Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ КАК КОМПОНЕНТ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
р.п.Карсун, Ульяновская область
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей и их приобщению к миру профессий взрослых. Дети быстро перенимают новые оценки результатов труда (выгодно – невыгодно и др.) и установки взрослых. Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», поэтому в сложившихся условиях необходимо многое переосмыслить в организации педагогической деятельности в формировании интереса подрастающего поколения к трудовой деятельности.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания в системе дошкольного образования. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий, о роли труда в жизни людей, результатах труда, мотивах трудовой и профессиональной деятельности.

Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых [4]. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми [1].

Ознакомление детей с профессиями должно проводиться заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще достаточно времени. Ранняя профориентация носит преимущественно информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности [3].

Важное значение трудовому воспитанию придавали отечественные педагоги. К.Д. Ушинский, в частности, определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В их трудах отмечено, что первое отличие состоит в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение [1].

А.В. Запорожец отмечет, что трудовая деятельность - это деятельность человека направленная на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов - орудий труда. Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий. В процессе труда человек регулирует и контролирует его ход, сличая полученный результат с предполагаемым, прилагает волевые усилия, преодолевая трудности для достижения намеченного.

В.А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В теории и практике воспитания детей дошкольного возраста, большое место в трудовом воспитании детей отводится ознакомлению с трудом взрослых, профессиями, так как это способствует формированию представлений о роли труда в жизни людей, воспитанию стремления участвовать в труде. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «Больницу», «Магазин», «Стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей — путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало определения дела всей его жизни, причем весьма своевременное, т.к. впечатления детства самые прочные.

На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о профессиях взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

Самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Его общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которые им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей. Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии. У малыша складывается уважительное отношение к труду взрослых. Знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности [2].

В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, - заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны - привить детям желание стать профессионалами в своём деле.

В последние годы разработаны и внедрены в образовательную практику программы по ознакомлению дошкольников с миром профессий: «Беседы с дошкольниками о профессиях» (Т.В. Потапова), «Профессии, какие они?» (Т.А. Шорыгина) и др.

В условиях реализации ФГОС ДО возникает необходимость поиска новых подходов к организации трудового воспитания, в т.ч. к ознакомлению детей с миром профессий [5, с.110]. Например, одним из направлений такого поиска, на наш взгляд, является организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнёрами. Сегодня ДОО является открытой развивающейся системой, которая становится местом пересечения самых разных социальных институтов. В качестве социальных партнёров могут выступать: Дом детского творчества, краеведческий музей, детская библиотека, музыкальная школа, школа, пожарная часть, ГИБДД, больница, почта и т.д.

Перспективным представляется исследование концептуальных и аксиологических основ трудового воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Актуальна и проблема использования инновационных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ, в процессе ознакомления дошкольников с миром профессий. Кроме этого, исследовательский интерес составляет изучение данной проблемы с позиции краеведческого подхода.

Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с миром профессий как компонент  трудового воспитания в детском саду сегодня не только не утрачивает своей актуальности, но и наполняется новыми смыслами: ценностным, концептуальным, технологическим.

 

Список литературы

1.      Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой.-М.: Просвещение,1974.-192с.

2.      Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров.- М.: Просвещение, 1988.

3.      Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. – М., 2007.

4.      Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56-63.

5.      Нестерова А.А. Ранняя профориентация как направление социокультурного развития дошкольников/ Современные технологии в дошкольном образовании: реалии и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. – С. 110 – 113.