Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В начале третьего тысячелетия в период активного развертывания инновационных технологий и подъема научно-технического прогресса в художественном образовании также важны и необходимы инновационные процессы. Об этом свидетельствуют не только высказывания специалистов научно-педагогической сферы, но и представителей других кругов социально-экономических направлений развития общества. Повышение качества жизнедеятельности общества без совершенствования развития художественного образования, повлечет за собой деградацию членов общества, лишенных одного из основных видов привилегированной деятельности человека, распространяющегося и взаимодействующего со всеми аспектами жизнедеятельности личности.

Одной из проблем в период реформы образования является отсутствие критерия количественной и качественной оценки знаний. Это особенно важно в процессе подготовки художника-педагога, так как многие предлагаемые формы мониторинга не могут эффективно отразить сложный учебно-творческий процесс и результат этого процесса. Метод оценки знаний по сертификату об окончании высшего учебного заведения не может быть объективным фактором уровня образования. Наличие сертификата об окончании учебного заведения не может быть идентифицированным с уровнем требований образовательного стандарта. Формирование рынка образовательных услуг потребовало разработки средств защиты подлинного качества образования от псевдообразованности. В США еще в начале XIX века образовательные учреждения потребовали неправительственного контроля за качеством образования с учетом полной независимости образовательных и государственных органов.

Процесс реформирования системы образования длительный и глубинный, требующий постоянного, систематического изменения содержания образования во избежание ретроспективной формы обучения. А.. В. Салихов отмечает «одна из главнейших причин краха многочисленных за всю историю России реформ в системе образования кроется именно в желании провести их для поднятия производительности общественного труда, культурного уровня населения, но никогда перед реформой образовательной системы не ставилась цель обеспечить развитие через рост знаний, никогда не рассматривались знания как источник и результат развития. Хотя всем уже очевидно, что развитие экономики определяется знаниями, а не только накоплением физического капитала и профессиональными навыками. Знания стали более важными, значимым фактором развития, чем земельные ресурсы, механизмы и труд. Знания в открытом обществе позволяют стать человеку хозяином своей судьбы». (2.9).

Изучение работы художественно-графических факультетов Южного Федерального округа с целью представления объективного и конкретного уровня образования, выявления позитивных и негативных процессов внутри вузовского образовательного процесса потребовало проведение педагогического мониторинга, представляющего комплексную аналитическую систему: по диагностике качества образования, анализа содержания образования. Схеме  проведения педагогического мониторинга предшествовало  изучение межвузовского педагогического опыта, а также научно-исследовательские труды Орлова А.А., Беспалько В.П., Майорова А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотова А.В., Витлина Ж.Л., Кукуева А.И., Махненко С.Г., Короглуева Г.Х.

В обеспечении управления учебно-воспитательного процесса системный педагогический мониторинг является одной  из основных форм систематического контроля, обеспечивающий специальное отслеживание образовательного процесса по единой методике. Для выявления уровня продуктивности дидактического процесса были использованы ряд факторов, выявляющих качество образовательного процесса: содержание учебного материала и уровень учебной подготовки. Педагогический мониторинг как система качественного контроля позволяет проводить анализ в трех параметрах: диагностирование, прогнозирование и проектирование.

Для выявления качественных характеристик учебного процесса по результатам контрольных срезов и анализа соответствия данного качества требованиям государственного образовательного стандарта в ряде вузов Южного Федерального округа сняты измерения общей характеристики успешности обучения в процентном показателе успеваемости студентов. Уровень обученности студентов в процентном отношении проводился на разных курсах с целью выявления качества подготовки на начальном этапе обучения, среднем и завершающем. Диагностика проводилась по стандартному общепринятому образовательному процессу и в рамках проведения научного эксперимента в соответствии с целью научного исследования по совершенствованию интегративно синтезирующего подход в обучении с эффективным использованием содержания изобразительного искусства как обучающего средства.

Для качественного мониторингового исследования результатов художественно-творческого процесса учитываются закономерности учебно-творческой деятельности студентов на практике. Отслеживается уровень владения профессиональными навыками, качество владения понятийным аппаратом в разных видах искусства, уровень исторических и концептуально-теоретических знаний в области искусства, формирование качеств индивидуальной профессиональной зрелости личности.

В процессе оценки учебно-творческой работы студента мы не можем выявить его профессиональные качества как учителя, способности общения с детьми, учета индивидуальных особенностей, способности передачи профессиональных знаний, творческой интуиции, широты эмоциональных ощущений и многого другого, что необходимо высоко квалифицированному специалисту. Учет перечисленных особенностей, а также ряд других продиктовал необходимость не только изучения качества учебно-творческих работ студентов, но и проведение анкетирования и тестирования в области психологии, педагогики, методики изобразительной деятельности.

В нынешних общеобразовательных структурах художественно-эстетического цикла распространены тенденции к обобщенному, беглому изучению учебных дисциплин акцент смещается на дальнейшее постижение тонкостей ремесла студентами самостоятельно. Среди ряда аргументов обосновывающих данные утверждения существует ссылка на интегрированное обучение, на высокий уровень развития технологии. В определенный временной период отведенный на изучение одной из технологий появляется новая, а предыдущая устаревает и является не эффективной и недееспособной. Таким образом, стремление постичь современные новейшие веяния без изучения фундаментальных, базовых основ учебных дисциплин являются формалистическими. Особенную важность данный постулат приобретает в изучении художественно-эстетических дисциплин.

В педагогической практике учет эмоционального состояния студентов, учеников в период обучения важен практически во всех учебных дисциплинах. Поэтому понятия «психологический комфорт», «эмоциональная среда», «эмоциональная разгрузка» занимают важное место в структуре педагогического процесса.

Успешное обучение изобразительному искусству требует обязательное создание эмоциональной среды. Эта важность заключена в природе самого предмета искусства. Эмоциональный фактор существует во всей структуре искусства, художник испытывает восхищение моделью, создает произведение насыщенное собственными переживаниями, зритель воспринимает изображенное и сопереживает увиденному. Становится очевидным, что каждая творческая работа школьника или студента должна быть насыщена яркими эмоциональными образами. Данное обстоятельство не позволяет проводить занятия по изобразительному искусству с технократическим подходом. Усвоение знаний технологии того или другого вида искусства обязательно, но, даже изучая технологические приемы, художнику, в отличие от ремесленника, необходимо помнить, что в элементарном движении в период творческого акта происходит передача эмоционального импульса. Чтобы правильно положить мазок на холст, недостаточно выбрать необходимый размер кисти, добиться необходимой вязкости краски, получить нужный цвет, а также экспрессивно ударить или после продолжения мазка оторвать кисть, вовремя усилить или ослабить давление и многое другое. При отсутствии эмоционального накала перечисленные технологические приемы невозможны. В том случае, когда их пытаются использовать механически, наблюдается цветовой, ритмический, композиционный дисбаланс.

Резюмируя, можно отметить, что в период внедрения инновационных образовательных технологий необходимо сохранять педагогические приемы, выработанные художественным образованием на протяжении веков, независимо от временных и финансовых затрат, исключая риск потери художественных традиций России.



Список литературы

1.        Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей М., 1961

2.        Объективные законы композиции в изобразительном искусстве Хрестоматия /Под. ред. Н.Н. Ростовцева М., 1989.

3.        Прищепа А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно- ориентированный культуросообразный контекст) (А.Д.Д.) – Москва: МПГУ, 2004