18 декабря 2016г.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют достаточно многочисленную группу.
Психическое развитие данной категории дошкольников отличается некоторыми особенностями: отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного; внимание характеризуется невысокой устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы; заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми; дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки, у многих детей фиксируются нарушения поведения.
Исходя из этого, в структуре дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи значимой является коррекционно-развивающая деятельность психолога. Особую важность имеет работа по профилактике и исправлению нарушений познавательного и личностного развития детей, преодолению нарушений поведения.
Практический опыт показывает, что становится недостаточно только традиционных приемов коррекции тех или иных недостатков детей. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных способов работы. Наряду с использованием традиционных методов, важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть методы арттерапии: существуют широкие возможности их использования в психокоррекционной работе, они эффективны при самых различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей с особыми образовательными потребностями.
Включение в работу психолога артметодов соответствует новым федеральным государственным требованиям и строится на принципах разностороннего развития детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии).
Основная цель использования методов арттерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи посещающими ДОО, состоит в психокоррекции и психопрофилактике различных эмоциональных и психологических расстройств, нарушений познавательной сферы.
Мы провели комплексное психологическое обследование детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
11% исследуемой нами выборки имеет низкий уровень интеллектуального развития; средний уровень интеллектуального развития у 56%; высокий – у 33% детей с ОНР.
Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на довольно хороший уровень интеллектуального развития дошкольников исследуемой нами группы, в целом, эти дети характеризуются повышенной отвлекаемостью, неусидчивостью, неустойчивым вниманием, недостаточным уровнем самоконтроля, несовершенством мыслительных операций и оперированием логическими понятиями.
50% детей с ОНР имеют высокую самооценку по всем шкалам, 28% - среднюю, 22% имеют низкую самооценку.
У 44% дошкольников с ОНР высокий уровень тревожности; у 17% - низкий уровень тревожности; остальных 39% – средний уровень тревожности.
У наибольшего числа детей преобладают такие особенности в поведении, как агрессивность - 39%, обидчивость - 28%, эмоциональная отгороженность - 33%, наличие страхов - 44%, тревога - 44%, скованность - 33%, непонимание простой словесной инструкции - 55%, заторможенность - 33%, застреваемость - 33% .
Таким образом, для детей исследуемой нами выборки требуется систематическая коррекционно- развивающая работа психолога по преодолению имеющихся нарушений.
Мы предполагаем, что использование метода арттерапии (песочной терапии, сказкотерапии) является необходимым в корекционно-развивающей работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Нами был составлен и апробирован комплекс занятий с использованием элементов арттерапии (песочной терапии, сказкотерапии) с детьми, имеющими нарушения речи.
Применение сказкотерапии и песочной терапии будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: учёте принципа системности развития психики ребенка при проведении развивающих занятий с использованием песочной терапии, сказкотерапии; планировании и проведении коррекционно-развивающей работы психолога с использованием сказкотерапии и песочной терапии, с учетом периода коррекционного обучения и лексической темы недели; использовании разных видов искусства для стимуляции позитивных переживаний ребенка, его мотивации к участию в коррекционно- развивающей работе; обеспечении взаимодействия и преемственности в работе психолога, логопеда и педагогов со старшими дошкольниками с ОНР.
В нашем исследовании создан и апробируется проект использования элементов сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи.
Сказка ― это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста.
Один - два раза в неделю в речевой подготовительной к школе группе мы проводим сказкотерапевтические занятия («Школа юных волшебников»), направленные на коррекцию и развитие эмоциональной и познавательной сфер дошкольников с ОНР, на формирование психологической готовности детей к обучению в школе.
Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др. Многократно повышается мотивация дошкольников к выполнению заданий, возрастает познавательный интерес, увеличивается продуктивность и результативность занятия.
Мы используем групповую форму сказкотерапии. Она представляется нам наиболее эффективной, поскольку дети получают в группе не только обратную связь на свои слова и действия, но и многочисленные алгоритмы разрешения своей проблемы. Подобная форма работы очень динамична, позволяет использовать большое количество игр, путешествий, драматизаций, импровизаций и групповых форм арт-терапии.
Сказка является не только благодатным материалом для развития речи, но и может служить «пусковым моментом» для последующей коррекционной деятельности, формируя у ребенка положительное отношение к занятиям.
Мы используем различные формы работы со сказкой: чтение, обсуждение, проигрывание, рисование, сочинение, пересказ сказки, театрализованные игры по сюжету сказки. Все эти они прекрасно сочетаются с коррекционными играми, упражнениями и техниками.
Работая со сказкой, можно оказать на ребенка определенное воздействие, но у детей не возникает ощущения давления. Практика показала, что сказки прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное влияние.
Игры и упражнения таких занятий, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
В каждой предлагаемой нами сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания, или упражнения на расслабление с фиксацией внимания дыхания.
В целом, на протяжении трех лет в работе с дошкольниками речевого детского сада ведущим подходом к коррекционной работе со сказками для нас является директивный, т.е. взрослый (психолог, воспитатель) выбирает сказку, ставит задачи перед ребенком в прямой форме в виде темы занятия, упражнений, руководит поиском лучшей формы выражения темы, интерпретирует поведение ребенка, помогает ему «войти в сказку» и «прожить в ней некоторое время».
Выбор этого подхода связан для нас с индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.