Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «АУТИЗОН»

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

В настоящее время проблема раннего детского аутизма очень актуальна. Данный синдром является одним из тяжелых нарушений развития и охватывает самый разнообразный спектр проблем: страхи, навязчивые состояния, непереносимость перемен и изменений в жизни и окружающей обстановке, патология развития сенсорной сферы, особенности в формировании влечений, специфические нарушения в развитии двигательной сферы, соматические заболевания и др. По словам М.К. Резникова в 75% случаев аутизм сопровождается умственной отсталостью. Также одним из частых симптомов является агрессивное (аутоагрессивное) поведение.

Проблемой аутизма занимались такие исследователи как Г. Аспергер, Е.Р. Баенская, Г. Каннер, К.С. Лебединская, С.С. Мнухин, О.С.Никольская и др. Л. Каннером выделена типичная для этого состояния основная триада симптомов: аутизм с аутистическими переживаниями, однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств и своеобразные нарушения речи. Но, как полагают исследователи, (О. Богдашина, О.С. Никольская, У.Фрит идр.) главным дефектом является нарушение коммуникации с окружающей их средой. Аутичные дети не подражают взрослым и впоследствии с огромным трудом считывают внутреннее состояние собеседника. Формирование характерологических особенностей значительно искажается. В то же время неверно считать, что аутичные люди холодны и равнодушны к тем, кто их окружает.

Слово аутизм происходит от латинского слова «autos» – означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; отгороженность от внешнего мира; слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада); неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы; нередко таких детей считают агрессивными; неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано (дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь); однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; разнообразные речевые нарушения при РДА; у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Для подростков имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него, нужно своевременно проводить стимулирующие коррекционные воздействия для позитивного влияния на подростка и приближение его к поведению здоровых детей.

Коррекционно – развивающая программа проводилась на базе БУ ВО «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста». Она рассчитана на возраст детей от 16 до 18 лет. В основе данной программы лежат индивидуальные занятия, которые посещал один испытуемый, мужского пола 16лет. Занятия проходили 2 раза в неделю по 1 часу. В эксперименте участвовал один испытуемый, мужского пола 16 лет.

Цель программы – осуществление коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на социальную адаптацию подростков с ранним детским аутизмом.

Задачи программы: 1) обучающие: смягчение характерного для аутичных подростков сенсорного и эмоционального дискомфорта; повышение активности подростков в процессе общения со взрослыми; ориентация аутичных подростков во внешнем мире; обучение их простым навыкам контакта и более сложным формам поведения; формирование социально приемлемого поведения; обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека; обучение вербальному выражению своих желаний и чувств; 2) развивающие: развитие познавательных навыков; развитие самосознания и личности подростков; развитие внимания; развитие памяти, мышления; развитие речи; развивать понятийный аппарат и моторику рук; 3) воспитывающие: формирование интереса к художественной деятельности; умение видеть красоту в окружающем мире.

Отличительной особенностью данной коррекционно – развивающей программы является синтез упрощенных заданий, возможности варьирования заданий с целью их дифференцированной подачи, а также применение заданий из проекта «Аутизон».

Основные этапы психологической коррекции. На первом этапе идет установление контакта с аутичным подростком. Для этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. При установлении контактов следует исключить любое давление, даже прямое обращение к подростку во избежание неприятных для него ситуаций. Первые контакты необходимо устанавливать, когда он испытывает какие-либо приятные ощущения. Голос психолога при общении с подростком должен быть негромким, в некоторых случаях, особенно если он возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на подростка, резких движений. Не следует обращаться с прямыми вопросами к нему. Установление контакта требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного подростка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.

На втором этапе происходит усиление психологической активности подростка, стимулирование его к повторению действия, подражанию. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение подростка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

С помощью «Аутизона» предлагается при выполнении дидактических заданий пользоваться специальными техниками, с помощью которых можно как «отражать» личностно-детерминированную активность ребёнка-аутиста, и «зеркалить» в ответ, так и реагировать на неструктурированное коммуникативное проявление, как в случае, если бы подросток демонстрировал навыки гибкого социального общения. Все предлагаемые техники и принципы работы сводятся к предоставлению аутичному подростку определённых рамок принятия, в которых он мог бы почувствовать, пережить опыт реализации своих возможностей при взаимодействии с другим человеком, как успешный.

На третьем этапе важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного подростка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности, развитие основных психологических процессов.

Предполагаемые результаты: формирование навыков социально-бытового ориентирования и самообслуживания; повышение активности ребенка в процессе общения со взрослыми; ориентация аутичного подростка во внешнем мире; развитие познавательных навыков; развитие понятийного аппарата и моторики рук; развитие самосознания и личности аутичного подростка.

Для подтверждения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающегося.

Практическая значимость представленной работы заключается во внедрении программы в практику работы БУ ВО «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста» г. Воронежа. Результаты данной программы позволяют психологам, дефектологам, логопедам расширить модели коррекционно-развивающей работы с подростками, имеющими сложные нарушения психофизического развития.

 

Список литературы

 

1.       Агафонова Л.Ф., Хвасько Е.В. Особенности развития ребёнка с ранним детским аутизмом и подготовка его к жизни // Теория и практика актуальных исследований. - 2017. № 17. - С. 48-52.

2.       Арасланова, Н.С. Особенности развития коммуникативных умений у подростка с ранним детским аутизмом // Вестник научных конференций. – 2015 - .№4-1 (4). С. 10-11

3.       Аутизон. Методические рекомендации. Москва, 1 марта 2014. Фонд содействия решению проблем аутизма в России « Выход», -2014г. - 40с.

4.       Иванова, А.А. Характерологические особенности детей с ранним детским аутизмом // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы межрегиональной научно- практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. -Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования. - 2012. С. 26- 27.

5.       Никитина, А.А., Колестникова, Г.Ю. Коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом посредством метода «Томатис» // Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ в 2 т.. 2016. С. 273-276.