Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ, ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Культурное наследие того или иного народа едва ли может быть полностью усвоено без изучения народного искусства, созданного на протяжении многих веков. Обучение и воспитание младших школьников на материале, содержащем национально-региональный компонент, позволяют раскрыть учащимся истоки становления и развития социокультурного пространства своей малой родины - Осетии и способствуют интересу у детей к истокам российской истории, культуре и традициям, воспитывают чувства патриотизма и гражданственности. Национально-региональные аспекты образования должны служить составной частью общемирового культурно-образовательного процесса, быть пронизаны идеями прогресса и гуманизма, непрерывного диалога культур, их взаимодействия и взаимообогащения в ходе сложного исторического развития данного этноса. Реализуя данное положение в практике общеобразовательных школ, также следует указать на особые требования, предъявляемые к преподавателям. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определит место национальной культуры в общемировых ценностях.

Всякая национальная культура имеет религиозные корни. Религия и народные верования играют этнообразующую, этноинтегрирующую роль.

Многовековой поиск народных истин, нравственного идеала происходил преимущественно в религиозных формах. Обычаи, традиции современной жизни также носят ярко выраженный культовый характер. В этой связи в системе национально-регионального обучения возникает серьезная проблема внесения в светское, главным образом рационально-научное образование элементов духовного воспитания. Решение ее следует искать как в насыщении учебных программ учебными курсами, раскрывающими процесс духовного развития своего народа и всей цивилизации в целом, иллюстрирующими историческую роль религиозного знания как формы личного самопознания и самосовершенствования, так и в усилении мировоззренческих акцентов в преподавании естественнонаучных дисциплин, способных к активному формированию в сознании учащихся современной научной куртины мира.

Знакомство с народным прикладным искусством поможет осуществить урок математики с геометрическим содержанием. Дети должны знать, что узоры, орнаменты и украшения создаются не просто так, а на основе законов симметрии. Рассматривая орнаменты, учащиеся смогут охарактеризовать их, используя свои знания курса геометрии. Изучая геометрические преобразования на плоскости - осевую и центральную симметрии, подобие фигур, дети знакомятся с использованием осетинского орнамента для  украшения одежды, мебели, посуды. Резьбой по дереву осетины украшали чаши, кресла, кровати, двери и т.д.

До наших дней сохранился обычай: девушка надевает на свадьбу специальный костюм, состоящий из расшитой шелком или золотом бархатной шапочки, платья, украшенного вышитым орнаментом. Костюм дополняется оригинальными нагрудными крючками, расположенными на груди параллельно друг другу.

Осетинский орнамент состоит из спиралей, рогообразных завитков, лепестков растений, листьев - и все это в сочетании с геометрическими элементами: четырехугольником и треугольником, ромбом и квадратом, кругом и окружностью. На уроках математики можно предложить детям после ознакомления с видами орнаментов создавать свои, используя различные виды геометрических движений, то есть вносить в работу творческий характер.

Примерные виды работ с геометрическим содержанием НРК

1.   Какой формы могут быть осетинские пироги? Что символизирует круглая форма пирога? А треугольная? Традиционная форма пирогов - круглая (чъири/къере). Круг - символ «земли», высшего совершенства, «бесконечности» и «законченности». Треугольная форма (артадзыхон/савсат) связана с ритуальной практикой. Треугольник - «плодоносящая сила земли», «обеспеченности», «физической стабильности», «преемственности». Автор уверена, что задания подобного вида активизируют познавательный интерес к изучаемому предмету, воспитывают интерес к истории народа, к народному творчеству, любовь к родному краю, его традициям.

Интересно и познавательно можно использовать этнический материал на первых этапах обучения математике при знакомстве со счетом:

-   три ножки у осетинского стола (фынг);

-    три цвета на осетинском флаге:

Белый - Мудрость Красный - Мужество Желтый - Благодать

Без истории нет народа. Из глубин прошлого вытекает настоящее и будущее народа. Не знать историю значит не уважать себя.

