18 декабря 2016г.
В последнее время намечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. В мире насчитывается примерно 450 млн. человек с различного рода нарушениями, что составляет почти десятую часть жителей планеты. Этот факт подтверждается Всемирной Организации Здравоохранения, констатирующей, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения. В России на рубеже XX - XXI веков в связи с изменениями в политической, социальной и нравственной сферах жизни особо остро стоят социальные проблемы детей с особыми возможностями здоровья.
Основным пунктом модернизации современной системы образования является идея о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка. Тенденция интегрирования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду отмечается в Российском обществе с начала 90-х годов, в этом свете под интеграцией понимается возможность обучения детей с особыми возможностями здоровья в образовательных организациях общего назначения. Появляются новые требования к организации интегрированного образования, а именно - создание условий для получения без дискриминации качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для данной категории детей языков, методов и способов общения. В этом свете встаёт вопрос о необходимости развития всех сторон общения детей дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а в частности становления инициативности.
Воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора – одна из центральных задач дошкольной организации. Инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению». Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, так как именно в коммуникации проявляется пытливость ума, творческое начало, любопытство, изобретательность, речевая активность. Инициативность – это активность в начинании, активность в продвижении новых идей, начинаний, вовлечение туда окружающих людей.
Инициативность детей старшего дошкольного возраста в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим компонентом социальной реабилитации данного контингента детей. Поддержка инициативности детей старшего дошкольного возраста в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает условие, создающее ситуацию социального развития детей. Многие исследователи рассматривали формирование инициативности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности:
- бытовой труд (Л. А. Порембская)
- конструктивно-игровая деятельность (Ф. В. Изотова);
- художественная деятельность (Н. А. Ветлугина);
- игра (А. И. Матусик, Н. Я. Михайленко, С. А. Марутян и др.).
Ярче всего инициативность детей дошкольного возраста проявляется в общении. Для развития ребенку-дошкольнику с ограниченными возможностями здоровья необходимо самодеятельное, спонтанно возникающее общение, развивающееся по его собственной инициативе. Инициативу будет проявлять тот, кто уверен в себе, в связи с этим коммуникативные задания для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать следующим требованиям:
1. Задания должны содержать простые правила (снимать страх «я не справлюсь»), стимулировать инициативу.
2. Необходимо предлагать задания интересные детям, основанные на личном опыте, связанные с поисковой, творческой деятельностью.
В работе по формированию инициативности детей старшего дошкольного возраста в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо применять методы поддержки детской инициативности:
- разработка предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком разных видов деятельности;
- альтернатива в выборе ребенком товарищей;
- стимулирование обращения ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
-создание условий для тактичного общения с дошкольниками при решении новых задач, обеспечение возможности осуществлять определённые действия с предметами (трогать, ощупывать, строить, вырезать, составлять, изображать);
- становление установок «Я сумею», «Я смогу»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: « Я готов тебе помочь, это очень просто»;
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».
Важным условием становления инициативного общения является воспитание в условиях развивающейся, не авторитарной коммуникации. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы, самостоятельности и инициативности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ребёнок, проявляющий инициативность, умеет осуществлять свою деятельность творчески, проявляет познавательную активность, он стремится к продуктивному диалогу, инициирует разные виды общения. Такие дошкольники могут подыскивать дело, соответствующее собственному желанию; включаются в разговор, предлагают увлекательную, познавательную тему.
Инициативное речевое поведение детей дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями здоровья проявляется прежде всего в том, как они намечают свои действия, ставят перед собой посильные задачи и последовательно их реализовывают. Развитие инициативного общения дошкольников с детьми с ограниченными возможностями здоровья зависит от уровня эволюции когнитивной сферы, творческого потенциала, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Развитие инициативности в общении происходит постепенно, переплетаясь с логикой познания предметов и логикой самоопределения личности ребёнка в окружающем мире. Главная задача педагога – стимулировать и поощрять инициативность, удовлетворять потребность в общении, учитывая персональный ритм развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а не сравнивать его успехи или неудачи с результатами других детей. Нельзя позволять себе оценивать ребенка как личность, а педагогически грамотно высказываться только относительно результатов его работы. Педагог должен учитывать факторы, влияющие на становление инициативного общения дошкольников с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а это – психо - эмоциональное состояние ребенка и окружающая среда, (игрушки, игры, книжки, а также стиль взаимодействия взрослого с ребенком).
Перечислим некоторые советы по развитию инициативного общения детей: внимательный предикат к вопросам дошкольникам; стимулирование желания их задавать; краткость и доступность ответов взрослых; формирование лексических, грамматических и фонетико-фонологических средств речевого общения, овладение самыми распространенными единицами языка и наиболее общими правилами их употребления; освоение менее частотной лексики и частных правил формо- и словобразования.
Развитие инициативности детей дошкольного возраста в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует совершенствованию устной речи детей, формированию предприимчивости, самостоятельности в различных видах деятельности, успешности взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, для поддержки детской инициативности в общении необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
4. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
Список литературы
1. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. - М.: Перспектива. 2009. - 124с.
2. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
3. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. - М.: Владос, 2011. - 167 с.