06 февраля 2016г.
Аннотация
В статье рассматриваются компетентностный и системно-деятельностный подходы к моделированию обучения музыканта исполнительской деятельности, развивающего эмоциональную устойчивость. Разработка аспектов обучения будущего музыканта с учетом психологических особенностей личностных качеств позволит развить профессиональные и общекультурные компетенции студента-музыканта.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, психофизиологические особенности, музыканты- исполнители, профессиональная деятельность, эмоциональное состояние, компетентность.
MODERN SCIENTIFIC WAYS TO MODELLING DEVELOPMENT OF EMOTIONAL STABILITY OF THE FUTURE MUSICIANS
Kuvychko M.E.
Summary
In this paper are considered the competence and system-activity ways to modelling training the musician of developing emotional stability. Development of aspects of training of a future musician in a view of psychological features will allow to develop the professional and the common cultural competence of the student-musician.
Keywords: emotional stability, psycho-physiological features of performing musicians, professional activity, an emotional condition, competence.
Модернизация современного высшего образования, противоречия, сложившиеся в России в практике подготовки профессиональных музыкантов, переход высшего образования на систему бакалавриата и магистратуры в области музыкальных специальностей, изменили систему высшего музыкального образования и требования, предъявляемые к будущему музыканту.
Опираясь на достижения педагогики, психологии, музыковедения, педагоги-музыканты отказались от стереотипов педагогического мышления. Развитие теории в сфере музыкального образования привело к бурному росту новых музыкально-педагогических идей и теории, появлению новых учебников и становлению новых музыкально-педагогических школ.
Все эти изменения выдвинули на первый план компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих музыкантов-исполнителей.
Профессиональная компетентность рассматривается И.С. Кобозевой: «профессиональная компетенция понимается как набор профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих владение определенной профессиональной технологией» [1; 155].
Профессиональные компетенции делят на академические (общенаучные и общекультурные) и специальные (художественно-эстетическая), необходимые будущему специалисту успешно реализовать собственный профессиональный потенциал.
Государственный стандарт высшего образования музыкальных специальностей определяет такие квалификационные характеристики, которые должны способствовать самосовершенствованию и творческой реализации специалиста-музыканта и ориентированы на формирование личностных качеств будущего специалиста. «Одной из важнейших для музыканта является общекультурная компетенция – активная потребность познания многообразных проявлений жизни, сопровождающаяся постоянным стремлением к самообразованию и самосовершенствованию. С ней напрямую связана художественно-эстетическая компетенция – готовность личности к художественно-творческой реализации, самостоятельному познанию искусства, эстетической оценке произведений искусства» [2; 26].
Содержание музыкального исполнительства сопровождается чувствами, эмоциями и настроениями, которые строятся на ассоциативном восприятии и подкреплены способностью проникновения в авторскую идею (эмпатии) и эмоционально-оценочного осмысления исполняемого произведения. Распознание эмоций по В. Медушевскому, является составной частью в структуре«художественного содержания музыки, одновременно и проникается ими, т.е. воспринимает их не только со стороны как образ, как чьи-то чувства, но и как собственные переживания» [3; 26].
Наличие у музыканта-исполнителя академических и специальных компетенций позволяет принять его право принимать решения и действовать самостоятельно благодаря эмоциональной устойчивости в профессиональных ситуациях.
В системе профессионального музыкального образования на сегодняшний день исторически сложившиеся традиции основаны на принципах преемственности различных этапов музыкального образования, к которым относятся многоуровневая система обучения, преемственность методик профессионального обучения и объединение профессионализма с фундаментальными основами музыкального образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по подготовки студентов музыкально-инструментального искусства в комплексе специальных профессиональных компетенций (ПК) выпускник должен обладать «способностью и готовностью к пониманию и использованию музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-9)» [4; 10]. В области формирования общекультурных компетенций (ОК) отмечены «способность и готовность выпускника в повседневной жизни и профессиональной деятельности использовать этические нормы, регулирующие отношения человека к человеку (ОК-12)» [4; 8].
Реализация компетентностного подхода к развитию эмоциональной устойчивости предусматривает широкое использование эффективных форм обучения, способствующих развитию профессиональных навыков студентов.
В целом программы и учебные планы не дают целостного представления о выпускнике-музыканте исполнительского искусства в плане развития эмоциональной устойчивости. Максимальная разработка аспектов обучения будущего музыканта с учетом психологических особенностей личностных качеств позволит развить профессиональные и общекультурные компетенции студента-музыканта.
С учетом компетентностного подхода к обучению студентов высшего профессионального профиля подготовки музыкантов-исполнителей была разработана концептуальная модель развития эмоциональной устойчивости студента-музыканта. Концептуальность модели заключается в серьезной самостоятельной проблеме, решение которой осуществляется благодаря моделированию процесса обучения.
В педагогических исследованиях моделирование объясняется многообразием функций и возможностей. Моделирование рассматривается В.П. Беспалько как «метод опосредованного познания при помощи естественных или искусственных систем, которые способны в определенном отношении замещать изучаемый объект и давать о нем новые сведения» [5; 57]. Перед моделью, таким образом, ставится задача: объяснить, каким образом некоторые стороны изучаемого объекта влияют на другие стороны или процесс в целом.
В комплексе с компетентностным подходом в разработке концептуальной модели развития эмоциональной устойчивости студентов-музыкантов выступает системно-деятельностный подход, направление методологии научного познания. В основе системно-деятельностного подхода, по мнению И.В. Блауберг, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина[6] лежит целостный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов их сущности и отношений.
Греческое слово «systema» совокупность элементов, целое, составленное из частей; взаимодействующее между собой и образующее целостность и единство. Системно-деятельностный подход как понятие был введен в 1985 году и был объединением системного и деятельностного подходов в методологии научных исследований.
«Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований»[7; 140].
Система научных понятий выступает в качестве содержания учебного предмета, а усвоение их основывается на организации системы учебных действий. Методологические подходы способствуют моделированию процесса обучения, развивающего эмоциональную устойчивость будущих музыкантов.
Список литературы
1. Кобозева, И.С. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта как средство обеспечения качества непрерывного образования // Ярославский педагогический вестник – 2013. – № 4. – Том II. – С.154- 159.
2. Масол, Л.М. Компетентностный подход как фактор модернизации художественного образования // Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции – М., – 2006. – С. 24-27.
3. Медушевский, В.О. закономерностях и средствах художественного воздействия музыки – М., – 1976. – 318 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073100 Музыкально-индустриальное искусство квалификации «бакалавр» – М., 2011. – 47 с.
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
6. Блауберг И.В., Садовский В.Н. , Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системных исследований - М.: «Мысль», 1970.–C. 7-48.
7. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н.И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.