Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Ковров
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые     пути хозяйствования     создают определённые трудности в социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения.

Трудовое обучение является неотъемлемой частью системы работы специальной ( коррекционной ) школы, от которой решающим образом зависит развитие личности учащихся.  Трудовые умения и навыки имеют единую структуру для различных профилей трудовой подготовки школьников и формируются у них при изучении разных тем во всех периодах трудового обучения. Это навыки планирования, организации своего рабочего места и навыки самоконтроля. Они одновременно являются и общепроизводственными навыками и умениями, характерными для многих видов труда, на предприятиях различных отраслей. Профессиональные навыки и умения имеют определённую структуру в зависимости от профиля трудовой подготовки. К профессиональным относятся навыки и умения подготовки и образцового содержания рабочего места, в том числе – уход за оборудованием и инструментами (инвентарём), выполнение трудовых приёмов. Овладевая профессиональными навыками, учащиеся вспомогательной школы испытывают затруднения в ориентировке в задании (анализ образца, понимание инструкции, привлечение своего прошлого опыта к решению данной задачи), планировании трудовой деятельности (определение последовательности операций и приёмов работы). Всё это и является причиной недостаточной самостоятельности школьников. Постепенное повышение самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий помогает решать задачу формирования общетрудовых умений. Помощь учителя является одним из важнейших фактов формирования общетрудовых умений, но она должна строго дозироваться и постепенно уменьшаться.

Подбирая типичные работы для формирования общетрудовых навыков и умений, учитываю , что одни и те же трудовые действия и приёмы во время работы повторяются, поэтому обогащаю их новым содержанием, направленным на решение новых задач. Общетрудовые навыки и умения в результате постоянного углубления, уточнения и закрепления их учащимися совершенствуются и складываются в систему: изолированные движения при их объединении составляют действие.

Наибольшая сложность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе состоит в формировании обобщённых умений, способности выполнять трудовые задания не только в определённой ситуации, но и при изменении условий. Рассматривая перспективы обучения детей с особыми познавательными потребностями, а также последующую проблему трудоустройства данной категории учеников, скорректирована программа по обслуживающему труду, в которой важное значение имеет изучение темы «Уборка помещений» и проходит в каждом классе с использованием принципа концентричности знаний.

На начальном этапе обучения знакомлю девочек с необходимостью уборки рабочего места и рабочего помещения в процессе или после завершения работы. На первом занятии провожу беседу о необходимости содержания помещения в чистоте, о вреде пыли. Беседу сопровождаю презентациями или фрагментами видео об уборке помещения. Девочки рассматривают хозяйственный инвентарь, оборудование для уборки, находят соответствующий в кабинете обслуживающего труда. Особое внимание обращаю на маркировку инвентаря, правила Т/Б. Далее происходит знакомство с разнообразными видами и правилами пользования специальной рабочей одеждой, правилами использования инвентаря для уборки, последовательностью уборки, особенностью профессии уборщицы. Одновременно выясняем, кто из воспитанников помогает взрослым в уборке, как часто это делает. При этом обязательно усиливаю мотивацию к работе, сообщая, что уборщиц в учреждении мало, они перегружены работой, поэтому многое должны выполнять сами учащиеся. На каждом уроке провожу словарную работу, что помогает усвоению учебного материала, расширению словарного запаса.

Непосредственную практическую деятельность учащиеся начинают с подметания пола влажным веником, что представляет для них определённую трудность. Поэтому в предварительном инструктаже наряду с объяснением последовательности операций я показываю, в каком направлении следует мести (от себя), обращаю внимание на то, что нельзя пропускать части поверхности пола и собирать мусор в середине помещения. После выполнения этого задания, девочки приступают к влажной уборке столов, классной доски и плинтусов. Используя уже сформированные, с помощью выполнения практических работ, навыки данного вида деятельности с этой простейшей работой воспитанники справляются относительно самостоятельно. Особую сложность представляет мытьё полов. Здесь необходимо проведение специальных тренировочных упражнений. Я объясняю и показываю, как для выполнения этой работы, поверхность пола необходимо разделить на отдельные участки. На каждом из этих участков ученицы овладевают необходимыми приёмами работы. Продолжая использовать приём тренировочных упражнений, я показываю и объясняю им, как отжать тряпку, как правильно надеть её на швабру, как правильно выполнить необходимые действия. Особое внимание обращаю на то, чтобы дети не терли одно и тоже место , своевременно переходили с одного участка на другой.

