18 февраля 2016г.
В настоящее время проблема социокультурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится в центре внимания представителей различных отраслей: дефектологов, логопедов, педагогов.
Дети с ОВЗ, в силу различных обстоятельств, поздно входят в мир книжной культуры и нуждаются в особых методах руководства чтением.
«Ребенок может читать бегло, безошибочно, но книга- это часто бывает- не стала для него той тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития. Уметь читать- это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик читает, в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками мелодиями окружающего мира. Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» [2, c.199].
Педагоги, дефектологи, логопеды отмечают слабую читательскую активность, отсутствие устойчивых читательских интересов у младших школьников с ОВЗ.
Одна из важных задач учителя-логопеда – пробуждать интерес ребенка к чтению, развивать и поддерживать его. При чтении происходит осмысление и усвоение информации, в устной форме выражаются впечатления от прочитанного, ребенок становится подготовленным для общения.
В младшем школьном возрасте идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Поэтому дети ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают приключения и острые сюжеты. Младшим школьникам нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
Задачи логопеда при работе по развитию познавательного интереса к чтению у детей с ОВЗ: Образовательные:
· обучать работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания;
· изучать элементарные литературоведческие понятия, позволяющие ориентироваться в доступном круге чтения;
· обучать основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;
· приобщать детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;
· формировать умение находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете; Коррекционно-развивающие:
· совершенствовать все стороны навыка чтения;
· обучать навыкам и умениям обще учебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве;
· вырабатывать коммуникативные умения, функционирующие при слушании, говорении, чтении, письме;
· развивать мышление, внимание, память;
· совершенствовать эмоциональную сферу (восприимчивость, чуткость); Воспитательные:
· формировать положительную мотивацию к чтению;
· формировать у детей позитивное отношение к действительности;
· формировать самоуважение и эмоционально положительное отношение к себе, готовность выражать и отстаивать свою позицию;
· воспитывать уважение к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
· развивать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
Основная форма организации работы с детьми- занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Формы организации занятий весьма разнообразны: работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом и в тетрадях, выполнение тренировочных упражнений, разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.
Для стимулирования речевой активности детей, с целью привлечения внимания к языковым явлениям, широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы, а также компьютерное программное обеспечение.
Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач коррекционно- развивающего обучения на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя-логопеда на занятии.
Ведущую роль в процессе развития познавательного интереса к чтению играет семья, поэтому учитель- логопед работает в тесном контакте с родителями, знакомит родителей с приемами общения ребенка с книгой, возможными путями приобретения литературного и жизненного опыта и развития литературных способностей детей.
Важнейшим способом формирования интереса ребенка к чтению является семейное чтение. Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью.
Советы родителям для развития интереса ребенка к книге:
1. Читайте сами, ребенок должен видеть, что процесс чтения доставляет вам удовольствие.
2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
3. Посещайте с детьми библиотеку.
4. Приобретайте книги в качестве подарка.
5. Учитывая интересы ребенка, оформите подписку на журналы.
6. Пополняйте домашнюю библиотеку книгами на темы, которыми интересуется ребенок.
Прививая любовь к чтению, развивая познавательно-речевые компетенции ребенка, мы формируем качества наиболее развитого и социально-ценного человека.
Для поддержания интереса к чтению на логопедических занятиях используются приемы:
· Заявленное чтение - когда на занятии выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирает сам ребенок, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями.
· Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение.
· Свободное чтение -это обращение ребенка к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.
Процесс чтения и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно- общественной деятельности людей. Эта форма общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человеком, в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.
«Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребенка. Основа развития речи и мышления- это и “путешествия” к живому источнику мысли, эмоционально- эстетическая окраска слова, которая становится понятной благодаря умению чувствовать красоту речи, и художественные богатства, воплощенные в книгах» [1, с.199].
Список литературы
1. Пятьдесят писателей: [сборник произведений победителей Первого и Второго Международного конкурса им. А.Н. Толстого]. -М.: Российский писатель, 2008. -Т. 2-554с.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - Киев,1984. -287с.