Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Авторы:
Город:
Шадринск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Рассматривая процесс подготовки будущих учителей начальной школы к реализации ФГОС, мы утвердились во мнении о том, что способы продуктивной деятельности не могут быть преподнесены студенту в готовом виде. Каждый обучающийся вуза, опираясь на собственные способности и возможности, должен вырабатывать свои способы и приемы профессиональной деятельности путем приобретения и применения в ней профессиональных знаний и умений, выработки профессионально значимых личностных качеств. Нужно только помочь будущему учителю раскрыть эти возможности, тогда процесс подготовки к реализации ФГОС НОО преодолеет стихийность и будет протекать наиболее эффективно

Анализ философской, психологической и педагогической литературы по данной проблеме показал, что при определении понятия «педагогические условия» необходимо учитывать положение о том, что условия представляют совокупность обстоятельств, определяющих достижение цели осуществляемой деятельности.

В педагогической литературе представлено несколько взглядов на данный вопрос. Так, Л.Г. Борисова рассматривает условия как «составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся», и выделяет в этой среде подсистемы биологических, психологических и социальных условий [1].

Мы в своей работе опираемся на определение А.Я. Найна, который под педагогическими условиями подразумевает совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, материально- пространственной среды, направленных на решение поставленных целей [4].

Анализируя психологическую и педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что в современных исследованиях уделяется довольно много внимания проблеме педагогических условий осуществления и повышения эффективности образовательного процесса, в том числе и подготовки будущих учителей начальных классов к реализации ФГОС НОО.

Анализ научной литературы, позволил сделать вывод о том, что авторы исследований выделяют свои педагогические условия в зависимости от направленности исследования и объединяют их в разные группы. Такое разнообразие объясняется различиями в постановке конкретных целей исследования, требованиями к качеству подготовки специалистов, различиями теоретико-методологических подходов и т.д. Но важно отметить и общее в позициях авторов: наличие сходных объектов исследования, опора на общие философские, психолого- педагогические положения, составляющие основу исследования, а также понимание необходимых и достаточных условий.

Поскольку решение проблемы подготовки будущих учителей начальной школы к реализации ФГОС НОО также предполагает выявление необходимых и достаточных педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса, скажем о них.

В философском понимании достаточными считаются условия, из наличия которых с необходимостью следует существование какого-либо явления. Если из всех наборов достаточных условий убрать общие, получим необходимые условия, т.е. условия, которые представлены каждый раз, когда имеет место обусловливаемое явление. Полный набор необходимых условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности, и к которому нельзя добавить ничего, что было бы излишним с точки зрения обусловливания данного явления, называют необходимыми и достаточными условиями.

В психолого-педагогической литературе данная проблема также нашла свое отражение в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, А.Я. Найна, П.И. Пидкасистого, Г.Н. Серикова и др.

Из приведенных выше определений следует, что необходимые условия эффективного функционирования какой-либо системы – это условия, без которых система не может работать в полной мере, то есть нельзя ни одно из них исключить. Достаточные же условия – это условия, к которым не следует ничего добавлять для эффективной работы системы.

В нашем случае необходимость введения педагогических условий вытекает из анализа психологической и педагогической литературы, опыта работы вуза, результатов исследования, которые показывают невозможность получения желаемых результатов без обеспечения предлагаемых нами условий.

На основе анализа психологической и педагогической литературы, обобщения существующего педагогического  опыта, а также исходя из цели и  задач нашего исследования, мы выделили совокупность педагогических условий, содействующих успешной организации процесса подготовки студентов к реализации ФГОС НОО:

-   интеграция содержания психолого-педагогических дисциплин за счет введения курса по выбору: « Новый образовательный стандарт в начальной школе»

-    усиление практической направленности процесса подготовки будущих учителей начальных классов к педагогической деятельности на основе использования новых методов, форм обучения, ориентирующих на реализацию ФГОС НОО;

Выбор из всего многообразия необходимых и достаточных педагогических условий позволили нам говорить именно о совокупности педагогических условий, рассматривая совокупность как «сочетание, соединение, представляющее общую сумму чего-нибудь»[1].

Учитывая, что данный процесс мы рассматриваем как систему с присущими ей связями и отношениями, следует отметить, что влияние одной из составляющих системы на другие неоспоримо и влечет за собой изменения не только в ней самой, но и в других составляющих. Поэтому, содействуя успешной организации исследуемого процесса разработанной нами совокупностью педагогических условий, прежде всего, мы будем влиять на центральную составляющую модели – процессуальный блок, включающий компоненты и этапы процесса подготовки. Отметим, что каждое выдвинутое нами условие способствует эффективному протеканию одного из этапов, включающих в себя компоненты процесса подготовки к педагогической деятельности будущих учителей начальной школы и отличающихся цикличностью. Так, первое условие содействует успешному протеканию теоретического этапа, второе – практического, что в целом ведет к повышению уровня подготовки будущих учителей начальных классов к реализации ФГОС НОО как прогнозируемому результату.

