Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Когда в семье появляется ребенок, для каждого родителя он становится просто чудом. Чудесам все удивляются, поэтому с рождением малыша начинается эпоха открытий. Из беспомощной крохи он превращается в разумного почти самостоятельного человека. И в каждой семье мечтают, чтобы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и умным, способным, творческим и талантливым человеком. Основы для более успешного развития закладываются в раннем детстве.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Одной из задач данного нормативного документа является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений, как с самим собой, так и с другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Хочется отметить, что дошкольники во всех областях своей жизни и деятельности нуждаются в помощи взрослых, в их разумном руководстве и прямом обучении. Без помощи со стороны взрослых дети разочаровываются в своих силах.

Организованная, систематическая передача знаний, умений и навыков в дошкольном учреждении осуществляется на основе Образовательной программы во время НОД (непрерывной образовательной деятельности), охватывающей пять образовательных областей:

   социально-коммуникативное развитие; 

   познавательное развитие;

   речевое развитие;

    художественно-эстетическое развитие; 

   физическое развитие.

В ДОУ дошкольники знакомятся с окружающей действительностью, обучаются родному языку,  счету, рисованию, лепке, конструированию, пению, физическим упражнениям.

 Внешние проявления творчества многообразны. Они выражаются, прежде всего, в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченности какой-либо деятельностью.

Исследователи показывают, что развитие речемыслительной деятельности детей неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, локомоциями, в частности ходьбой, дети познают предметы и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т.е. понимания слов. Следовательно, чем раньше ребенок начинает хорошо говорить, ползать, бегать, легко манипулировать мелкими предметами (ножницами, карандашом, кисточкой и т. д.), тем более активно идет его ознакомление с окружающим миром, создаются предпосылки для быстрого развития интеллектуальной сферы.

Учеными установлено, что до подросткового возраста интеллект главным образом опирается на память. В процессе развития все психические функции (внимание, память, мышление, воля) образуют сложную систему, где центральной ведущей функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Память ребенка опирается на мышление, происходит запоминание понятиями, отношениями. У детей дошкольного возраста, отличающихся хорошей памятью, переход к понятийному мышлению может начаться раньше, чем у сверстников. Это выражается в стремлении ребенка быть логичным в рассуждениях, в его требованиях доказательств суждений.

«Понимание действительности, понимание другого и понимание себя – вот, что приносит мышление в понятиях» – писал известный психолог Л.С. Выгодский.

Взрослым необходимо обращать внимание на систематичность знаний ребенка. Не следует стремиться к тому, чтобы ребенок как можно больше запоминал фактов, названий, событий и т.д. Важно помнить, что для правильного развития ребенка «куча мала» из фрагментных знаний куда менее важна, а возможно и не нужна, чем стремление упорядочить, систематизировать информацию посредством причинно-следственных зависимостей и обобщений. Ребенок, пересказав сказку, рассказ, должен объяснить, что он понял в произведении, объяснить причины поступков, описав их своими словами.

Психологические исследования показывают, что преобладающая у творческого (одаренного) ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в большой чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружении нового в обычном.

Многочисленные вопросы ребенка, которые озадачивают и утомляют взрослых, есть не что иное, как проявление творческого склада ребенка. И правильно делают те, кто пытается ответить на эти многочисленные вопросы, это с лихвой окупится. В детстве многие дети талантливы. Исследователи отмечают, что в творчестве детей есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством. Важно вовремя понять ребенка, его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, нельзя разрушать его необдуманным словом или поступком. Не стремитесь навязывать детям стереотипы, которые взрослым кажутся привычными и правильными. Повзрослев, ребенок не будет продолжать считать, что в лесу живут розовые и сиреневые медведи и т.д. Просто свое отношение, переживание, оценку ребенок может передавать через цвет.

Поэтому не надо навязывать ребенку своих интересов, а следует дать ему свободу выбора, поиска. Это не значит, что нужно пустить все на самотек. Важно вовремя поддержать, помочь, но в своей помощи как бы идти за ребенком, а не «тащить» его, навязывая свое мнение.

Нельзя захваливать ребенка, этим формируя у него повышенную самооценку. В дальнейшем ему придется не просто, т.к. малейшая неудача может привести к кризису, обиде на всех. Так же страшно не видеть открытий ребенка, не показывать своего интереса к его успехам, после такого отношения гасятся положительные эмоции, радость у ребенка.

Детское творчество может внезапно начать затихать и угасать. Причиной этого может стать смена интересов, увлечений или отсутствие интереса со стороны старших, насмешки, критические замечания.

Полученные от взрослых знания, дети переносят в самостоятельную деятельность. Когда обучение планомерно и систематично и носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное развитие творчества. Грамотно организованное обучение дает детям возможность приобрести необходимый опыт для развития полного творческого самовыражения, самообучения и самоконтроля. Во время обучения происходит усвоение навыков художественного восприятия картины, сказки, музыки, овладение образовательными сведениями, упражнение в творческих навыках. Огромную роль в становлении детской деятельности, развитии детского замысла играет народное творчество. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребенка. Эта разнообразная деятельность пробуждает к жизни многие художественные способности детей. Дети восторгаются меткостью, образностью, напевностью мелодий песни, интересным рисунком хоровода. Все это доставляет им удовольствие и под влиянием этого переживания их рисунки, песни, рассказывания становятся образными, выразительными.

Для того чтобы любая детская деятельность (игровая, художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, музыкально-двигательная и др.) успешно развивалась и чтобы в ней совершенствовались творческие способности необходимо формировать у детей трудолюбие, настойчивость и упорство.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, относящиеся к успешности выполнения какой-либо деятельности. Они развиваются под воздействием внешних условий, в которых воспитание и обучение играет большую роль.

Условия, благоприятствующие развитию детского творчества: 

1.        Систематическое обогащение ребенка новыми впечатлениями путем   наблюдений хорошего качества (природы, быта, различных видов искусств, общественной жизни).

2.        Предоставление ребенку разнообразных необходимых материалов в  достаточном количестве и хорошего качества.

3.        Создание творческой атмосферы, сочетающей требовательность взрослого с уважением к ребенку, приветливостью и мягкостью.

4.        Учет индивидуальных особенностей, интересов, склонностей и способностей детей. 

5.        Побуждение к художественному творчеству с помощью интересных, разнообразных творческих заданий.

6.        Установление правильных взаимосвязей между познавательными и творческими заданиями. 

7.        Варьирование творческих заданий в зависимости от различных видов деятельности и детского возраста.

Творчество детей является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Детское творчество своей непосредственностью, свежестью выражения доставляет удовольствие, восхищение даже для искушенных зрителей.

Список литературы

 

 

1.        Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».- Режим доступа: справоч.-правов. Система «Консультант Плюс».

2.        Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флёрина. – М., 1956.– 159 с.

 3.        Художественное  творчество  в  детском  саду.  Пособие  для  воспитателя  и  музыкального руководителя / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – 174 с.