Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМА ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ: «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА» КУРСА ФИЗИКИ 7 КЛАССА

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

В настоящее время использование в образовании новых технологий способствует развитию творческих и познавательных способностей ученика, стимулированию его в самостоятельном получении и обработке новых знаний по различным предметам.

Одной из таких новых технологий в образовании является проектная деятельность ученика.

 Как говорится во многих работах, написанных на тему о проектной деятельности ученика, проект – это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее достижении.

Что же касается самой проектной деятельности – это совместная учебно-познавательная, игровая или творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы и направления деятельности, которая направлена на получение общего положительного и верного результата деятельности.

Как указано в рабочей программе Луганской А.А., Луганской  Е.А, главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, а также о этапах проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и способах реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [3].

Как отмечает Полат Е.С., метод проектов можно рассматривать как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом [7].

Как обозначено в работе Серебренниковой С.Г., проектная исследовательская деятельность формирует у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности [8].

Падикова М. В. в своей работе выделяет, что проектная деятельность ведет к изменению функций педагога: учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников [4].

В одной из своих работ Пахомова Н.Ю. определяет метод учебного проекта — как одну из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [5].

Этапы работы учителя и учащихся над проектом [6]:

 

Стадии работы над

проектом

Содержание работы

на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и

целей проекта

Обсуждают предмет с

учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом

проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование

Определение

Вырабатывают план

Предлагает идеи,

источников

информации; определение способов ее сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей

между членами команды

действий

Формулируют задачи

высказывает

предложения

Исследование

Сбор информации

Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование,

решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует,

косвенно руководит деятельностью

Анализ и обобщение

Анализ информации,

Оформление результатов, формулировка выводов

Анализируют информацию

Обобщают результаты

Наблюдает, советует

Представление или

отчет

Возможные формы

представления результатов: устный, письменный отчеты

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает

целесообразные вопросы в роли рядового участника

Оценка результатов и

процесса

Участвуют в оценке путем

коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия

учащихся, их креативность, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчета

 

Последовательность выполнения проектов [6]:

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Начинание

Определение темы,

уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы

Уточняют          информацию.

Обсуждают задание

Мотивирует уч-ся.

Объясняет цели проекта. Наблюдает

2. Планирование

Анализ      проблемы

Определение источников информации Постановка задач и выбор     критериев оценки результатов.

Распределение ролей в команде

Формируют               задачи.

Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и

синтезе. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор  и  уточнение

информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта

Работают  с  информацией.

Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование

Наблюдает.

Консультирует

4. Выполнение

Выполнение

проекта

Выполняют      исследование,

работают     над      проектом. Оформляют проект

Наблюдает. Советует

5. Оценка

Анализ выполнения

проекта.         Анализ достижений поставленной цели

Участвует в коллективном

самоанализе проекта

Наблюдает, направляет

процесс

6. Защита проекта

Подготовка

доклада. Обоснование процесса проектирования

Защищают                    проект,

участвуют в коллективной оценке результатов

Участвуют в

коллективном анализе

 

На мой взгляд, главными достоинствами проектной деятельности на сегодняшний день являются: 

1.        Актуальность: активное участие ученика в получении и систематизации знаний, добыча их самостоятельно и непосредственное использование в жизнедеятельности;

2.        Дифференциальный подход: тема проектов избирается учеником самостоятельно, что способствует реализации его творческого потенциала; в результате этой «свободы»  в выборе темы проекта решаются многие задачи личностно ориентированного обучения;

3.        Использование информационных технологий: при работе над проектом с использованием информационно-коммуникационных технологий обучающиеся приобретают навыки работы с различными компьютерными программами, а также учатся работать в сети Интернет и находить необходимую информацию. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки с применением средств информационно-коммуникационных технологий [1].

4.        Формирование исследовательских умений: ученик самостоятельно выбирает способы и методы исследования выбранной им темы проекта;

5.        Мотивирующий характер: возможность самим контролировать процесс исследования выбранной темы, сотрудничество с одноклассниками.

