Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

I. Цели, задачи, направления инклюзивного обучения детей с ОВЗ

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.

Инклюзия - это одна из последних стратегий специального образования. Под инклюзивным образованием понимается полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы. Посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий для получения образования, развития и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Целью инклюзивного образования является создание специальных образовательных условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Организация инклюзивного образования направлена на решение следующих задач:

-   выявление образовательных потребностей детей с ОВЗ;

-      создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с ОВЗ;

-    освоение детьми с ОВЗ адаптированных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (обучающимся с ОВЗ, не освоившим основное общее и среднее общее образование, обучающимся по индивидуальным адаптированным программам, выдается свидетельство об обучении);

-   формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе организуется в форме инклюзивного обучения независимо от вида ограничений здоровья, посредством совместного обучения с детьми, не имеющих таких ограничений, в одном классе.

Из всех категорий детей с ОВЗ в общеобразовательной школе могут инклюзированы следующие: дети с легкой степенью умственной отсталости; дети с умеренной (тяжелой) степенью умственной отсталости; дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детским церебральным параличом (ДЦП)); слабовидящие, слабослышащие; дети с СДВГ.

II.    Ресурсы, имеющиеся в учреждении в начале перехода к инклюзивному образованию (краткая характеристика)

2.1. кадровые: педагог-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя- предметники.

2.2. материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно современным требованиям, имеется кабинет социально-психологической службы и кабинет для работы учителя-логопеда.

2.3. нормативные: Должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда, педагога- дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ПМПк и т.д.

2.4. учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебно-методическая литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.

2.5. психолого-медико-педагогические: школьный ПМПк; служба комплексного медико-психолого- педагогического сопровождения. Специалисты работают с учащимися школы в индивидуальной, групповой,  классно-урочной  системе,  а  также  реализуют  программы  коррекционно-развивающей направленности  с  учетом  возраста  и  потребности  учащихся  с  ОВЗ  и   их  родителей  (законных представителей).

2.6.    воспитательные: цель воспитательной работы в школе – воспитание толерантности, терпимости, доброты и милосердия во всех участниках инклюзивного образовательного процесса. Внедрение инклюзивной культуры.

2.7. социальные - подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти  своѐ место в нѐм, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за него, выражать своѐ мнение, творчески мыслить.

III.    Ожидаемые результаты

По отношению к детям с ОВЗ - научить считать себя полноценными членами общества, чувствовать себя личностью в обществе сверстников, получить образование, адаптироваться и социализироваться в обществе.

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев: знания и умения на данной ступени образования; применение их на практике; усвоение разделов адаптированной образовательной программы; анализ поведения и динамики развития; индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.

По отношению к семьям – изменение психологического климата в семье, имеющей ребенка с ОВЗ. Уменьшение гиперопеки.

По  отношению  к  другим  участникам  образовательного  процесса  и  их  семьям  –  сформировать

представление о современной общеобразовательной школе как о «школе для всех детей». Помочь понять и принять детей «не похожих на других», расти и жить с ними в обществе. Внедрение инклюзивной культуры.

По отношению к учителям – формирование компетентности педагогов инклюзивного образования в следующих областях: психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ; технологии организации эффективного взаимодействия специалистов службы сопровождения; современные коррекционные технологии; разработка адаптированных образовательных программ и др.; повышение квалификации.

По отношению к школе – создание инклюзивной образовательной среды (ИОС). ИОС реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития и здоровья.

IV.    Базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной образовательной среды:

·       Принятие философии инклюзии.

·       Наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка с ОВЗ, в том числе, требования, предъявляемые к родителям (семье).

·       Наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетентностно- деятельностном подходе для детей с разным стартовым уровнем.

·       Наличие адаптированных образовательных программ.

·       Наличие УМК, дидактических материалов.

·       Повышение квалификации и развитие профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования, специалистов сопровождения.

·       Организация эффективной деятельности специалистов ПМПк образовательного учреждения.

·       Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.

·       Адекватное финансирование.

V. Эффекты, приобретѐнные образовательным учреждением на выходе из проекта:

1)      Реализация модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

2)      Пакет типовых адаптированных программ для детей с ОВЗ.

3)      Сборник методических рекомендаций для педагогов начальной и средней школы по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.

4)      Включение школы в образовательную сеть школ г.Красноярска, внедряющих инклюзивное образование детей с ОВЗ.

VI.        Критерии (индикаторы, показатели) эффективности модели.

1.      Создание  и  успешное  внедрение  модели  инклюзивного  образования  детей  с  ОВЗ  в  условиях общеобразовательной школы.

2.      Результаты мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ.

3.      Совершенствование профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования.

4.      Приобретение детьми с ОВЗ позитивного социального опыта. Расширение социальных контактов со сверстниками.

5.      Результаты  опросов,  тестирования,  анкетирования  родителей  детей с ОВЗ, родителей  детей  без ОВЗ, педагогов.

6.      Разработка методических рекомендаций для педагогов по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.

7.      Повышение рейтинга учреждения.