Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШАБЛОННОСТИ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
30 декабря 2017г.
Аннотация

В данной статье рассматриваются методы преодоления шаблонности.

Ключевые слова: шаблонность, детский рисунок, методы преодоление шаблонности.

На сегодняшний день существует большое количество методик для преодоления шаблонности у детей в изобразительной деятельности. Но многие из них не были внедрены в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций в силу разных причин. Но более плачевная ситуация с объединением всех разрозненных разработок в общую методическую концепцию, которая смогла бы быть использована как основа для формирования творческой личности еще на начальном уровне образования.

Выделим наиболее эффективные методы, которые позволяют активизировать внимание дошкольника, сделать его мышление более подвижным и, как следствие, преодолеть шаблоны и стереотипы в изображении:

·         наблюдение предмета, в процессе которого ребенок будет запоминать его, выделять существенное в его визуальном облике;

·         обследование предмета – этот метод может помочь в случае, если не все характеристики достаточно очевидны при помощи наблюдения;

·         метод творческих заданий, в котором ребенок будет преобразовывать уже имеющийся графический образ в соответствии с предложенными условиями;

·         рассматривание картин и иллюстраций – прием, который обогащает визуальный опыт ребенка, распространяет его; глядя на многообразие образов, созданных профессиональными художниками, ребенок может открыть для своего творчества новые средства выражения, будет развивать свое восприятие, художественно-образное мышление, фантазию и т.д.

Важным условием, при котором развитие детского изобразительного творчества будет проходить наиболее успешно – это вариативность заданий и вариативность работы педагога с детьми в процессе непосредственно организованной изобразительной деятельности. Творческая обстановка на занятии, необычное начало работы, разнообразные материалы, игровые моменты и оригинальные задания обеспечивают непосредственность детского восприятия.

Важно в развитии детского творчества и преодолении шаблонности в детском рисунке также обеспечить доступность самых разнообразных нетрадиционных художественных техник [2]. Они должны подбираться в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста. Начинать внедрять такие техники следует от более простых, к более сложным.

В самом начале можно предложить детям рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п. Если в более раннем возрасте эти техники были интересны ребенку сами по себе, то теперь, в старшем дошкольном возрасте они способны дополнить и распространить графический образ, созданный ребенком более простыми средствами.

Техниками, которые способны «разбудить» творческое воображение обучающихся, являются более сложные в освоении кляксография и монотипия. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Работа по ознакомлению с нетрадиционными художественными техниками осуществляется поэтапно. Алгоритм работы должен включать в себя следующие этапы:

1.       знакомство с художественной техникой

На первом этапе проходит знакомство с новой техникой, детям сообщаются новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Ребенку предоставляется возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки.

2.       упражнения в художественной технике

На втором этапе дети непосредственно упражняются в использовании нетрадиционных художественных техник (материалов, инструментов и способов их применения). Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений.

3.       самостоятельный перенос знаний и умений в собственную творческую деятельность

Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний.

Главная цель преодоления шаблона – дать ребенку понять, что есть огромное количество способов и возможностей выразить свое понимание мира. Преодоление шаблонности в детском рисунке мы предлагаем рассматривать сразу по нескольким направлениям:

·         Использование различных художественных материалов и приемов работы с ними – акварель, гуашь, пастель, цветные карандаши, уголь, мел, сангина и т.д.

·         Использование нетрадиционных техник – аппликация (из природных материалов, картона, цветной бумаги, пластилина); пластилинография, пальчиковое рисование, песочная анимация, томповка, изонить и т.д.

·         Использование новых форм, при создании уже известного предмета или явления (к примеру, дом – ботинок, дом – кувшин и т.д.)

Еще одним из наиболее эффективных методов преодоления шаблона, который может включать в себя самые разнообразные методы и технологии, является иллюстрирование сказок с разработанными педагогом проблемными ситуациями.

Выбор  сказки как основного средства, направленного на преодоление шаблонности в рисунках детей старшего дошкольного возраста обусловлено целым рядом преимуществ. Перечислим их:

·         Интерес к теме

Дети любят сказки, потому что они открывают для них мир волшебства и фантазии. Они переживают вместе с героями удивительные приключения и поэтому ситуации, которые мы можем предложить им для решения им интересны. Мы не просто рассказываем сказку ребенку, а предлагаем практически принять в ней активное участие, решать проблемы сказочных персонажей посредством своей фантазии и воображения.

·         Всеобъемлющий метод

Когда мы выбираем сказку в качестве средства преодоления шаблонности, мы можем организовать ее в абсолютно любом ключе и использовать самые разные приемы, материалы и техники детского творчества. Ранее мы уже указывали, что есть несколько способов преодолеть сложившийся в детском творчестве графический шаблон – метод творческих заданий, наблюдение и анализ иллюстраций, исследование объекта изображение, использование различных техник. Все эти методы в том или ином виде можно включить в процесс иллюстрирования ребенком сказки.

·         Терапевтический эффект от использования сказки

В последнее время сказка активно используется психологами и педагогами для решения различных проблем, возникающих у ребенка в процессе взросления. В нашем случае, наряду с эффектом, полученным от иллюстрирования сказки, как средства преодоления шаблона, мы можем развивать речевые, коммуникационные и навыки эмоциональной регуляции ребенка. Таким образом, сказкотерапия – отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям, а также средство развития различных аспектов личности ребенка.

Однако, сама сказка как метод преодоления шаблона не будет работать, если педагог ее специальным образом не приспособит для данной задачи. Для этого необходимо разработать ряд различных проблемных ситуаций, которые будут активизировать творческий потенциал и фантазию ребенка.

Таким образом, мы видим, что существует достаточно большое количество эффективных способов преодолеть шаблон. Однако сказка, как основа для искоренения стереотипного образа – наиболее подходящая модель, поскольку она не только интересует ребенка в силу его возраста,  но и при определенных дополнениях педагога в форме проблемных ситуаций, вызывает у него желание сопереживать героям, помогать им, находить выход из трудных моментов путем обхода шаблона.

 

Список литературы

 

1.   Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. дисс. докт. псих.наук. [Эл.ресурс]:URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19198.php (Дата обращения: 24.05.2017).

2.    Уланова С. Л. Формирование графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 71 - 75.