Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ В ТЕХНИКЕ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Аннотация: в статье выполняется краткий обзор основных способов работы в акварельной живописи, даётся краткая характеристика материалов, используемых в технике акварельной живописи.

Ключевые слова: изобразительное искусство, акварельная живопись, творческий потенциал, техника, материалы.

Акварельная живопись обладает большим потенциалом в развитии у детей художественно- творческих способностей, позволяет решать широкий круг образовательных задач в силу возможности использования в акварели большого количества техник и приёмов. «Акварель помогает овладеть пространством и формой предметного и воображаемого мира» [4, с. 4]. В то же время, акварель обладает множеством нюансов, которые следует учитывать при обучении, так как пренебрежение ими вызовет у детей трудности и впоследствии может вовсе оттолкнуть их от изучения техники акварельной живописи.

Все акварельные техники можно разделить на две основные группы: акварель «по-сухому» и акварель «по-сырому». В каждой из этих групп, в свою очередь, можно выделить несколько более мелких. В первую группу входит акварель, выполняемая как в 2-3 слоя, так и в более высоком количестве слоёв, т.е. в лессировочной технике. Вторая группа состоит из техники «а-ля прима» и самой техники «по-сырому». Их отличие заключается в том, что техника «а-ля прима» однослойная и выполняется за один сеанс, в то время как техника «по-сырому» позволяет дописывать мелкие детали уже по сухой поверхности.

В акварели можно выделить ещё одну группу техник – смешанную. Эта группа подразумевает творческое использование материалов «применение творческих методов в работе с акварелью делает урок интересным и увлекательным» [2, с. 82]. Она подразумевает введение в акварель дополнительных материалов. Чаще всего добавляют белила для обозначения бликов или прорисовки мелких светлых деталей на тёмном фоне. Помимо белил, с акварелью можно сочетать тушь, пастель, цветные карандаши. Необычных эффектов можно достигнуть, если ввести в акварель воск, соль, применить приём разбрызгивания. Например, соль, нанесённая на сырую работу, растворяясь, высветляет под собой бумагу, создавая текстуру листьев или капель, поэтому её с успехом можно применять на занятиях, посвящённых пейзажу. Сочетая в работе акварель, воск и чёрную гуашь или тушь, можно предложить детям поработать в технике «граттаж».

Смешанная техника у детей вызывает наибольший интерес. Это объясняется возможностью сочетать несколько материалов в одной работе, а также результатом, полученным от их применения. «Применение в работе такой техники, как монотипия, использование воска, соли учит экспериментировать в искусстве, активизирует художественно-творческие способности и образное мышление» [1, с. 83].

В технике акварели к качеству используемых материалов выдвигаются повышенные требования, так как акварель не терпит частых исправлений.

Основная нагрузка в акварельной живописи ложится на бумагу. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник, будет сделан выбор в пользу бумаги  с гладкой или с шероховатой фактурой.

Фактура бумаги зависит от способа прессовки: холодной или горячей. Холодная прессовка придаёт бумаге характерную шероховатость, в то время как горячая наоборот, делает бумагу гладкой. Бумагу с гладкой фактурой лучше применять при работе в смешанной технике, например с тушью или маркером, а также в работе, предполагающей наличие большого количества мелких деталей. Шероховатую бумагу лучше использовать для больших заливок цветом. Однако, вне зависимости от поверхности, акварельная бумага должна обладать достаточной плотностью для того, чтобы краска имела возможность впитаться в неё и закрепиться. На бумагу с одинаковой высокой плотностью, но с разной фактурой, краска ляжет одинаково хорошо. В то же время, при выборе между двумя видами бумаги, обладающими низкой плотностью, лучше остановиться на бумаге холодной прессовки, так как на ней краска лучше закрепится из-за шероховатой фактуры.

Низкоплотностную бумагу лучше не использовать для лессировочной техники, т.к. такая бумага не сможет глубоко впитать краску, и впоследствии верхние слои краски будут вымывать нижние. Данную бумагу лучше применять для коротких этюдов, техник «по-сырому» и «а-ля прима».