Автором предлагается ряд задач исторического характера с использованием НРК.

-   Первая школа в Северной Осетии появилась в 1764 году. Сколько лет существует школа в Осетии?

-    Самая массовая альпиниада на гору Казбек была проведена в 1967 году. В альпиниаде первого захода участвовало 1000 человек, а в альпиниаде второго захода - 509 человек. Сколько всего человек участвовало в обоих заходах на гору Казбек? В каком заходе участвовало больше альпинистов и на сколько?

-   Официальное открытие Военно-Грузинской дороги было в 1863 году. Через сколько лет после открытия началось движение автомобильного транспорта, если известно, что оно началось в 1911 году? Сколько лет существует Военно-Грузинская дорога? Сколько лет движется по ней транспорт?

-   Битва за Кавказ происходила в июле 1942 года, а освободили Кавказ в январе 1943 года. Сколько месяцев прошло между этими двумя событиями?

-   В 1984 году отмечалось 200 лет со дня основания Владикавказа. В каком году он был основан? Сколько лет Владикавказу сейчас?

-   Царица Тамара, жена осетинского царя Давида-Сослана, прожила с 1184 года по 1212 год. Сколько лет прожила царица Тамара? 

-    Русский драматический театр открылся в 1876 году, а осетинский театр в 1935 году. На сколько лет раньше открылся русский драмтеатр?

-   Город Владикавказ образовался в 1784 году, а спустя 136 лет открылся педагогический институт (ныне Северо–Осетинский государственный университет). В каком году это было?

-     В 1960  году отмечалось 100-летие издания указа о  преобразовании крепости  Владикавказ в город. Вычислите эту дату.

Одним из важнейших исторических событий для осетинского народа является рождение великого осетинского писателя, поэта и художника Коста Левановича Хетагурова - родоначальника осетинской литературы. Материал о К. Хетагурове должен фигурировать и на уроках математики. Задачи на литературную тему помогут не только закреплять знания по математике, но и приобщать детей к национальной литературе, рождая в них самые сокровенные чувства, любовь к родному краю, своему народу. Не стоит забывать, что Осетия -    часть огромной страны под названием Россия, и было бы неразумно говорить только об осетинском великом Коста. В Осетии Пушкина знают, любят и чтут не меньше Коста. Оба они - литературные гении, известные во всем мире.

Для более углубленного знакомства с К.Л. Хетагуровым и А.С. Пушкиным автор предлагает использовать цифровой материал данного характера на уроках математики.

-   К.Л. Хетагуров родился в 1859 году, а А.С. Пушкин в 1799 году. Кто из них старше и на сколько лет? Сколько лет исполнилось бы в этом году Коста и сколько лет Пушкину?

-    А.С. Пушкин посетил Осетию в 1829 году. В каком возрасте приехал Пушкин на Кавказ? Сколько лет прошло с момента его пребывания в Осетии?

-   В сборнике К.Л. Хетагурова «Ирон фандыр» 61 произведение, 52 из которых стихи, а остальные - басни и поэмы. Сколько поэм в сборнике, если известно, что их на 7 меньше, чем басен?

-   Сквер нашего города назван Пушкинским через 70 лет после того, как Пушкин побывал во Владикавказе. В каком году это произошло?

 

Список литературы

1.      Бирагова И.И. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике. Дис. канд. пед. наук. Владикавказ,2001.

2.      Дзуцев Х., Смирнова Я. Жизнь осетинской семьи. – Владикавказ:1993.

3.      Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе \\ Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. – М., 1994.

4.      Калоев Г.Ф. Владикавказ. Экономико-географический очерк. – Владикавказ «Ир», 1994.

5.      Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Сопоева, Нелли Хазбиевна Национально-региональный компонент в системе активизации процесса обучения в начальной школе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Владикавказ, 2000 192 с. РГБ ОД, 61:01-13/18-9

6.      Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб., 2000.