Проводя исследование, мы пришли к убеждению, что вузовский период обучения в плане подготовки студентов к реализации ФГОС НОО должен отличаться комплексностью, преемственностью и системностью. Поэтому в качестве первого условия мы определили обеспечение интеграции содержания психолого- педагогических дисциплин за счет введения курса по выбору «Новый образовательный стандарт в начальной школе». Наше исследование требует внимания к термину «интеграция» - «объединение в целое каких-либо частей, элементов» [9]. Остановимся на нем подробнее.

В философии под «интеграцией» понимается «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы, в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, - так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов[7].

В настоящее время ученые интеграцию рассматривают как процесс развития системы, направленный на достижение определенного результата – формирование главного интегративного качества – целостности, то есть, как отмечает И.П. Яковлев, «интеграция выражает динамику системы, а целостность – результат движения» [9].

Реализуя структурно-функциональную модель подготовки студентов к реализации ФГОС НОО в начальной школе, мы считаем, что запланированный нами результат будет лучше достижим, если интегрировать содержание психолого-педагогических дисциплин в рамках обучения в вузе. Это даст возможность студентам не только приобретать необходимые профессиональные знания, но и осуществлять межпредметные связи, углубляя и расширяя усвоенные психологические и педагогические понятия. Для анализа обозначенной проблемы это особенно значимо, поскольку феномен подготовки к педагогической деятельности в условиях ФГОС рассматривается в области педагогики, педагогической психологии, что изначально предполагает наличие интегративных связей.

В нашем исследовании эти связи усиливаются за счет введения в процесс профессиональной подготовки разработанного нами курса по выбору, реализация которого будет способствовать расширению, систематизации и обобщению знаний будущих учителей в области педагогики, формированию соответствующих профессиональных умений, диагностике профессионально значимых личностных качеств, повышению позитивной мотивации к педагогической деятельности за счет использования самооценки. Но, прежде всего, немаловажным мы считаем приобретение студентами в ходе изучения данного курса знаний о ФГОС НОО, что дает нам возможность управлять процессом его реализации.

Таким образом, реализация первого условия способствует в большей степени приобретению профессиональных знаний, наряду с профессиональными умениями, а также пониманию того, какие профессионально значимые качества развиты в личности каждого студента, а какие необходимо развивать для успешного осуществления педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, достаточен ли уровень позитивной мотивации к ней, что ведет к более эффективному протеканию теоретического этапа процесса подготовки будущих учителей начальной школы к реализации ФГОС НОО.

Раскрыв первое условие, содействующее успешной организации исследуемого процесса, мы утвердились во мнении, что процесс подготовки невозможен лишь посредством изучения теоретических основ преподавания. Теоретически освоенные знания, установки необходимо перевести в умения, которые затем нужно подвергнуть проверке на практике, чтобы убедиться, что будущим учителем выбран оптимальный путь подготовки, связанный с реализацией ФГОС НОО. Мы согласны с мнением Н.В. Черепановой [8], которая считает, что процесс подготовки студентов влияет на качество обучения и закрепляется в процессе педагогической практики на основе глубокого осознания студентами основных законов развития системы человеческих отношений. Следовательно, необходимо второе условие, реализуемое в процессе подготовки будущих учителей начальной школы к педагогической деятельности в условиях ФГОС НОО – усиление практической направленности процесса подготовки будущих учителей  начальной  школы к  реализации ФГОС НОО на основе использования специальных инновационных методов, приемов, форм, а также новых образовательных технологий. Раскроем его более подробно.

Реализуемый на занятиях практический материал был сгруппирован по блокам, а именно:

-      первый блок включал реальные жизненные педагогические ситуации, реализуемые посредством использования кейс-метода, способствующие выработке профессиональных умений и формированию профессионально значимых действий при работе с ФГОС НОО;

-    во второй блок были включены специальные задания (методические задачи), используемые будущими учителями в процессе педагогической практики. Обоснуем использование кейс-метода, цель которого – научить студентов анализировать информацию о ФГОС, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы начального образования, связанные с реализацией ФГОС НОО, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и  формировать программы действий. Реализуя в образовательном процессе данный метод, мы развиваем у студентов аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные умения, самоанализ.

Педагогическая практика, по мнению Г.М. Коджаспировой, – одна из важнейших форм педагогической подготовки будущего учителя. Она направлена на практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, реализацию их в ходе практической работы, осмысление педагогических явлений и фактов. Педагогическая практика является органической частью учебно-воспитательного процесса в высшей школе и обеспечивает  соединение теоретической подготовки учителя с его будущей практической деятельностью. Проводимая в реальных условиях учебно-воспитательного учреждения педпрактика позволяет приобретать студентам первоначальный опыт педагогической деятельности, поэтому является необходимой составной частью содержания образования и важнейшим звеном в системе подготовки учителя, отражая ее целостность[3].