В классической акварельной технике белая краска не используется, её роль выполняет незакрашенная бумага. Однако не всегда имеется возможность оставить белые места белыми. Например, если перед художником стоит задача написать натюрморт со стеклянным графином в технике «а-ля прима», то блики на стекле оставить не тронутыми будет непросто. В подобной ситуации он может воспользоваться белилами, но тогда работа будет считаться выполненной в смешанной технике, или воспользоваться приёмом процарапывания. Последним приёмом пользовался ещё Томас Гёртин, один из основоположников английской акварельной живописи, в своей картине «Белый дом в Челси». Данный приём заключается в том, что белые места на картине получают путём аккуратного удаления верхнего слоя бумаги с краской с помощью какого-нибудь острого предмета. Этот способ имеет смысл применять для выявления бликов и других мелких деталей. С недавнего времени у акварелистов появился ещё один способ, позволяющий сохранять белые места на полотне – маскирующая жидкость. Она представляет собой раствор на основе латекса. После нанесения на бумагу она довольно быстро высыхает, образуя резиновую плёнку, защищая поверхность от попадания краски. По окончании работы она легко удаляется ластиком. Маскирующая жидкость позволяет намного облегчить работу акварелиста, даёт возможность работать сразу большими заливками, не боясь закрыть цветом не нужные места.

Большим успехом на занятиях акварельной живописью пользуется такая техника, как «граттаж». Далее предлагается методика проведения занятия в этой технике. Для выполнения задания лучше ограничиться тремя основными цветами: жёлтым, красным и синим с нанесением их на акварельную бумагу с высокой плотностью. В случае проведения занятия в общеобразовательной школе, можно использовать обычную акварельную бумагу. Выбор цветов обуславливается тем, что, во-первых, позволит закрепить навыки получения дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового и зелёного, а также их оттенков),  и, во- вторых, малое количество цветов поможет избежать появления грязи на рисунке.

Сначала лист акварельной бумаги увлажняется достаточным количеством воды. Важно, чтобы бумага была именно влажной, так как это позволит краскам лучше взаимодействовать между собой и впитываться в бумагу. Большое значение имеет то, что цвета должны смешиваться внутри структуры бумаги, а не на её поверхности. При избыточном количестве воды краска будет «плавать» и хуже смешиваться. В этом случае плавные цветовые переходы не получатся. Краски лучше наносить от светлой к тёмной в следующей последовательности: жёлтая, красная, синяя, в хаотичном порядке по всей площади листа. Цветовые пятна лучше располагать рядом, а не одно на другом. Нанося их подобным образом, дети смогут нагляднее проследить процесс смешения красок. Это постепенно приведёт к изучению особенностей колористического построения в живописи, так как «изучение колорита и его возможностей занимает центральное место в обучении живописи» [3, с. 91]. После нанесения красок нужно дождаться, чтобы бумага полностью высохла. Затем на просохшую работу нужно нанести слой воска. Для этого подойдёт как восковые мелки, так и обычная свечка. Слой должен быть достаточно плотным, чтобы на нём можно было легко работать. Подобное задание лучше не давать детям младше 3-4 класса, так как им тяжело покрыть воском лист бумаги равномерно. На последнем этапе на бумагу наносится чёрная гуашь или тушь. После высыхания туши, в зависимости от сложности композиции и уровня подготовки детей, наносится подготовительный рисунок. Его можно выполнять тупым мягким карандашом – в этом случае у детей появляется возможность исправлять ошибки. Итоговый рисунок, напротив, нужно делать хорошо отточенным карандашом или другим заострённым предметом.

Организация уроков, посвящённых акварельной живописи, требует от учителя большой подготовительной работы, так как содержит в себе много особенностей и нюансов. Правильно выстроенные систематические занятия акварелью на уроках изобразительного искусства позволят детям освоить интересную живописную технику, развить творческое мышление, а также получить удовольствие от проделанной работы.

Список литературы

 

1.        Семенова М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью./ – М.: Начальная школа плюс До и После/ № 09, 2009. – 24-28 с.

2.      Семенова М.А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого- педагогический журнал № 9 – М.: ООО «Баласс», 2012 – С. 82-86.

3.        Семенова М.А. Колорит в акварельной живописи. / М.А. Семенова // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 3/12 – М.: ООО «Баласс», 2012. – С. 91-94. 

4.        Семенова М.А. Практикум по работе водорастворимыми красками: учебно-методическое пособие / М.А. Семенова. – М.: МГПУ, 2013. – 52 с.

5.         Фармаковский М.В. Акварель: ее техника, реставрация и консервация/ - М.: Издательство В.       Шевчук , 2000. – 296 с.