Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Вопрос духовно-нравственного развития нашего общества достаточно часто поднимается в сообщениях и докладах ученых, политических деятелей, руководителей министерств образования, здравоохранения и др., как важная государственная задача, требующая внимания и развития. Отмечается, что решение данной задачи должно реализовываться на всех уровнях общественной жизни. Образовательные институты в решении данной задачи играют главенствующую роль и являются педагогическим механизмом имеющим возможность воздействовать на общество в целенаправленном воспитательном процессе.

Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач современного Российского государства [1]. Важнейшие задачи воспитания — формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. В последние годы в высшей школе активно внедряется переход педагогической направленности на духовно-нравственное развитие студентов [1; 4; 5].

Воспитательная среда ВУЗа является одним из основных способов влияния на личность, поэтому значение среды в воспитании и обучении всегда было в центре внимания ведущих отечественных педагогов.

Расставляя приоритеты высшей медицинской школы, специалисты ведут речь о необходимости дать выпускнику вуза профессиональные знания, умения, навыки на современном научном уровне по важнейшим разделам медицины; вооружить опытом постоянного наращивания своей компетентности, самосовершенствования в области избранной специальности; создать условия для личностного роста и развития творческой личности врача. Первая цель чётко сформулирована в Федеральных государственных образовательных стандартах по всем специальностям, тогда как относительно двух других такой определённости нет. Врачевание - не только применение полученных знаний, но обязательно и развитие этих знаний, т.е. при врачевании должна быть использована идея развития. Богатство врача, его личности - отнюдь не образованность сама по себе. От врача требуется, прежде всего духовное богатство, вот что приобретает все большее значение. У него должно быть постоянное ощущение высокого достоинства своей профессии, ответственности гражданина и одновременно мастера своего дела.

Необходимо говорить о педагогических условиях воспитательной среды, влияющей на личностно- профессиональное становление обучающихся в учреждении высшего профессионального образования.

Какой же должна быть воспитательная среда вуза, для того, чтобы эффективно решать задачи личностно- профессиональной подготовки современного специалиста?

Различные исследователи отвечают на этот вопрос по-разному.

Н.Е Щуркина определяет воспитательную среду факультета как совокупность предметно- пространственного, поведенческого, событийного и информационного культурных окружений [2].

Предметно-пространственное окружение становится воспитательным лишь тогда, когда оно «вочеловечено», когда за предметом видится отношение, за вещами угадываются интересы, студент активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство вуза.

Поведенческое окружение - рождается как некая единая карта поведения, свойственного студентам и преподавателям в данном вузе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: традиции, ритуалы, обычаи, установившиеся интонации в обращении, характер совместной деятельности студентов и преподавателей и др. В поведенческом окружении очень важны динамизм и общий тон образа жизни. Такой динамизм задается в деятельности различных студенческих сообществ (клубов, общественных организаций, студенческого научного общества и т.д.), которые создают благоприятную среду общения, атмосферу профессионально - личностного роста.

Событийное окружение - это совокупность попадающих в поле восприятия индивида событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов: характер межличностных отношений, превращение студенческого коллектива в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей, встречи выпускников, дни открытых дверей и др.

Информационное окружение - является воспитывающим, когда в вузе есть оптимально укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; студенты имеют необходимое методическое обеспечение учебного процесса; преподаватели делают все возможное, чтобы приобщить студентов к самообразованию, приучают будущих специалистов слушать публичные выступления, проводятся конкурсы, вводятся регулярные реферативные и научные сообщения, студенческие научные конференции. Важно, применительно к вузовскому образованию, учитывать мощный воспитательный потенциал научной школы, в которой происходит становление профессионала.

Особенности общения преподавателей и студентов можно охарактеризовать как взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса.

Целостность содержания воспитательного процесса обусловлена непротиворечивостью личностной и социальной значимости получаемой студентами системы знаний и умений, согласованностью действий всех структурных подразделений медицинского университета в создании условий постоянного саморазвития в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также деятельности, выходящей за рамки учебного процесса и расширяющей пространство творческого самовыражения, как студентов, так и преподавателей.

Объединение и взаимодействие различных видов творческой, духовно-нравственной, социальной и научной деятельности способствуют включению студентов в многообразные социально-ценные и личностно- значимые виды деятельности, развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, креативные и инструментальные способности.

Перед педагогами и студентами есть определенные задачи, решение которых позволит прийти к достижению главной цели - обеспечению необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательной среды в медицинском ВУЗе, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала. Эти задачи таковы: 1) повышение социального статуса воспитания в системе образования в медицинском вузе; 2) повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; 3) укрепление и развитие воспитательных функций вуза, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий; 4) использование отечественных традиций и современного опыта в воспитании; 5) развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания.

