Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК К ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ УЧАЩИМИСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Овладение чтением представляет собой сложный психофизиологический процесс, который характеризуется тесным взаимодействием смысловой и технической сторонами чтения, а также качественным переходом от одной ступени становления навыка чтения к другой, более высокой. Большое значение имеют также визуально-познавательные процессы, которые обеспечивают механизмы чтения и могут быть нарушены не только у детей с ограниченными умственными возможностями, но и у детей с общим недоразвитием речи [1]. В современной логопедической практике отсутствует стандартизированная методика обследования чтения. Исследование процесса овладения чтением предполагает изучение, как речевых компонентов, так и неречевых психических функций, так как последние являются важнейшими предпосылками нормального овладения чтением.

Поэтому, при изучении диагностических материалов для обследования процесса овладения чтением нам предстоит отобрать методики, при использовании которых можно будет получить более полные и достоверные сведения об анализе нарушений процесса овладением чтения учащимися первого класса. В реализации процесса обследования недостаточно представленных методических рекомендаций, так как в них отсутствуют критерии оценок, а в некоторых отсутствует речевой материал.

В связи со всеми замечаниями, на основе методических рекомендаций и диагностических методик Н.Н. Баль и И.А. Захарчени [2], Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой [6], Т.А. Алтуховой [8], А.Н. Корнева [5] нами были систематизированы задания для обследования речевых компонентов и неречевых психических функций процесса овладения чтением учащимися первого класса и представлены критерии оценок.

Целью данной системы заданий является исследование речевых компонентов чтения: смысловой и технической стороны чтения на определенном этапе обучения, а также на изучение сформированности неречевых психических функций. Система заданий для обследования чтения позволяет выяснить, на каком этапе усвоения чтения находится ребенок, какие затруднения он испытывает, и в чем их причина. Данная система заданий рассчитана на обследование учащихся первого класса.

Темп, способ, правильность, понимание прочитанного являются важными компонентами навыка чтения. Навык чтения является понятием общепедагогическим, и  входит в перечень школьных умений и навыков. Успешное овладение навыком чтения является важнейшей предпосылкой для формирования обще-учебных навыков. Как отмечает М. М. Безруких, понятия «навык чтения» и «процесс овладения чтением» неразделимы при оценке последнего [3]. Поэтому, совместная деятельность учителя-логопеда и учителей начальных классов поможет не только выявить имеющиеся трудности в процессе овладения процессом чтения у учащихся первых классов, но и предотвратить их появление.

При подготовке речевого материала для обследования процесса овладения чтением учащимися первого класса мы ориентировались на общие требования к объему текста для чтения, темп чтения, представленные в разработках Л.А. Ефросининой, [4] в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом. При определении уровней сформированности чтения у детей учитывались уровни выполнения заданий и критерии оценки знаний, обоснованные В.И. Логиновой [7].

Описание системы заданий.

1.      Изучение речевых компонентов чтения. Задание 1. Исследование чтения букв.

Цель: выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв. Речевой материал:

Карточки  с  изображением  букв:  выполненных  разным  шрифтом;  наложенных   друг  на  друга  и зашумленных; нестандартно расположенных в пространстве; изображенных зеркально.

Ребенку предлагаются буквы.

Инструкция: «Назови буквы, не торопись». Задание 2. Исследование чтения слогов.

Цель: оценка сформированности навыка чтения слогов. Речевой материал:

Карточки со слогами: прямыми; обратными; закрытыми; со стечением согласных.

Ребенку предлагаются слоги.

Инструкция: «Прочитай слоги, не торопись». Задание 3. Исследование чтения слов.

Цель: оценка сформированности навыка чтения, выяснение уровня техники и беглости чтения. Речевой материал:

Карточки, содержащие простые слова, одно-двусложные с открытыми и закрытыми слогами; затем более сложные по звуковому и морфологическому составу, состоящие из трех-четырех слогов и со стечением согласных. Далее предъявляются многосложные и структурно близкие слова, т.е. схожие по написанию (белка – балка – булка – банка).

Инструкция: «Прочитай слова, не торопись».

Задание 4. Исследование чтения предложений и текста.

Цель: оценка сформированности навыка чтения; характер чтения, понимания прочитанного и техники чтения.

