединить высокую скорость передвижения и не в совершенстве усвоенные приемы приводят к тому, что либо резко падает скорость передвижения, либо ухудшается точность.
Занятия играми спортивными проводятся в школе на уроках физкультуры, во внеурочное время в спортивных секциях. Волейбол, баскетбол, гандбол, были введены в программу по физической культуре. Школьники занимаются в детских спортивных школах, дворцах пионеров. Для оценки мастерства и стимулирования занятий спортом по результатам соревнований участникам присваиваются спортивные разряды. Играм, в том числе и спортивным, в системе физического воспитания детей отводится весьма почетное место. Наряду с огромным удовольствием, которое доставляют спортивные игры детям, хорошо известно их оздоровительное, образовательное и воспитательное значение [3].
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса». г. М. 1982 г.
2. Берещук Г.В., Слупский Л.Н. «Предпочтение отдали волейболу» «Физическая культура в школе» –1989 - №8.
3. Библиофонд. Электронная библиотека студента. Курсовая работа. «Повышение мотивации к занятиям физической культурой средствами спортивных игр»
4. Молодцова Ю.Г.Реферат «Повышение мотивации к физической культуре и спорту посредством волейбола»
5. Васильков Г.А., Васильков В.Г. « От игры к спорту» г. М., 1985 г.