Следует более остановиться на рассмотрении условий реализации задач воспитательной работы в медицинском университете.

Планомерное освоение медицинских знаний дает широкие возможности для воспитательной работы на всех кафедрах и курсах медицинского ВУЗа.

Философские науки в процессе их изучения должны дать студентам сведения об основаниях бытия и человеческого существования и этим содействовать процессу постановки вопросов о смысле жизни. Необходимо убеждать студентов в эвристической ценности знаний об общем для понимания частного, формирования мировоззренческой позиции с целью выработки эффективной для личности и приемлемой для общества нравственной и гражданской линии жизни, способствовать формированию у студентов навыков поискового, гибкого, диалектического мышления. Студенты должны понимать, что знание, которому не сопутствует нравственность, может принести беду, что человек ответственен за свои действия, достижение оптимальных результатов во взаимодействии с окружающим миром возможно лишь на нравственной основе.

Одна из важнейших задач преподавания философских дисциплин - развитие у студентов чувства ответственности за судьбу страны [3].

Необходимо способствовать формированию политической культуры студентов, интереса к политической жизни региона, страны, мирового сообщества, потребности самостоятельно осмысливать политические события, критически оценивать источники информации. Для формирования у студентов чувства национальной гордости полезно использовать такие примеры как победа над фашизмом, прорыв в космос, достижения в области экономики, культуры, спорта,

Формируя у студентов объективное представление о ходе исторического развития страны, надо акцентировать внимание не только на сложностях исторического пути, но и на том позитивном опыте, который имелся в культурной, политической, социальной жизни России.

Воспитательная среда, сформированная в медицинском ВУЗе, позволяет двигаться к достижению основных целей воспитания. Определим их как: 1) философско-мировоззренческая ориентация студента в понимании смысла жизни, своей уникальности и ценности; 2) приобщение к системе культурных ценностей, выражающих богатство общечеловеческой и общенациональной культуры, воспитание личного отношения к ним; усвоение общечеловеческих норм гуманизма, истины, справедливости, добра, красоты; следование им в жизни и культивирование интеллигентности как значимого качества личности; 3) воспитание патриотизма в единстве этических и эстетических ценностей, уважение к законам страны и гражданским правам; 4) развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни; 5) ориентация на целостное развитие личности, в том числе социокультурное и профессиональное в их единстве.

Таким образом, основными направлениями профессионального воспитания должны стать:

-   создание в вузе культуросообразной среды [6];

-    обеспечение условий для максимального и всестороннего самовыражения студента и преподавателя в конструктивной социально полезной деятельности;

-   стимулирование разноуровневого и разноаспектного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в различных видах совместной деятельности.

Выводы:

1.    Воспитательная среда медицинского ВУЗа представляет собой систему, которая состоит из множества компонентов и решает задачи профессионально-личностного развития, саморазвития и самореализации будущего врача на основе индивидуально-творческого подхода, свободного выбора форм и видов внеучебной деятельности.

2.   К ведущим тенденциям организации внеучебной воспитательной деятельности студентов медицинского ВУЗа относятся профессионально-педагогическая направленность, решение задач воспитания молодежи, демократизация и гуманизация.

 

Список литературы

1.      Бородаева Л.Г. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России / Л.Г. Бородаева. // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». — 2012. — № 3(17). — С. 24—28. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1348482562.pdf (дата обращения 11.11.2015).

2.      Весна М. Самоорганизация в студенческой учебной группе. / М. Весна. - М.: Высшее образование в России, 2003. № 2. - С.93-95.

3.      Дёмкина Е.В. Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста. / Е.В. Дёмкина // Электронный научно- образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания».  — 2012. — № 3(17). — С. 39-42. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1352378312.pdf (дата обращения 12.11.2015).

4.      Набродов Г.М. Духовно-нравственная компетентность врача. / Г.М. Набродов, А.А. Филозоп // Современные тенденции в образовании и науке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях, 2013. – С. 105-106.

5.      Мережко М.Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов // Общество: философия, история, культура. / М.Е. Мережко. — 2011. — № 3-4. — С. 118-120.

6.      Щуркова Н. Е. Новые характеристики современного воспитания / Н.Е. Щуркова. // Педагог.- 1998. - -№ 1. WWW            документ.           [Электронный           ресурс]           —           Режим           доступа.          -           URL.: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog 1/articll 1 .html (дата обращения 12.11.2015).