Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА КОНТАКТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ. МОТИВАЦИЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО.

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2018г.

Консультативная и психокоррекционная работа с детьми и подростками начинается с установления контакта и доверительных отношений. Почему контакт и доверие очень важная составляющая консультативной и психокоррекционной работы, особенно с детьми и подростками? Как правило ребенок или подросток, которого приводят на консультацию к психологу, уже испытал на себе какое-то травмирующее воздействие со стороны кого-то или чего-то и в связи с таким негативным опытом утратил доверие к окружающим. На прием такие дети и подростки редко приходят открытыми и готовыми к контакту. Для них характерна настороженность, закрытость, напряжение и тревожность к предстоящему контакту и к консультативной ситуации в целом. Безусловно доброжелательное отношение, безусловно психоэмоциональная комфортность и безопасность ситуации способствуют установлению контакта и доверительных отношений. И это несколько снижает напряжение и тревогу. А дальше, психолог начинает практически сразу задавать вопросы, необходимые для сбора информации и прояснения травмирующей ситуации, но часто по подаче данных вопросов, они бывают похожи на ситуацию дознания, и согласитесь, тревожность и недоверие у ребенка, а тем более у подростка стремительно растет и повышается, и тогда, ни о каких доверительных отношениях не может быть и речи, а это несомненно затрудняет диагностический процесс и практически становится невозможным осуществление консультативной или психокоррекционной работы. Чтобы этого не случилось, а сам процесс консультирования и диагностики проходил легко и непринужденно, важно настроится на данного ребенка или подростка, постараться быть с ним на «одной волне». Не торопитесь сразу задавать такие важные для вас вопросы и совершенно не важные для ребенка. Прислушайтесь к ребенку, как и что он говорит в первые моменты вашего контакта, попробуйте подстроиться к нему, проявить эмпатию, присоединиться к его психоэмоциональному состоянию. Безусловно оно может быть разным. От страха, тревоги, напряжения до откровенного непринятия и негатива, а возможно скрытой агрессии. Дайте понять, что вы его примите со всеми его страхами, эмоциями, реакциями. Постарайтесь не имитировать, не изображать, а прислушаться к тому, что вы чувствуете сейчас к этому ребенку или подростку, не бойтесь показать свои чувства и эмоции, это как раз та дверца доверия, которая возможно откроется перед вами, если вы будете естественны с ребенком в контакте.

Первые минуты консультации прошли, и если вы все правильно сделали, то можно сказать, что контакт и доверие установлены, и можно продолжить консультирование. Но в арсенале у нас опять все те же «очень важные» для нас вопросы и часто совсем не интересные для ребенка. Как выстроить ситуацию таким образом, чтобы ребенок или подросток не только ответил на все ваши вопросы и тесты, но был заинтересован этим процессом.

Рассмотрим особенности мотивации детей и подростков на сотрудничество в консультативном процессе. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая. Игра – это язык на котором общаются и обучаются дети. Через игру дети познают окружающий мир, приобретают социальный опыт общения. Вся жизнь для них в этот период одна большая и занимательная игра. Игрой может стать и сама процедура диагностики. Совершенно не обязательно загружать ребенка вопросами и тестами, возможно создать игровую ситуацию, в процессе которой можно получить достаточно много информации для выводов и заключения по проблематике ребенка и для разработки дальнейшего коррекционного маршрута. Как создать такую ситуацию? Это ваша импровизация и ваше творчество. Важно проявлять заинтересованность к игре ребенка, быть участником игры и тогда можно будет предлагать и свои игры-тесты, которые в условиях доверия и принятия со стороны ребенка не будут им отвергнуты, а напротив, выполнение будет проходить с большим удовольствием и заинтересованностью. Например, вам необходимо дать пробы ребенку, чтобы проверить латеризацию мозговых функций (праворукость-леворукость). Вы предлагаете угадать, какие предметы лежат в «чудесном мешочке», нащупывая и называя их. Среди других предметов можно положить трубочку–калейдоскоп, мячик небольшого размера, игрушечные часики и таким образом, предлагая различные действия с этими предметами (послушать, посмотреть, бросить и т. д.), получить результаты проб на латеризацию мозговых функций. И таких игровых приемов можно придумать на каждую пробу или тест, необходимый для диагностики.

