Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ТРИЗ-РТВ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребенка. Исследованием проблемы формирования словаря детей занимались такие педагоги, как К.Д. Ушинский, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, В.И.

Логинова.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка в тесной связи с формированием понятийного мышления детей.

Эффективно решать задачи активизации словаря детей позволяют методы ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения). В детском саду №122 «Красное солнышко» эта работа успешно ведется более двадцати лет.

Эффект применения методов ТРИЗ усиливается в процессе использования интерактивного оборудования, которое способствует освоению тризовских алгоритмов. Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) содержит в себе не только работу ребенка с информационным средством (компьютером, интерактивной доской), но и собственную продуктивную деятельность. В свете рассматриваемой проблемы – это преобразование слов, составление словосочетаний и предложений на основе методов ТРИЗ-РТВ.

Наиболее часто используемы педагогами методы синектики (различные виды аналогии), которые не только помогают в формировании словаря, но развивают воображение, фантазию, позволяют раскрепостить мышление.

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Следующий метод ТРИЗ, который также акцентирует внимание на признаках объектов, это метод каталога. С его помощью обучаем детей переносу признаков любого выбранного слова на другое слово, наугад взятое из книги или названий окружающих предметов. Игры, основанные н а этом методе, не только обогащают словарь, но уточняют и расширяют знания о предметах и их действиях. При этом ребенком ведется активный поиск ассоциаций к заданному слову в разных областях. Ребенок испытывает восторг от нахождения нового образа новому слову или словосочетанию.


Дождь гладкий - вода в луже. Дождь блестящий - новогодний. Дождь прозрачный - капли на окне. Дождь мокрый - мокрая одежда, обувь, крыши, скамейки, дорожки. Дождь холодный - со снегом, градом. Дождь теплый-   душ в ванной.

Метод фокальных объектов позволяет перенести признаки трех предметов на выбранный объект. При этом развивается способность к анализу и синтезу, поиску аналогов прямого смысла, метафор. Все это направлено на получение новых словосочетаний, сочинение сказок, закрепление знаний об окружающем мире, активизацию и обогащение словаря.

Например:


Осень - добрая (дарит урожай); строгая (холод, дождь, заморозки); любимая (много овощей, фруктов, цветов); соломенная (стога соломы, сена); озорная (играет с листвой, треплет волосы, белье на веревке); белолапая (выпал снег).

Метод «Полином фантазии» помогает придумывать самые необычные, фантастические сочетания при наборе слов из совершенно разных надсистем, активизировать словарь, развивать аналитическое мышление.

Дети загадывают любое слово из трех букв (например, МАК) и помещают в три столбика, затем называют слова на данные буквы (М – мама, малина, молоко, А – арбуз, акробат… К – кукла и т.д.) Потом из каждого столбика произвольно выбирается слово и из них составляется предложение. Например: Мама принесла арбуз и куклу. Акробат на канате ел малину. Корова на автобусе возит молоко.

Методы системного подхода позволяют решать такие задачи, как обогащение словаря, перевод словарного запаса из пассивного в активный.

В НОД по развитию речи мы используем ряд игр по системному подходу.

Например: дидактическая игра «Кто чем работает?» (идея А.М. Страунинг). Цель: используя системный оператор (СО), расширять словарный запас детей, приводить в систему знания детей о людях разных профессий, видах инструментов, применяемых в процессе работы.




Такая игра позволяет вводить в словарь большое количество слов и быстро его активизировать.

Схема структурного подхода позволяет классифицировать предметы по именам признаков и обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих форму, цвет, вес, размер, материал, качество и т.д.


Например (вопросы к детям): Мяч какой? (по форме, по цвету, по размеру, по весу, по материалу).Наш мячик: круглый, синий, большой (по сравнению с другими мячами), тяжелый, резиновый. В группах старшего дошкольного возраста рассматриваются до 18 признаков объекта.


Метод морфологического анализа в словарной работе с детьми также весьма важен, поскольку он выполняет основные функции классификации материала и создание из двух частей известных объектов одного нового.

Мы используем его на основе морфтаблицы в различных дидактических играх, например: «Так бывает или нет?»

Яблоко - хрустальное - в сказке, в магазине, на стекольном заводе и т.д. Стол - хрустальный - для принцессы, для игры в шахматы и т.д.

Кольцо Луллия (метод морфанализа) представлено несколькими концентрическими кругами. Выбирая стилусом объект с панели, ребенок перетаскивает его в тот сектор Кольца Луллия, который соответствует, по его представлениям, цвету данного объекта. При этом он должен построить словосочетание, в котором будет число, прилагательное и существительное, (Например: 5 черных котят).

Усложнение - составить предложение с полученным словосочетанием 

Игра «Сложи слово» построена также по методу морфанализа, с использованием оси ординат, на пересечении которых образуется новое слово: снег + овик, снег + урочка, снег + опад и т.д.

Это далеко не полный перечень методов ТРИЗ-РТВ, используемый педагогами нашего детского сада.

Диагностика развития словаря воспитанников по итогам целенаправленной работы в данном направлении, показывает положительную динамику формирования лексического запаса у детей.

 

Список литературы

1.      Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Ульяновск, 2000г.

2.      Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников, Ульяновск, 1997г.

3.      Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников, Ульяновск, 2004г.

4.      Страунинг А.М. Методы активизации мышления. Обнинск, 1994г.