Перед педагогической практикой студентам ставились определенные задачи. Мы выделим из них те, которые подтверждают возможность и необходимость содействия в подготовке будущего учителя к реализации ФГОС НОО:

-    овладение будущими учителями знаниями о ФГОС НОО и профессионально значимыми умениями в процессе освоения новых программ, учебников, УМК;

-           развитие      устойчивой      потребности      в      педагогическом      самообразовании     и      постоянном самосовершенствовании.

В начальной школе на практике применялись теоретические знания студентов, проверялись умения владеть методикой преподавания основных дисциплин, строить продуктивное общение с педагогами, обучающимися и родителями. В деятельности и общении проявляются профессионально значимые личностные качества будущих учителей, формируются умения педагогической деятельности работать в новых современных условиях реализации ФГОС НОО на основе собственного педагогического опыта с опорой на опыт учителей начальной школы. Все это отражает практический этап процесса подготовки будущих учителей начальной школы к педагогической деятельности в процессе реализации ФГОС НОО.

Процесс подготовки будущих учителей начальных классов  к реализации ФГОС НОО включает применяемый дидактический инструментарий: последовательность и целесообразность подбора методов, приемов и средств.

Методы обучения будущих педагогов к реализации ФГОС НОО в процессе профессиональной подготовки можно условно разделить на несколько групп:

информационно-управленческие – передача информации о том, что и как нужно делать, изучая ФГОС НОО, создание условий для усвоения этой информации, например, оформить и представить папку с документами о Государственном стандарте, с диагностическим материалом, комплексом упражнений или заданий в соответствии с новыми требованиями к результатам обучения;

организационно-педагогические методы – реализуются через консультации, беседы, индивидуальные собеседования с педагогами, например, проведение преподавателями индивидуальных и групповых консультаций, бесед, собеседований по вопросам внедрения ФГОС НОО;

распорядительные методы – издание различных документов (положений, инструкций) и доведения их содержания до сведения студентов, например, разработка и распространение рекомендаций и методических пособий по оформлению учебной документации в соответствии с ФГОС;

профессионально-методические методы – различные формы повышения уровня педагогического мастерства будущих учителей, изучение, обобщение, распространение передового опыта, проблемные семинары, индивидуальные консультации;

экономические методы – грантовые программы, материальное вознаграждение (премии, стипендии) по результатам работы за семестр, год, выполнение дополнительных научно-исследовательских работ; образовательные стажировки педагогов-интернов[2].

С целью развития системного мышления, умения обобщать, делать выводы, развивая при этом наблюдательность, интерес к выбранному предмету нами была организована работа проблемной группы, рассматривающая основные компоненты ФГОС НОО, требования к его реализации; уроки, спланированные в соответствии с требованиями стандарта. В процессе профессиональной подготовки рассматривались также формы работы, связанные с письменным оформлением хода исследования и его результатов: отражение педагогических новшеств в текстах лекций, обсуждаемых на кафедрах; организация выставок передового педагогического опыта преподавателей вуза; подготовка тезисов выступлений и докладов по реализации ФГОС НОО на научно-практических конференциях; написание научно-методических статей, отражающих процесс реализации ФГОС НОО; работа над учебными пособиями, монографиями с анализом педагогических инноваций преподавателей высшей школы.

Подведя итог вышесказанному, отметим, что качество подготовки будущих учителей начальных классов к реализации ФГОС НОО зависит от множества условий: интеграции содержания психолого-педагогических дисциплин за счет введения курса по выбору «Новый образовательный стандарт в начальной школе»; усиление практической направленности процесса подготовки будущих учителей начальной школы к реализации ФГОС НОО на основе использования специальных инновационных методов, приемов, форм обучения, формирование профессиональных компетентностей у студентов, соответствующих современным требованиям и планируемым результатам.

 

Список литературы

1.      Борисова, Л.Г. Педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Борисова Л.Г. – Калининград, 2001. – 215 с.

2.      Генике, Е.А. Активные методы обучения: новый подход. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2014. – 176 с.].

3.      Педагогическая практика в начальной школе: Учебное пособие для студентов / Г.М. Коджаспирова и др.М. : «Академия», 2000. – 272 с.

4.      Найн, А.Я. Общенаучные понятия в педагогике [Текст] // Педагогика. – 1992. – № 7-8. – С. 15-19.

5.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение,2010. – 31с.

6.      Чиндилова, О.В. От государственных стандартов «первого поколения» к новому образовательному стандарту. – Начальная школа плюс: до и после. - № 11. – 2009. – С. 3 - 5.

7.      Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред.: С.С. Аверинцев и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 814 с.

8.      Черепанова, Н.В.Индивидуальный стиль педагогической деятельности будущих учителей начальной школы: учебно-метод. пособие / Н.В. Черепанова; Шадр. гос. пед. инс-т. – Шадринск: ШГПИ, 2012. – 145с.

9.      Яковлев, И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством [Текст].- Л.: ЛГУ, 1987. - 97 с.