Речевой материал:

Карточки с предложениями различной синтаксической конструкции: простые по конструкции с прямым порядком слов; с увеличенным объемом слов; сложные по грамматической структуре.

Инструкция: «Прочитай предложения, не торопись. Карточки с текстом «Барсуки».

Инструкция: «Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по тексту». Каждое задание оценивается по четырехбалльной шкале в соответствии с уровнем выполненных заданий:

Высокий уровень (3 балла) – при выполнении заданий дети не испытывают затруднений, правильное чтение и понимание прочитанного.

Средний уровень (2 балла) – имеются затруднения при выполнении заданий, проявляются не типичные ошибки. Понимание прочитанного характеризуется хотя бы одной ошибкой или неточностью ответа.

Низкий уровень (1 балл) – проявляются типологические ошибки. Искажение фактов, причинно-

следственных связей прочитанного, не до конца понимает прочитанное.

Крайне низкий уровень (0 баллов) – невыполнение заданий, ребенок не узнает буквы. Нет понимания прочитанного.

2.      Изучение неречевых психических функций. Задание 1. «Рядоговорение».

Цель: исследование понимания временных понятий.

Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». Задание 2.«Воспроизведение звуковых ритмов по образцу».

Цель: изучение состояния акустического восприятия.

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

Простые ритмы – !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают.

Сложные ритмы – !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Задание 3. Исследование воспроизведения движений «Кулак-ребро-ладонь». Цель: исследование динамической организации двигательного акта.

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Ребенку демонстрируется трижды последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок должен трижды без ошибок повторить эту последовательность. Выполнение считается безошибочным, если после первого показа серия воспроизводится плавно без сбоев.

Задание 4. Субтест «Повторение чисел».

Цель: исследование сукцессивной слухоречевой памяти и состояния оперативной памяти.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько чисел, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. В ритме отсчета стартового времени ребенку предъявляется ряд из трех чисел. После выполнения этого задания дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько чисел, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2 , то ты должен сказать 2-1».

Задание 5. Исследование пространственной ориентировки.

Цель: исследование сохранности сомато-пространственного восприятия, пространственной организации движений.

Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают;

Речевая проба Хеда.

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценка сформированности неречевых психических функций построена с учетом уровней выполненных заданий:

Высокий уровень (3 балла) – точное и правильное выполнение заданий, при выполнении заданий дети не

испытывают затруднений.

Средний уровень (2 балла) – имеются затруднения при выполнении заданий, но ребенок справляется с заданием.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок испытывает затруднения и неточности в выполнении заданий даже после повторной инструкции или показа.

Крайне низкий уровень (0 баллов) – дети не справляются с выполнением заданий, отказ от выполнения заданий.

Максимальное количество баллов за всю систему заданий – 27. По итогам суммирования баллов выделены уровни сформированности чтения у учащихся первого класса.

Высокий уровень (27 баллов) – правильное выполнение всех заданий.

Средний уровень (от 26 до 20 баллов) – невыраженное проявление трудностей в выполнении заданий. Низкий уровень (от 19 до 10 баллов) – выраженные, типологические ошибки при выполнении заданий.

Крайне низкий уровень (от 10 баллов и ниже) – отказ от выполнения заданий, полная невозможность выполнения.

Таким образом, исследование процесса овладения чтением предполагает изучение как речевых, так и

неречевых психических функций. Предложенная система заданий по исследованию процесса овладения чтением направлена на изучение процесса овладения чтением, смысловой и технической стороны чтения на определенном этапе обучения. Для изучения неречевых функций процесса овладения чтением учащимися первого класса мы использовали систему заданий, позволяющие выявить неполноценность психических функций.

 

Список литературы

1.      Арчаков М.К., Батарчук Д.С., Маркова Е.В., Ковригина Л.В. и др. Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура: Монография// Маркова Е.В., Ковригина Л.В. Психологическая коррекция визуально-познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с ограниченными умственными возможностями. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. – С. 52- 72.

2.      Баль Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников /Н.Н. Баль, И. А. Захарченя – Минск: Ураджай, 2001. – 75 с.

3.      Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Эксмо, 2009. – 145 с.

4.      Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 224 с.

5.      Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.

6.      Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. – 224 с.

7.      Логинова В.И. О критериях оценки знаний у детей дошкольного возраста. //Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1984. – С.3-11.

8.      Методы обследования речи детей /под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.