У младших школьников ведущая деятельность – учебная, и в этом случае тестовые задачи сами будут вызывать у ребенка интерес, а если вы будете активным участником решения поставленных перед ребенком задач, возможно внося элементы соревнования (кто быстрее и правильнее справится с заданием, несомненно первенство уступая ребенку), то эта совместная познавательная деятельность будет отличным мотиватором для дальнейшего сотрудничества ребенка с вами.

Наиболее сложная возрастная категория для сотрудничества - это подростки. Как правило посещение психолога не является желанием подростка, а скорее наоборот, является принудительным со стороны взрослых. И в этом случае задача для психолога усложняется. Как вызвать доверие и расположить к контакту подростка, который видит в вас прежде всего того же взрослого, который привел на прием подростка по сути без его воли и согласия. Ни желанием, ни мотивацией на сотрудничество эта ситуация не располагает.

В младшем подростковом возрасте приоритетными становятся их социальные отношения. Учебная деятельность как правило уходит на второй план и соответственно не может выступать в качестве мотиватора. Предметом интереса младших подростков являются отношения. И в этом случае акцент в контакте необходимо сделать на выстраивание ваших с ним отношений, отношений на равных. Где будет иметь место и уважение к подростку как партнеру, и ценность этих отношений для вас в первую очередь. Обычно подростки умеют ценить такие отношения и бережно к ним относиться, чтобы сохранить их и ваш контакт как можно дольше. Самораскрытие психолога, возможно воспоминания о себе в таком возрасте, своих каких -то историй, поможет выстроить доверительные отношения с подростком и вызовет на откровенный разговор с вами. И только после того, как вы выстроите с ним отношения, возможно переходить к опросникам и тестовым задачам, не забывая при этом пояснять с какой целью вы хотите предложить подростку тот или иной тест, или тестовую задачу (если это не противоречит условиям теста или опросника). Все это несомненно будет повышать доверие подростка к вам и ситуации обследования и работать на повышение ценности и значимости ваших с ним отношений.

Особое место в консультативном процессе хочется уделить вопросам сотрудничества со старшими подростками. Безусловно, выстраивание отношений, это очень важный аспект в этом процессе, но недостаточный. Старшие подростки уже имеют представление об этических аспектах отношений и возможно формально будут поддерживать эти отношения. Но для эффективности процесса нам важно неформальное отношение к консультативному процессу и к психологу. Важно, чтобы старший подросток посещал ваши с ним встречи не из-за того, чтобы не расстроить близких или не навлечь гнев, а чтобы ваши встречи стали значительными и ценными для самого подростка.

В этот возрастной период ( 15-17 лет и старше) подростки находятся в ситуации выбора и самоопределения. Какую профессию выбрать, в какой вуз или колледж поступить, дружить или не дружить, любить или не любить? Многие выборы, определения и вопросы наполняют сознание подростка в этот период и самый главный вопрос среди них – «Кто «Я», и что делаю здесь, в этом мире?!»

Самопознание у подростка выходит по значимости на первый план. Чтобы старший подросток сотрудничал с вами и был замотивирован на консультативный процесс, важно уделить как можно больше пространства и времени его самопознанию. Поэтому, если вы воспользуетесь различными тестами, опросниками, которые определяют особенности темперамента, характера и другие личностные характеристики, то это вызовет интерес у подростка и замотивирует его на дальнейшие встречи с вами. Тесты на профессиональное самоопределение также вызовут неподдельный интерес у подростка и подготовят его к дальнейшему диалогу с вами, а возможно и саморефлексии. А это очень хорошая основа для консультативного и психокоррекционного процесса.

 

Список литературы

 

1.        Карл Роджерс Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы: Пер. с англ. – 2-е изд. – М: Психотерапия, 2008 – 512 с.

2.        Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия, 20-е изд.– СБб, Питер, 2009 - 464 с.

3.        Марютина Т.М. Стефаненко Т.Г. Поливанова К.Н.; Под ред. Марцинковской Т.Д. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. и пед. уч. заведений – М., издательский центр «Академия», 2001- 352 с.