06 февраля 2016г.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). Дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню развития фонематического восприятия. У детей отмечается неполноценность развития слухового внимания: неустойчивость, быстрая истощаемость, трудности включения, переключения и распределения внимания; нарушение произвольного внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям.
Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Для таких детей характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов), употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Следует отметить то, что несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребѐнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.
Основными задачами логопедического воздействия по совершенствованию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) являются:
1. Максимальная направленность и более продолжительная по количеству времени работа по формированию у ребѐнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала на правильно произносимых, позже – на уточнѐнных и исправленных звуках).
2. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчѐтливо, смазано.
3. Постановка отсутствующих и искажѐнно произносимых звуков и введение их в речь.
4. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико – артикуляционных) признаков звуков.
5. Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребѐнку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку, то есть обучение ребѐнка более сокращѐнным и обобщѐнным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.
Методисты – практики в настоящее время разрабатывают системы обучения и методические пособия по развитию фонематического восприятия. Так, Т.А. Ткаченко предлагает систему работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Автор разработала задания на узнавание неречевых звуков, развитие речевого внимания, речевого слуха, формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять в ряду названных слов похожие по звучанию слова и отличающиеся (по звучанию, по количеству слогов), рифмовать слова, подбирать пропущенные в стихотворении слова. Упражнения расположены в порядке возрастания трудности. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего. Автор предлагает методические рекомендации по организации продуктивного взаимодействия между логопедом, воспитателями и родителями воспитанников.
Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы условно можно разделить на следующие этапы:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Целесообразно коррекционную работу вести по двум взаимосвязанным направлениям: коррекция произношения, то есть постановку и уточнение артикуляции звуков; последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова.
Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) должно осуществляться с помощью разнообразных методов и приѐмов, учитывая индивидуальные особенности и условия организации обучения.
Ребѐнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаѐт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.
Следовательно, фонематическое восприятие – это сложный психический процесс, включающий в себя умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова и требующий осуществления непрерывного контроля за потоком слов. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками правильной речи, грамотного чтения и письма у детей сообщим недоразвитием речи (ОНР).
Список литературы
1. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003. – 608с.
2. Парамонова, Л.С. Логопедия для всех / Л. С. Парамонова. – СПб., 2009. – 408с.
3. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2001. – 48с.
4. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Феличева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.- 223с.