Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦЕНТРЕ ТЕХНОЛОГИЧСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

В настоящее время перед образовательными учреждениями нашей страны стоит важнейшая задача подготовить разносторонне развитую личность, способную к активному приспособлению в социальной среде общества, самостоятельному, осознанному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, воспитанную в традициях отечественной      и мировой культуры.

В последнее время условия развития экономики нашей страны предусматривают постоянное ускорение темпов развития промышленности, требующие широкой модернизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новой техники и новых технологий, расширения производственных баз. В связи с этим в настоящее время нашему обществу остро требуются инженеры, технологи, конструкторы, а их деятельность связана с разработкой проектно-конструкторской документации, с управлением производствами и производственными процессами. Каждая техническая идея, прежде чем она будет воплощена в реальный объект, проходит этап исполнения в чертеже. Для этого специалисту необходимо иметь багаж технических знаний, в совершенстве овладеть графическими умениями и навыками, графическими средствами информации. Знание языка черчения, умение читать чертежи, работать над ними являются обязательным условием высокой производственно-технической образованности специалиста отечественной промышленности.

Сегодня многие выпускники после окончания школы поступают в технические вузы, где владение начальными навыками черчения (инженерной графики) является одним из условий успешного овладения будущей профессией. Однако, в средней школе предмет «Черчение» исключен из числа обязательных учебных предметов и если в одной школе на изучение этой дисциплины и выделяется один час в неделю, то в другой черчение является одним из элементов образовательной области «Технология». Поэтому очень часто большинству учащихся не хватает полученных начальных знаний по черчению, и в дальнейшем, особенно при продолжении обучения в технических вузах или в профессионально-технических заведениях, испытывают серьёзные затруднения. Несмотря на тот факт, что конструкторская документация в настоящее время выполняется с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР), обучение компьютерной графике возможно только при наличии сформированных навыков черчения вручную. Результаты опроса, проведенного среди обучающихся 9-11 классов, свидетельствуют о следующей проблеме: отсутствие базовых навыков черчения (инженерной графики) у выпускников и запросе на данный курс со стороны обучающихся и их родителей. Для решения данной проблемы в нашем Центре технологического образования были разработаны и ведутся занятия по дополнительным образовательным программам «Геометрическое черчение» для учащихся 9-х классов и «Основы технического черчения» для учащихся 10-11 классов. Целью этих программ является углубленное изучение и расширение объема знаний машиностроительного и строительного черчения, формирование графических навыков, развитие мышления, творческих и конструкторских способностей учащихся, подготовка их к поступлению в технические ВУЗы, профессионально-технические          заведения.

Ведущие педагоги-психологи нашей страны утверждают, что потребность в очень важных для жизненного успеха знаний – одна из самых характерных черт нынешнего учащегося старших классов. Их познавательная активность в процессе приобретения знаний очень часто бывает избирательной по отношению к учебным предметам. Большинству из старшеклассников свойственен прагматический подход к знаниям: пригодятся ли они в будущей трудовой деятельности. Здесь надо отметить, что дополнительные образовательные программы «Геометрическое черчение» и «Основы технического черчения» находятся в выгодных условиях: получаемые в них знания имеют непосредственное отношение к будущим трудовым профессиям и, надо отметить, не только техническим. По чертежам изготавливают станки и самолеты, строят мосты и шахты, возводят жилые здания, прокладывают шоссейные и железные дороги. По чертежам шьют одежду, обувь,  изготавливают посуду, мебель, благоустраивают города и поселки. По чертежам прокладывают свой маршрут лётчики и мореплаватели, а повара, врачи, автомобилисты, специалисты разных профессий пользуются чертежом при изучении устройства сложной аппаратуры, механизмов и машин.

В Центре технологического образования старшеклассникам Белгородского района предоставлена возможность   обучаться по профессиям «Делопроизводитель», «Секретарь руководителя», «Каменщик», «Швея», «Флористика», «Водитель категории «В». Обучение проводится на базе учреждения и имеет целью сформировать у старшеклассников профессиональное мировоззрение, умения, навыки и знания, необходимые данной профессии. Обучение включает кроме набора определенных учебных предметов, практику по специальности. Основная цель практики – позволить увидеть реалии рабочей деятельности и сформировать свое собственное мировоззрение, адаптироваться в рабочей среде.

Реализация профессионального обучения и обучения черчению в Центре технологического образования осуществляется педагогами, которые используют в своей практике различные современные педагогические технологии. Преподаватели, имеющие опыт практической работы, видят, что часто учащиеся не умеют применять полученные на уроках знания в различных жизненных ситуациях. Они стремятся уйти от традиционного подхода к организации процесса обучения, обособленности предметного обучения и добиться его максимальной эффективности и связи с жизнью. В основе традиционной системы обучения лежит преподношение содержания образования в виде учебных предметов, опирающихся на науки, обособленно изучающих окружающий нас мир. Это облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Поэтому у учащихся возникает фрагментарное представление о       мире    и его    законах.

Когда же удаётся объединить знания разных наук об одних и тех же рассматриваемых объектах, то есть использовать межпредметные связи  учебных дисциплин, то  это ведёт к формированию системы знаний.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, актуализируют его, наполняют смыслами.

Так первый интегрированный урок по черчению - урок формирования новых знаний - проходит как урок-путешествие. На этом занятии осуществляется обзор графических изображений. Преподаватели черчения, автодела, швейного производства, флористики и ландшафтного дизайна, строительного дела и делопроизводства представляют учащимся чертежи, схемы, диаграммы, которые связаны с их профессиями и профессиями смежных производств. При изучении развёрток - урок обучения умениям и навыкам - занятие проходит в форме урока-практикума, где учащиеся сначала вместе с преподавателем черчения изготавливают различные коробочки для подарков из картона, а затем под руководством преподавателя швейного дела строят выкройки простых юбок в масштабе 1:10. Во время изучения сборочных чертежей интегрированный урок - урок применения знаний на практике - проходит в форме практикума, где учащиеся вместе с преподавателем автодела разбираются в устройстве и работе отдельных узлов автомобиля, сравнивая сборочный чертёж с макетом, а затем с преподавателем черчения изучают из каких деталей состоят представленные узлы, сколько их и какая форма у этих деталей. В организации уроков, где изучаются строительные чертежи, обязательно принимают участие преподаватели строительного дела и флористики и ландшафтного дизайна. Сначала это урок формирования новых знаний, проходит он в форме урока-исследования. А затем интегрированный урок - урок применения знаний на практике - проходит в форме защиты творческих проектов, над которыми работали учащиеся, сформированные в группы.

Итак, интегрированные уроки являются мощным стимулятором мыслительной деятельности. На этих уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни.

На уроках учащиеся начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для ребенка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой непривычный ход урока, смена обстановки и преподавателей в процессе работы побуждает    интерес и стимулирует активность.

Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, преподаватели Центра технологического образования делают процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей изучаемых наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

 

Список литературы

 

1.        Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996. 

2.        Кларин М.В. Технологии обучения: идея и реальность. Рига, 1999.

3.        Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.