Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ–ЭКОНОМИСТОВ

Авторы:
Город:
Славгород
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Физическая культура формировалась на протяжении всего времени развития человеческого общества. Особенно возросла роль физической культуры по причине урбанизации, ухудшения экологической обстановки и всеобщей автоматизацией деятельности, способствующей гипокинезии. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности человека в развлечении, общении, игре, в некоторых способах самовыражения личности благодаря социально активной полезной деятельности.

Занятия физическими упражнениями способствуют укреплению дисциплины повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении жизненных целей. Физическая культура – это сложное общественное явление, оно не ограничивается решением задач физического развития человека, а выполняет важные социальные функции общества в области воспитания, морали и этики.

Физическая культура охватывает такие качества личности, которые позволяют ей гармонично развиваться в тесной связи с культурой общества, достигая равновесия в знаниях, творческом выражении, физическом и духовном, разрешая противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом.

С точки зрения В.А. Сластенина [3], образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Ю.И. Евсеев [1] определяет физическое воспитание как вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.

Материалы и методы исследования. В  связи с этим нами было проведено  анонимное анкетирование студентов очного отделения 1–4 курсов филиала АлтГУ в г.Славгороде.

При проведении исследования использовались анкеты, включающие в общей сложности 40 вопросов и касающиеся выяснения отношения студентов к занятиям физической культурой, самостоятельным занятиям. Также нас интересовала информированность молодежи о здоровье, их отношение к формированию своего здоровья, изучение мотивации к занятиям физической культурой, определение места физического воспитания в будущей профессиональной деятельности. В анонимном анкетировании приняли участие 50 студентов в возрасте от 17 до 26 лет, при этом соотношение девушек и юношей, среди опрошенных, составило, примерно, 2:1.

Целью исследования явилось изучение потребностей к занятиям физической культурой и спортом у студентов филиала АлтГУ в г.Славгороде и отношение к предмету «физическое воспитание».

Результаты и их обсуждения. Необходимость в занятиях физической культурой и спортом бесспорна и это понимают практически все студенты – 87% от общего числа опрошенных.

Как показало исследование, 46,8% юношей и 42,1% девушек вполне устраивают занятия физической культурой и спортом, 37% и, соответственно, 44,4% скорее устраивают, чем нет. Более шести процентов студентов, от общего числа опрошенных, относятся безразлично, а остальную массу студентов занятия по физическому воспитанию не устраивают.

Выявлено, что самостоятельно занимаются физическими упражнениями 75,9% юношей и 76,4% девушек, а остальные предпочитают заниматься только с преподавателем.

Причины, называемые студентами, можно разделить на три группы: организационного, методического и личностного характера. Среди причин методического характера 23% опрошенных выделили  несоответствие предлагаемых нагрузок своим физическим возможностям. Среди личностных причин 35% опрошенных называют низкий уровень собственной физической подготовленности. Одной из основных причин организационного характера называется отсутствие занятий по интересам – 42%.

Изучение форм  проведения досуга студентов позволило выявить некоторые интересные  подробности (Табл.1).


   Таблица 1

Формы досуга студентов


Ответы

Юноши

Девушки

Всего

Чтение дополнительной литературы к занятиям

4,0

7,7

5,9

Участие в художественной самодеятельности

8,5

9,5

9,0

Занятие физической культурой и спортом

18,2

21,8

20,0

Посещение дискотек, кафе

24,3

15,5

20,0

Просмотр телепередач, прослушивание музыки

6,7

5,2

5,8

Общение с друзьями

11,8

12,5

12,2

Прогулки

6,1

12,3

9,2

Компьютерные игры

18,7

12,4

15,4

Бездеятельный отдых

3,8

3,0

3,4

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что досуг большинства студентов ориентирован на потребление так называемой «массовой культуры»: компьютерные игры –15,4%, посещение дискотек– 20,0%, просмотр телепередач – 5,8%.

Занятия физкультурой и спортом находятся среди первичных форм досуга у 18,2% юношей и 21,8% девушек. Это, по нашему мнению, довольно высокий показатель, свидетельствующий об определенной эффективности работы в вузе по пропаганде занятий физкультурой и спортом. Однако требуется дальнейшая работа по привлечению студентов к занятиям физкультурой и спортом с целью компенсации способов проведения досуга с элементами гиподинамии (просмотр передач, прослушивание записей, пассивный отдых, игра на компьютере и пр.).

