31 декабря 2017г.
Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как интенсивно изменяющуюся.
Происходят активные экономические и политические преобразования, разрушающие привычную систему ценностных ориентиров, регулирующих отношения в обществе. Люди вынуждены адаптироваться к меняющейся социальной среде. Однако эти изменения нередко порождают напряженность, тревожность и
жестокость в обществе. В результате экономической нестабильности резко участились асоциальные
поступки, правонарушения и прочие виды отклоняющегося поведения. Но в особенно затруднительной ситуации в этот период оказались подростки: под влиянием средств массовой информации и неформальных молодежных объединений, их поведение все чаще приобретает агрессивную, деструктивную
направленность.
Исследование проходило на базе МБОУ СОШ г. Челябинска. В исследовании приняли участие 15
младших подростков, обучающихся в 6-ом (коррекционном) классе. Среди испытуемых 5 девочек и 10
мальчиков с диагнозом «задержка психического развития». Испытуемые обучаются по адаптированной
основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ЗПР (VII вид), разработанной данным образовательным учреждением в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом.
На первом этапе констатирующего эксперимента выявлялись акцентуированные черты младших
подростков с ЗПР, имеющих признаки отклоняющегося поведения. Данный этап был осуществлен с использованием опросника «Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда – С. Шмишека.
Результаты данной методики показали, что высокие значения среди большинства
учащихся преобладают по шкалам «гипертимный» (66.6%). и «возбудимый» (65%) типы акцентуации. Данные по результатам методики
приведены на рис 1.
Полученные результаты позволяют утверждать, что данной группе подростков с ЗПР свойственна недостаточная управляемость, слабость волевого контроля над влечениями и эмоциональными реакциями, раздражительность, чрезмерная самостоятельность, нередко выступающая источником
конфликта.
Отмечается равнодушное отношение к учебе и резкий негативизм в отношении монотонной, обязательной работы или столкновения с противодействием.
Вспышки гнева и импульсивность, грубость и склонность к брани с трудом корригируются и становятся угрозой для окружающих.
Подросткам данного типа характерна склонность к аморальным поступкам, противоправным
действиям, безответственное отношение к
собственным обязанностям.
Характерные особенности поведения
по типу акцентуации гипертимность и возбудимость, свидетельствуют о том, что данным подросткам свойственно совершение поступков,
отклоняющихся от
общепринятых норм.
Второй этап констатирующего эксперимента проводился с использованием «Методики определения
склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла. Результаты методики показали, что большинство
испытуемых подростков склонны к проявлению отклоняющегося поведения. Графически это представлено на рис.2.
Благополучные подростки (13,33%) склонны следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения, редко выражают протест по отношению к взрослым, 20% характеризуются выраженностью нонконформистских установок, склонностью противопоставлять собственные ценности ценностям группы;
ярко выраженное стремление к нарушению дисциплины, негативизму, прогулу учебных занятий, невыполнению требований взрослых отмечается у 60% испытуемых.
Выраженный социальный контроль аддиктивных тенденций в поведении отмечается у 6,66% подростков; склонностью к изменению психического состояния алкогольными и наркотическими
веществами, уходу от реальности, склонностью к компьютерной зависимости, токсикомании
характеризуется 73,3% учеников, у 20% выявлена ориентация на чувственную сторону жизни, дефицит
острых переживаний, гедонистическая направленность, выраженная склонность к алкоголизации и наркомании.
Повышенная склонность к риску, соматизация тревоги отмечается у 80% подростков, стремятся реализовать чувство вины в поведении, склонны к
самонаказаниям 20% испытуемых.
Не принимают насилие как средство решения возникающих проблем 6,66% подростков; 80% склонны выходить из фрустрирующих ситуаций с применением вербальной и невербальной агрессии, у 13,33% учащихся прослеживается тенденция использовать унижение оппонента в процессе коммуникации в
качестве средства нормализации самооценки.
Жесткий контроль чувственных влечений отмечается у 6,66%, слабость волевого контроля
аффективной сферы, негативные эмоции выражают непосредственно через поведенческие реакции 53,33% подростков, 40% подростков не желают или не способны контролировать собственные поведенческие
эмоциональные реакции, чрезмерно импульсивны.
Тенденция конфликтного взаимодействия с общепринятым образом жизни и правовыми нормами, слабость социального контроля наблюдается у 46,66%, высокая готовность к реализации противоправных действий, побегам и
бродяжничеству отмечается у 53,33% подростков.
На основании результатов описательной статистики можно сделать вывод о том, что большинство младших подростков с ЗПР склонны к реализации отклоняющегося поведения, обладают слабым волевым
контролем эмоциональной сферы, поддаются чувственным влечениям, испытывают «сенсорную жажду», склонны к изменению состояния сознания путем применения алкогольных и наркотических веществ, склонны к
зависимости от виртуальной реальности.
На основе сопоставления данных, полученных на
первом
и
втором этапах констатирующего эксперимента можно
предположить, что акцентуации характера имеют взаимосвязь с отклоняющимся поведением подростков с ЗПР.
Для подтверждения
выдвинутого предположения проводилось
корреляционное
исследование с применением коэффициента ранговой
корреляции rs Спирмена.
Гипотезы:
H0: Корреляция между показателем типа акцентуации характера «гипертимность» и формы отклоняющегося
поведения «аддиктивное поведение» не отличается от нуля.
H1: Корреляция между показателем типа акцентуации характера «гипертимность» и формы отклоняющегося
поведения «аддиктивное поведение» достоверно отличается от нуля.
Критические значения r, при N=15: 0,52 (р < 0,05)
rs кр.=0,66 (р < 0,01)
rs эмп > rs кр
(р < 0,01)
Результат: H0 отвергается. Корреляция между типом акцентуации характера «гипертимность» и
формой отклоняющегося поведения «аддиктивное поведение» статистически значима (р<0,01) и является положительной.
Это позволяет проверить ранее сформулированную гипотезу о том, что тип акцентуации характера «гипертимность» соотносится с формой отклоняющегося поведения «аддиктивное поведение».
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что имеется взаимосвязь
акцентуированных черт характера с отклоняющимся поведением младших подростков с ЗПР.