Но сколько бы не было положительных аспектов проектной деятельности, всегда можно выделить и отрицательные:

1.        Отсутствие системности знаний; 

2.        Узкое направление в получении знаний: упор учеником делается на получении знаний только в выбранной теме, остальная информация не считается нужной и неинтересна;

3.        Краткосрочность проектов;

 4.        Распределение их по группам: в разборе темы участвуют только отдельные представители класса.

 

Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, астрономии, биологии лежат физические законы.

За время изучения физики в школе у учащихся  формируется научный метод познания,  и ученик получает объективные знания об окружающем его мире [9].

На мой взгляд, именно изучение физики в 7 классе позволяет сформировать основные физические понятия, овладеть методом научного познания. Ученик приобретает умения измерять физические величины и проводить различные лабораторные опыты.

Из всего курса физики 7 класса я выбрала тему «Первоначальные сведения о строении вещества». Именно с начала изучения данной темы у ученика формируется:

понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел; понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды) [10].

С нашей точки зрения, проектная деятельность способствует достижению всех указанных планируемых результатов деятельности: предметных, метапредметных, личностных, но в данном случае наша работа нацелена именно на формирование предметных результатов. Соотнесем планируемые результаты выполнения проектов с предметными результатами изучения той или иной темы, указанными в рабочей программе.

Поурочное планирование по физике к УМК А.В. Перышкина 7 класс [9]:



 


По любой из предоставленных тем уроков, можно дать ученикам выбрать тему для своего будущего проекта так, чтобы во время его создания он использовал не только учебную или какую-нибудь другую познавательную литературу, но и самостоятельно проводил опыты.

В методике преподавания физики значительное внимание уделяется работам таких видных работников как Каменский С.Е., Пурышева Н.С., Носова Т.И., Орехова В.П., Объедков Е.С. и др.

С формирующимися УУД по выбранной теме проекты связаны, прежде всего, тем, что на их примере ученик может сам определить явления диффузии в окружающем мире, при этом построив цепочку умозаключений и выводов, которая позволит объяснить роль диффузии в природе.

Таким образом, проектная деятельность  формирует у учащихся наблюдательность, способности к исследовательской и описательной деятельности при изучении выбранных объектов. Проекты могут предлагаться для выполнения как и на уроках, различных кружках по физике, но и дома, желательно под присмотром родителей и старших братьев или сестер. Проекты могут длиться от 10-15 минут до года или двух лет в зависимости от скорости протекания реакций и степени сложности проекта.

 

 

Список литературы

 

 

1. Организация проектной деятельности обучающихся по физике. – ДзюричЕ.А.// http://festival.1september.ru/articles/615972/

2. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Каменский С.Е., Пурышева Н.С., Носова Т.И. и др.; Под. Ред. Каменецкого С.Е. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.

3. Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность» для учащихся 6 класса на 2013-2014 уч. год / Составители - разработчики: Луганская А.А., Луганская Е.А.- классные руководители 6-х классов ГБОУ СОШ №654 имени А.Д. Фридмана //https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fsch 654.mskobr.ru%2Ffiles%2Fproekt_6_2013.pdf&name=proekt_6_2013.pdf&lang=ru&c=5803aa5a7285

4. Проектная деятельность в школе. - ПадиковаМ.В. //http://festival.1september.ru/articles/624317/

 5. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Пахомова Н.Ю., - 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.

6. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» //http://bg-prestige.narod.ru/proekt

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; под ред. Полат Е. С. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

8. Проектная деятельность учащихся на уроках физики. - Серебренникова С.Г. // http://uchkopilka.ru/fizika-i-astronomiya/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/4963-statya-na-temu- proektnaya-deyatelnost-uchashchikhsya-na-urokakh-fiziki

9. Рабочая программа по физике. 7 класс / Сост. Сергиенко Т.Н.. – М.: BAKO, 2015. – 48 с.

 10.   Физика. 7 - 9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Тихонова Е.Н.. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2015. – 400 с.