Немаловажно и то, что 71,4% юношей и 75,1% девушек оценивают свое физическое развитие как достаточное. Ежедневно нуждается в двигательной активности 41,4% юношей и 37,8% девушек, 3–4 раза в неделю требуется, соответственно, 60,2% и 64,0% респондентам. Остальные учащиеся считают наиболее оптимальное количество занятий 2 раза (18,0% юношей и 14,2% девушек) и 1 раз в неделю (1,5% юношей и 1,3% девушек).

Ведущим  мотивом,  который,  побуждает  студентов  заниматься  физической  культурой,  являются: «совершенствование телосложения» – 40%, «оздоровление» – 25%, «отвлечься от негатива» – 15%, «чтобы не появилось инцидента с педагогом» – 9%, «восстановить психическую функциональность» – 7%, нечто другое – 4%.

Для выяснения отношения студентов к формированию здорового образа жизни, были заданы следующие вопросы.

Всем респондентам было предложено оценить состояние своего здоровья на данный момент и 60% опрошенных отметили на 100–балльной шкале интервал от 51 до 75 баллов, 30% – от 26 до 50 баллов, 7% – интервал от 76 до 100 баллов. При этом 3% оценили состояние своего здоровья в интервале всего от 0 до 25 баллов. Следует подчеркнуть, что 60% студентов болеют острыми респираторными заболеваниями два раз в учебном году, 22% один раз, 13% три раза и только 5% студентов не болеют ОРЗ.

Показательно, что при оценке изменений в состоянии здоровья за последние 1–2 года 61% студентов предпочли вариант ответа «состояние здоровья заметно ухудшилось» (здесь самыми распространенными симптомами ухудшения являются: «миопия», «гастрит» и «утомление»), 36% предпочли вариант «значительных изменений в состоянии здоровья не произошло», а 3% опрошенных выбрали ответ «состояние здоровья заметно улучшилось».

Основные причины невнимания к собственному здоровью обучающиеся видят в «нехватке времени», «нехватке средств», единичные ответы – «лень», «отсутствие силы воли», «неумение организовать режим дня. Наиболее эффективными средствами для поддержания здоровья студенты считают «занятия физкультурой или спортом» (56%), «правильное питание» (40%), «отсутствие вредных привычек» (4% студентов). Характерно, что 65% студентов, стараются, по возможности, больше передвигаться по городу пешком, а остальные предпочитают пользоваться общественным транспортом.

Объем и качество питания студентов примерно одинаково и состоит, в основном, из бутербродов, хот- догов, пиццы, чипсов, мучных изделий, супов быстрого приготовления. Из напитков предпочитают лимонады («Кока–кола», «Спрайт» и т.д.), кофе, чаю, соку в тетрапаках. И лишь малая группа студентов – 15% включает в свое меню овощи, фрукты, зелень и кисломолочную продукцию.

Полученные результаты исследования на основе проведенного анкетирования дали возможность сделать следующие обобщения:

1)      Студенты не опровергают значение физической культуры в формировании здорового образа жизни, но в, то же время, наблюдается снижение интереса к занятиям, связанных с интенсивными двигательными упражнениями.

2)      Достаточно большая численность студентов (около 25%) вообще не видит смысла в занятиях СПС из-за отсутствия выбора видов спорта. Поэтому, многие студенты занимаются самостоятельно видами спорта, которые они сами предпочитают.

3)      Наиболее выраженным фактором, снижающим активность студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности, является отсутствие свободного времени и нежелание заниматься.

4)      Основные причины невнимания к собственному здоровью обучающиеся видят в «нехватке времени», «нехватке средств», «отсутствие силы воли», «неумение организовать режим дня.

Вывод. У большинства студентов–экономистов отмечается низкий уровень сформированности физической культуры, выявлена гиподинамия, отсутствует интерес к занятиям физическими упражнениями. Такие проявления оказывают негативное влияние на процесс формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра.

 

Список литературы

1.      Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384 с.

2.      Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин. – М.: Школа–Пресс, 2000. – 246 с.