Овладев в процессе тренировочных упражнений необходимыми приёмами труда, воспитанники переходят непосредственно к практической работе. Но прежде чем к ней приступить, учащимся опять подробно рассказываю о цели той или иной работы, по возможности формирую них представление о конечном результате труда. Самостоятельность во многом зависит от их умения планировать свою деятельность. Практическую деятельность регулирую планами. Планирование заключается в определении порядка и содержания действий для достижения цели . Умение планировать работу развивается постепенно. В начале обучения при выполнении задания школьники работают по готовому плану, затем я учу самих решать задачу планирования ( самостоятельно составлять план для выполнения работы). Успешность работы по словесной инструкции во многом зависит от понимания и запоминания плана, что в свою очередь связано с развитием речи учащихся. Для того чтобы учащиеся усвоили стандартные планы , использую различные приёмы: написать недостающий пункт плана на доске, на индивидуальных карточках, указать последовательность выполнения работы.

При объяснении последовательности выполнения трудовых операций и при проверке знаний учащихся в ходе повторения учебного материала, для индивидуальной помощи воспитанникам, которые не справляются с работой, мне помогают инструкционные карты. Во время практической работы я обращаю внимание на правильное выполнение того или иного приёма, инструктирую. Я стараюсь помочь каждому ученику в отдельности, провожу индивидуальный и групповой инструктаж. Стараюсь, чтобы каждый ученик попытался найти свою ошибку. Безусловно, в школе невозможно выработать у учащихся все навыки, которые потребуются им в жизни. Поэтому очень важное значение для практики приобретает перенос навыков, уяснение того, в какой степени двигательный опыт используется для формирования новых движений.

Как показывает практика, правильно созданные условия, формы и содержание профессионально- трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, её социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности ребёнка с ОВЗ, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях. Поэтому задача школы заключается в предоставлении обучающимся равных возможностей для их последующей профессиональной деятельности.

Оптимальным средством дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счёт изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся и потребности общества является профильное обучение. При этом создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с принятыми школой профилями обучения. Определённое значение при профессиональной подготовке имеет учёт индивидуальных особенностей учащихся, их физических и интеллектуальных возможностей для овладения данной профессией на начальном уровне квалификации.

После выбора профессий и подбора предприятий (для прохождения практики) школа составляет программу теоретического и практического обучения в школе и программу практики на предприятии. Разработанные программы утверждаются местными органами народного образования. Прежде чем приступить к составлению программ собирают необходимый материал. Основным ориентиром при составлении программы являются квалификационные характеристистики на те профессии, по которым будет осуществляться обучение. После сбора материала приступают к составлению программ. Программы должны содержать характеристику труда рабочего данной профессии.

При выборе этого профильного направления учитывался реальный рынок труда и тенденции его развития. Основными критериями в качестве основания этого направления являются: потребность территории в специалистах; возможность трудоустройства; наличие кадров необходимой квалификации. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных помещений. В 5-9 кл. школьники приобретают умения и навыки, которые служат основой для обучения на уборщиков помещений. Программа 10 года обучения содержит сведения по технологии работ, коррекционно-развивающие занятия, уроки по этике поведения, практические занятия.

Профессиональная подготовка по данной программе предполагает освоение основных квалификационных видов работ по уборке служебных помещений. Кроме специальных знаний и умений программа включает: экономический, общепрофессиональный, профессиональный курсы и производственное практическое обучение. Также большое внимание уделяется формированию у учащихся коммуникативных навыков. Особое внимание уделяется усвоению и выполнению правил техники безопасности труда.

Практика учащихся в плане выхода за пределы образовательного учреждения осуществляется на базе ближайшего к школе учреждения (по договорённости).

 

Список литературы

 

1. Васенков Г.В. Профессионально-трудовая подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.- М.,2007.- 2 с.

2.       Воронкова    В.В.  Воспитание    и     обучение    детей     во     вспомогательной         школе М.: Школа-Пресс, 1994г. – 273-274с.

3.   Маллер А.М. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью. - М.; АПК и ППРО,2008г.

4.   Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе - М.: Просвещение, 1988г.