06 февраля 2016г.
I. Цели, задачи, направления инклюзивного обучения детей с ОВЗ
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.
Инклюзия - это одна из последних стратегий специального образования. Под инклюзивным образованием понимается полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы. Посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий для получения образования, развития и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.
Целью инклюзивного образования является создание специальных образовательных условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Организация инклюзивного образования направлена на решение следующих задач:
- выявление образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с ОВЗ;
- освоение детьми с ОВЗ адаптированных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (обучающимся с ОВЗ, не освоившим основное общее и среднее общее образование, обучающимся по индивидуальным адаптированным программам, выдается свидетельство об обучении);
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе организуется в форме инклюзивного обучения независимо от вида ограничений здоровья, посредством совместного обучения с детьми, не имеющих таких ограничений, в одном классе.
Из всех категорий детей с ОВЗ в общеобразовательной школе могут инклюзированы следующие: дети с легкой степенью умственной отсталости; дети с умеренной (тяжелой) степенью умственной отсталости; дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детским церебральным параличом (ДЦП)); слабовидящие, слабослышащие; дети с СДВГ.
II. Ресурсы, имеющиеся в учреждении в начале перехода к инклюзивному образованию (краткая характеристика)
2.1. кадровые: педагог-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя- предметники.
2.2. материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно современным требованиям, имеется кабинет социально-психологической службы и кабинет для работы учителя-логопеда.
2.3. нормативные: Должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда, педагога- дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ПМПк и т.д.
2.4. учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебно-методическая литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.
2.5. психолого-медико-педагогические: школьный ПМПк; служба комплексного медико-психолого- педагогического сопровождения. Специалисты работают с учащимися школы в индивидуальной, групповой, классно-урочной системе, а также реализуют программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребности учащихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей).
2.6. воспитательные: цель воспитательной работы в школе – воспитание толерантности, терпимости, доброты и милосердия во всех участниках инклюзивного образовательного процесса. Внедрение инклюзивной культуры.
2.7. социальные - подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своѐ место в нѐм, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за него, выражать своѐ мнение, творчески мыслить.
III. Ожидаемые результаты
По отношению к детям с ОВЗ - научить считать себя полноценными членами общества, чувствовать себя личностью в обществе сверстников, получить образование, адаптироваться и социализироваться в обществе.
Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев: знания и умения на данной ступени образования; применение их на практике; усвоение разделов адаптированной образовательной программы; анализ поведения и динамики развития; индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.
По отношению к семьям – изменение психологического климата в семье, имеющей ребенка с ОВЗ. Уменьшение гиперопеки.
По отношению к другим участникам образовательного процесса и их семьям – сформировать
представление о современной общеобразовательной школе как о «школе для всех детей». Помочь понять и принять детей «не похожих на других», расти и жить с ними в обществе. Внедрение инклюзивной культуры.
По отношению к учителям – формирование компетентности педагогов инклюзивного образования в следующих областях: психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ; технологии организации эффективного взаимодействия специалистов службы сопровождения; современные коррекционные технологии; разработка адаптированных образовательных программ и др.; повышение квалификации.
По отношению к школе – создание инклюзивной образовательной среды (ИОС). ИОС реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития и здоровья.
IV. Базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной образовательной среды:
· Принятие философии инклюзии.
· Наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка с ОВЗ, в том числе, требования, предъявляемые к родителям (семье).
· Наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетентностно- деятельностном подходе для детей с разным стартовым уровнем.
· Наличие адаптированных образовательных программ.
· Наличие УМК, дидактических материалов.
· Повышение квалификации и развитие профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования, специалистов сопровождения.
· Организация эффективной деятельности специалистов ПМПк образовательного учреждения.
· Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.
· Адекватное финансирование.
V. Эффекты, приобретѐнные образовательным учреждением на выходе из проекта:
1) Реализация модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
2) Пакет типовых адаптированных программ для детей с ОВЗ.
3) Сборник методических рекомендаций для педагогов начальной и средней школы по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.
4) Включение школы в образовательную сеть школ г.Красноярска, внедряющих инклюзивное образование детей с ОВЗ.
VI. Критерии (индикаторы, показатели) эффективности модели.
1. Создание и успешное внедрение модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
2. Результаты мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ.
3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования.
4. Приобретение детьми с ОВЗ позитивного социального опыта. Расширение социальных контактов со сверстниками.
5. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей детей с ОВЗ, родителей детей без ОВЗ, педагогов.
6. Разработка методических рекомендаций для педагогов по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.
7. Повышение рейтинга учреждения.