31 декабря 2017г.
Работа педагогического коллектива по предупреждению зависимостей - одно из условий сохранения психологической безопасности образовательной среды. В ГКОУ СКОШИ г. Ковров реализуется совместная профилактическая программа социального педагога и педагога-психолога «Жизнь в реале». Основной идеей программы выступает необходимость развития адекватных форм поведения у учащихся с нарушением интеллекта, для снижения риска возникновения нехимических аддиктивных расстройств, через развитие личностной сферы, ценностных ориентаций, коммуникативных навыков, формирование культуры медиапотребления. Программа ««Жизнь в реале»» охватывает учащихся начальной и средней школы и их родителей, педагогов.
Активное развитие компьютерной индустрии, расширение мобильной индустрии и рынка игрового программного обеспечения приводит к тому, что для многих взрослых компьютер (планшет, смартфон) становится интереснее книг, театров и телевидения, а для многих детей – важнее учебы и живого общения со сверстниками. Однако развитие процесса информатизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе и образования, становится причиной возникновения новой проблемы – информационной безопасности человека и общества. Очевидно, что различные виды использования информационно- коммуникативных технологий влияют на поведение, процесс формирования моральных норм, на психику и жизнь будущих поколений. Педагоги, психологи, социологи, специализирующиеся в области информатизации образования, подчеркивают важность преодоления негативного воздействия (на психическое, нравственное и физическое здоровье), возникающего при использовании информационно- коммуникативных технологий и т.д. [2].
В информационной сфере наблюдаются многие негативные явления, требующие пристального педагогов и родителей, среди которых: доступность нежелательного контента (порнография, пропаганда нетерпимости, наркотиков, терроризма, правонарушений, преступлений), хулиганские выходки и преступные деяния, опосредованные применением информационно-коммуникативных технологий и т.д. В сфере досуга у детей и подростков пользуются огромной популярностью азартные компьютерные игры, игры с элементами насилия, жестокости, «ухода» в виртуальный мир. Неотъемлемой частью жизни современного подростка является «виртуальное общение» (чаты, ICQ, блоги или Интернет-дневники), популярными среди молодежи являются сетевые сообщества, сетевые знакомства и др. [3].
Родители в свою очередь недооценивают риски бесконтрольного пользования гаджетами, не владеют в достаточной мере способами защиты детей от нежелательной информации, испытывают трудности во взаимодействии с детьми по поводу использования телефонов и компьютерной техники. Специалистам, работающим с детьми, хорошо известна проблема многообразных нехимических информационных зависимостей (компьютерная, интернет- и телевизионная зависимости) – это одна из частых причин обращения родителей к социальному педагогу и психологу. Одной из причин формирования нехимических зависимостей у учащихся с нарушением интеллекта являются нарушения во внутрисемейных отношениях. Поэтому при подборе средств и методов по предупреждению возникновения аддиктивного поведения необходимо учитывать все факторы, а к процессу профилактических мероприятий активно привлекать родителей.
Стратегия первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости среди учащихся с нарушением интеллекта предусматривает последовательность специальных профилактических мероприятий, которые способны обеспечить необходимую психологическую поддержку. Они направлены на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у учащихся с нарушением интеллекта социально-нормативного жизненного стиля с доминированием здорового образа жизни, действенной установки на грамотное и ответственное умение пользоваться мультимедийными средствами, а также на ресурсы семьи.
Наиболее адекватной, на наш взгляд, является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении развития компьютерной и игровой зависимости среди учащихся с нарушением интеллекта абсолютно нереально. Проблема предупреждения данного вида зависимости только на основе негативно ориентированной профилактики не может быть решена, т.к. не устраняет причины, порождающие психологическую и личностную деградацию, и побуждает учащихся с нарушением интеллекта вновь и вновь возвращаться в мир виртуального общения, избегая реального. Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики.
Цель совместной профилактической программы социального педагога и педагога-психолога
«Жизнь в реале» – формирование условий для развития социально адаптированной личности учащегося с нарушением интеллекта и профилактики нехимической зависимости.
Задачи:
1. Формирование «антизависимых» установок в среде учащихся, согласно общеобразовательным стандартам, призывающим к пропаганде здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса.
2. Развитие коммуникативных навыков у учащихся, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу, выработка у учащихся социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации.
3. Содействие в формировании адекватных представлений учащегося о самом себе и ближайшем окружении.
4. Выявление учащихся с нарушением интеллекта, нуждающихся в индивидуальной социально- психологической помощи и поддержке.
5. Формирование культуры медиапотребления всех участников образовательного процесса.
6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах профилактики зависимого поведения.
Профилактическая программа «Жизнь в реале» представляет собой модульный курс для учащихся с 3-го по 9-ый класс, а также ряд мероприятий для родителей и педагогов.
Каждый модуль для учащихся направлен на решение определенных задач в соответствии с возрастными задачами и особенностями.
1. Модуль «Мульттерапия» для младших школьников направлен на развитие эмоционально- мотивационной сферы. Занятия представляют собой просмотр специально подобранных мультфильмов с последующим обсуждением, рисованием, творческими заданиями.
2. Модуль «Живое общение» для младших подростков ориентирован на развитие эмоционально- мотивационной сферы, коммуникативной компетентности.
3. Модуль «Безопасная медиасреда» разработан для подростков 7-8 классов. Его цель сформировать у обучающихся стойкую мотивацию к соблюдению безопасных форм поведения в сети Интернет.
4. Модуль «Остановись и подумай!» направлен на то, чтобы научить распознавать признаки потенциально опасных ситуаций общения и использовать навыки разрешения проблем, адекватного избегания, поиска и оказания социальной поддержки в стрессовых и проблемных ситуациях.
В работе с учащимися с нарушением интеллекта используются тренинговые, арттерапевтические методы работы, ролевые игры. На занятиях также используются психогимнастические упражнения, методы релаксации, позволяющие стабилизировать психоэмоциональное состояние участников и создать благоприятный психологический климат на занятиях. В работе с учащимися мы активно используем настольные психологические игры, метафорические ассоциативные карты.
Блок для родителей способствует повышению компетентности в вопросах детской психологии, духовно-нравственного воспитания, профилактики зависимого поведения, развитию семейных ценностей. Важной особенностью работы с родителями является ее практическая направленность («Интернет. Как реагировать на увлечение ребенка сетью Интернет», «Способы коммуникации с подростком » и др.).
Блок «Педагоги цифрового века» направлен на формирование компетентности педагогов в вопросах кибераддикций.
Таким образом, решая важную задачу по предупреждению возникновения нехимической аддикции у учащихся с нарушением интеллекта, психолог и социальный педагог ГКОУ СКОШИ г. Ковров тем самым создают условия для сохранения психологической безопасности образовательной среды, и развития культуры медиапотребления.
Список литературы
1. Егоров А. Ю. Нехимические аддикции / А.Ю. Егоров // Аддиктология. – 2005. – № 1. – С. 65–77.
2. Зеркина Е.В., Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий : монография /Е.В. Зеркина, Г.Н. Чусавитина. – Магнитогорск, 2008 – 185 с.
3. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков: клиника, диагностика, профилактика / под. ред. В.Л. Малыгина. – М. : Мнемозина, 2010. – 136 с.