18 декабря 2016г.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особое внимание уделяется «качеству образования как комплексной характеристике образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам» [2, с. 6].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) «при разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы, которая может быть ориентирована на практико-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности как основной» [1, с. 4].
В результате освоения программы бакалавриата у студента в курсе «Организация услуг экскурсионного сервиса» должны быть сформированы:
общепрофессиональные компетенции: готовность разрабатывать технологии процесса сервиса, развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя (ОПК-2);
профессиональные компетенции: готовность к применению современных сервисных технологий в процессе предоставления услуг, соответствующих требованиям потребителей (ПК-6);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные понятия и термины дисциплины; основы информационной деятельности туристско-экскурсионного предприятия.
Уметь: пользоваться современными технологиями туристской деятельности.
Владеть: содержанием работы экскурсионного учреждения.
Преподаватели ВУЗов находятся в постоянном поиске форм организации обучения, методов, средств обучения, способствующих формированию у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций в курсе «Организация услуг экскурсионного сервиса» большую роль играет выполнение студентами практико-ориентированных заданий при использовании преподавателем возможностей внеурочных форм организации обучения. Данные задания студенты выполняют после посещения тематических музейных и обзорной экскурсии в своем родном городе. Приведем примеры таких практико- ориентированных заданий.
Задание № 1: В рамках посещения тематической экскурсии в музее, последующего знакомства с информацией на его сайте составьте: а). карточку музея по плану; б). перечень приемов показа, используемых экскурсоводом на экскурсии; в). перечень приемов рассказа экскурсовода.
Приведем примеры выполнения студентами вышеприведенного задания для двух музеев, на основе экскурсии, анализа сайтов музеев и материалов специальной литературы [3].
Карточка музея «Дом самовара». 140400, г. Коломна, Московская обл., ул. Посадская, д. 11. Режим работы музея «Дом самовара»: с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00, в субботу и воскресенье с 10.00 до 19.00. Сайт: http://domsamovara.ru. В музее «Дом самовара» существует предварительная запись на экскурсии. Планировка: музей «Дом самовара», кафе «У самовара», гостевой дом.
Из истории. Музей основан в 2016 г.
Туристские продукты музея. В настоящее время в его фонде 400 самоваров из частной коллекции семьи Буровых из г. Коломны. Это классические пузатые самовары, экземпляры форм «груша», «классическая чаша», «бочонок», «походный плоский», курьезный самовар «эгоист» на одну кружку, а также эксклюзивные работы мастеров и современные варианты. В экспозиции представлены самовары и в интерьере, например, стол, накрытый для праздничного чаепития 20-го века. Дополняют коллекцию старинные предметы и вещи, являющиеся частью домашнего быта 19 – 20 веков.
Экскурсии: названия экскурсий соответствуют названиям экспозиции музея. Музей организует и выездные выставки своих экспонатов.
Приемы показа во время экскурсии: предварительный осмотр, прием зрительного анализа, прием описания, последовательность показа. В целом показ предшествует рассказу.
Приемы рассказа во время экскурсии: подчиненность рассказа показу, конкретность рассказа, адресность рассказа, доступность изложения, наличие пауз в рассказе ( карточку выполнила студентка 3 курса Андрианова Я.).
Карточка музея «Музейная фабрика пастилы». 140400, г. Коломна, Московская обл., ул. Полянская, д. 4. Режим работы музея «Музейная фабрика пастилы»: ежедневно с 10.00 до 20.00. Сайт: http//kolomnapastila.com. В музее «Дом самовара» существует предварительная запись на экскурсии.
Из истории. Музейная фабрика расположена в комплексе пастильной фабрики коломенских купцов Чуприковых на Полянской улице. Сама фабрика была основана в 1852 г. купцом К. Ф. Чуприковым. В 1884 г. она перешла по наследству его сыну П. К. Чуприкову. В своем развитии пастильная фабрика прошла три этапа. Первый этап – 1852 – 1884 гг. Это время становления фабрики. Второй этап –1890 – 1914. Это время расцвета заведений Чуприковых. Третий этап начался в 1914 г. (время упадка пастильного заведения в связи с началом Первой мировой войны).
Планировка:
1. Главная мастерская с двумя мастерскими: пастильной и конфетной.
2. Мастерская для приготовления варенья.
3. Флигель. В нем располагалась спальня для рабочих и бакалейно-колониальная торговля П. К. Чуприкова.
4. Жилой дом Чуприковых.
5. Сараи, конюшни, коровник на хозяйственном дворе (не сохранились).
Открытая в ее стенах в 2011 г. «Музейная фабрика пастилы» стала преемницей традиций пастильного производства города и хранительницей уникального фабричного комплекса, похожего на «островок» старой купеческой Коломны. Музейная фабрика пастилы – уникальный объект культурного наследия России, воспроизводящий бренд города – коломенскую пастилу в месте его исторического бытования.
Туристские продукты музея. Базовая театрализованная программа «Музейной фабрики пастилы» с дегустацией пастилы на тему: «Как выделываются славные коломенские пастилы». Экскурсия с чаепитием в малиновой гостиной «Пастильно-конфетное заведение купца Чуприкова». Летняя театрализованная программа с чаепитием в музейном саду, с самоваром и осмотром «Музейной фабрики пастилы» на тему:
«12 самоваров, девица на выданье и щеголь». Образовательная театральная программа по письмам и мемуарам Ивана Ивановича Лажечникова с чаепитием и дегустацией пастилы на тему: «На Елисейских полях, в садах изиды…». Образовательная театральная программа по письмам А. С. Пушкина и И. И. Лажечникова с чаепитием и дегустацией пастилы «Какую пастилу ел А. С. Пушкин».
Приемы показа: показ имеет такие признаки, как: первичность и главенствующее значение показа (экскурсионный процесс развивается в направлении от показа к рассказу); логическая последовательность показа (последовательность предопределена логикой изложения материала по теме экскурсии); сюжетность показа. Приемы: предварительный осмотр, зрительная реконструкция (восстановление первоначального вида фабрики), локализация событий (связь событий с конкретным местом).
Приемы рассказа: Признаки рассказа: подчиненность рассказа показу, использование зрительных доказательств, адресность, конкретность. Приемы рассказа: описание, экскурсионная справка, характеристика, объяснение, цитирование, ссылка на очевидцев ( карточку выполнила студентка 3 курса Корнеева Е.).
Задание № 2. Составьте карточку одного экскурсионного объекта по плану. При выполнении задания используйте специальную литературу [3, с. 201].
Выполнение студентами практико-ориентированных заданий способствует закреплению материала лекционно-семинарских занятий.
Список литературы
1. ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 сервис (уровень бакалавриата). –URL:http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/93.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Проспект, 2015. – 160 с.
3. Хуусконен Н. М. Практика экскурсионной деятельности / Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанок. – СПб. : «Издательский дом Герда», 2007. – 208 с.